Организация финансового контроля производственно хозяйственной деятельности. Проверка финансово хозяйственной деятельности. Проверки, контроль и доверие

План лекции

  • 2.1 Виды контроля и их классификация
  • 2.2 Приемы и способы, используемые при проведении контроля
  • 2.3 Контролирующие органы

Контрольные вопросы

Виды контроля и их классификация

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль):

  • 1. Государственный контроль - осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:
    • - Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.
    • - Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.
    • - Специализированный контроль -- возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).
  • 2. Внутренний контроль - выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.
  • 3. Аудиторский контроль - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель -- проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.
  • 4. Общественный контроль - осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель -- проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

  • 1) вневедомственный - предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;
  • 2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

  • 1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
  • 2. Экономический контроль - осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.
  • 3. Производственно-технический контроль - осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель -- установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

  • 1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • 2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

  • 1) систематический (регулярный) контроль - производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;
  • 2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами" (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

  • 1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.
  • 2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).
  • 3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.
  • 4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.
  • 5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия акционеров и инвесторов к обществу и повышение осведомленности исполнительного органа о состоянии дел в обществе. Основной целью такого контроля является защита инвестиций акционеров, обеспечение органов управления четкой и своевременной информацией о результатах принимаемых решений, выявление и пресечение злоупотреблений со стороны должностных лиц и сотрудников общества.

Законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа - ревизионной комиссии (ревизора), избираемой общим собранием акционеров, как правило, из их числа, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора), выбор которой относится к компетенции совета директоров общества. Однако следует учитывать, что ревизионная комиссия и независимый аудитор имеют некоторые ограничения в своей деятельности, которые могут поставить под сомнение эффективность осуществляемого ими контроля.

Ревизионная комиссия (ревизор) избираются общим собранием акционеров, как правило, из числа самих акционеров, подавляющее большинство из которых не имеют специальных знаний, опыта и не обладают необходимой квалификацией. Главной задачей ревизионной комиссии является проверка годового отчета общества, и члены комиссии редко проявляют инициативу, поскольку размер выплачиваемого им вознаграждения не зависит от эффективности их работы, а выявление нарушений в бухгалтерской отчетности требует высокой квалификации, значительного времени и усилий.

В связи с тем, что выбор независимого аудитора общества входит в компетенцию совета директоров, большинство членов которого составляют директора, лояльные контролирующему акционеру (группе контролирующих акционеров), при выборе аудиторской организации (аудитора) существует риск того, что такие директора могут поддаться соблазну выбрать аудитора, на которого они смогут оказать влияние с тем, чтобы он скрыл результаты злоупотреблений или ошибочных решений руководства общества, за которые должен нести ответственность совет директоров.

Для повышения эффективности контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества рекомендуется подкрепить деятельность ревизионной комиссии и независимого аудитора дополнительными органами, создаваемыми в рамках общества - контрольно-ревизионной службой (служба внутреннего аудита) и аудиторским комитетом совета директоров.

Следует отметить, что создание системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, включающей ревизионную комиссию (ревизора), комитет по аудиту совета директоров и независимого аудитора, не потребует от общества существенных дополнительных затрат, а лишь учета рисков конфликта интересов и мотивации, при определении полномочий этих органов. В тоже время такая система предполагает исключительно эпизодический контроль за хозяйственными операциями общества и не приспособлена для текущего контроля и оперативного реагирования. Для осуществления текущего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу (службу внутреннего аудита), включающую достаточное количество работающих на постоянной основе специалистов. Создание такой службы сопряжено с дополнительными затратами на ее содержание и может оказаться невыгодным для небольших предприятий, однако для обществ, располагающих значительными активами, имеющих высокие показатели производства и оборота, расходы на создание контрольно-ревизионной службы могут целиком оправдать себя.

Необходимо разграничивать компетенцию входящих в систему контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества органов и лиц, осуществляющих разработку, утверждение, применение и оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

Для того, чтобы процедуры внутреннего контроля и система управления рисками работали эффективно, рекомендуется разграничить обязанности по применению и оценке эффективности таких процедур. Рекомендуется, чтобы разработка процедур внутреннего контроля осуществлялась исполнительным органом совместно с контрольно-ревизионной службой общества и комитетом по аудиту.

Утверждение таких процедур следует отнести к компетенции совета директоров общества. Применение процедур внутреннего контроля должно входить в обязанности исполнительного органа. Обязанности по оценке эффективности и подготовке предложений по совершенствованию действующих в обществе процедур внутреннего контроля рекомендуется возложить на комитет по аудиту совета директоров общества.

Комитет совета директоров по аудиту, ревизионная комиссия и контрольно-ревизионная служба общества должны формироваться из лиц, обладающих достаточными квалификацией, опытом и независимостью для эффективного выполнения возложенных на них функций в рамках системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

С целью обеспечения должной объективности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров. В тех случаях, когда это невозможно в силу объективных причин, комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором, а в его составе должны преобладать независимые директора. В уставе общества рекомендуется установить дополнительные требования к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту.

Также рекомендуется предусмотреть в уставе общества, что лица, являющиеся значительными акционерами или аффилированными лицами значительных акционеров, или других должностных лиц общества, не могут избираться в состав ревизионной комиссии, или, как вариант, не могут составлять большинство ее членов. Целесообразным также является установление требования о том, что в состав ревизионной комиссии могут избираться только лица, обладающие специальными знаниями - владеющие основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Личностные качества членов комитета по аудиту и ревизионной комиссии не должны вызывать сомнений в том, что они будет действовать в интересах общества, поэтому на данные должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию.

Одним из оснований сомневаться в том, что члены комитета по аудиту или ревизионной комиссии будут действовать исключительно в интересах общества, является наличие у них конфликта интересов, вызванного участием в иных юридических лицах, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах. Поэтому не рекомендуется, чтобы членами комитета по аудиту, ревизионной комиссии были лица, занимающие должности в обществе или юридическом лице, конкурирующем с обществом.

Эффективное функционирование контрольно ревизионной службы является невозможным без обеспечения надлежащей степени независимости ее сотрудников, в первую очередь, от влияния на нее исполнительного органа. Рекомендуется, чтобы сотрудники контрольно-ревизионной службы принимались на работу и увольнялись по решению руководителя контрольно ревизионной службы, который, в свою очередь, нанимался и увольнялся по решению комитета по аудиту совета директоров. В тоже время руководитель контрольно-ревизионной службы должен быть подотчетен совету директоров, комитету по аудиту и исполнительному органу общества, с которым он должен поддерживать постоянный контакт и сообщать о выявленных нарушениях или негативных тенденциях в работе общества. Размер вознаграждения (заработной платы), выплачиваемого обществом сотрудникам и руководителю контрольно-ревизионной службы должен определяется по рекомендации комитета по вознаграждениям совета директоров общества.

На заседаниях комитета по аудиту руководитель контрольно-ревизионной службы обязан представить отчет, в котором должны быть отражены следующие вопросы за отчетный период: выполнение финансово-хозяйственного плана, соблюдение процедур внутреннего контроля, управление рисками (возникновение непредвиденных рисков), проведение нестандартных операций. Рекомендуется, чтобы заседания комитета по аудиту проводились регулярно по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (плановые заседания).

В случаях создания в обществе контрольно-ревизионной службы рекомендуется предусмотреть во внутренних документах общества, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и работников общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующим внутренним документом общества.

Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным в обществе, в том числе наличие необходимых согласований с руководителями подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком.

Операции, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности общества (финансово-хозяйственного плана) могут свидетельствовать как о негативных тенденциях в деятельности общества (злоупотреблениях должностных лиц, необходимости предпринимать меры для разрешения возникших кризисных ситуаций), так и позитивных результатах хозяйственной деятельности (использовании обществом выгод неожиданно сложившейся рыночной конъюнктуры). О подобных операциях контрольно-ревизионная служба и исполнительный орган общества должны проинформировать совет директоров. Требование о получении исполнительным органом от совета директоров предварительного разрешения на совершение такой операции является чересчур обременительным и грозит сковать инициативу исполнительного органа.

Совет директоров регулярно должен получать всю информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности общества. Одним из источников такой информации должен быть отчет руководителя исполнительного органа. В случае образования контрольно-ревизионной службы отчет ее руководителя является альтернативным источником информации. Также рекомендуется, чтобы члены комитета по аудиту проводили периодические встречи с сотрудниками контрольно-ревизионной службы без присутствия руководителя службы с целью выявления неоднозначных или сомнительных бухгалтерских практик. Важным источником информации должен быть канал связи, который бы позволял сотрудникам общества, сохраняя анонимность и конфиденциальность, сообщать комитету по аудиту о подозрительных операциях или сомнительных практиках.

С целью получения советом директоров общества полной информации об имеющих место нарушениях при совершении хозяйственных операций комитету по аудиту рекомендуется регулярно представлять для рассмотрения на заседаниях совета директоров заключения о выявленных за соответствующий период деятельности общества нарушениях. Заключения о выявленных нарушениях рекомендуется также представлять ревизионной комиссии общества. В таких заключениях следует указывать исчерпывающую информацию о выявленных нарушениях, в том числе о лицах, виновных в их совершении, а также о причинах и условиях, способствовавших их совершению. В заключениях комитета по аудиту общества могут содержаться рекомендации о путях и способах предупреждения подобных нарушений в будущем.

В отчеты комитета по аудиту, кроме того, рекомендуется включать информацию, касающуюся анализа коммерческих и иных рисков, связанных с конкретными сделками и операциями общества, и оценки адекватности систем управления и контроля над рисками.

Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В ходе внеочередной проверки могут проверяться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за конкретный период времени.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за проведение проверок, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения.

Рекомендуется, чтобы внеочередная проверка финансово-хозяйственной деятельности общества была начата не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров. Срок ее проведения не должен превышать 90 дней.

Заключение ревизионной комиссии должно подписываться всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Эффективность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества повышается, когда ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту. Рекомендуется, чтобы она предоставляла этому комитету полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемые заключения.

Акционеры общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица формируют мнение об обществе на основании информации о его деятельности. Важным источником информации о деятельности общества, в том числе негативной, является заключение независимой аудиторской организации (аудитора). Профессиональная компетентность аудиторов, честность и ответственность при исполнении ими своих обязанностей являются теми принципами, которые должны соблюдать аудиторские организации (аудиторы) в процессе своей работы.

Аудиторы должны быть объективными и, следовательно, сохранять независимость в отношениях с исполнительным органом, советом директоров общества и его значительными акционерами. Обеспечение независимости аудитора является достаточно серьезной проблемой. Рекомендуется, чтобы критерии независимости аудитора были закреплены в уставе общества, а комитет по аудиту при отборе аудиторских организаций (аудиторов) для представления совету директоров осуществлял бы проверку соответствия таких аудиторских организаций (аудиторов) критериям независимости. Не может считаться независимой аудиторская организация (аудитор), являющаяся аффилированным лицом члена исполнительного органа, совета директоров, значительного акционера или самого общества.

Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам. Контроль за устранением выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность предоставляемой акционерам информации. Осуществление такого контроля рекомендуется поручить комитету по аудиту общества.

В ЗАО «Туроверовское» для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества Общим собранием акционеров избирается Ревизор Общества. По решению Общего собрания акционеров Ревизору Общества в период исполнения им своих обязанностей может выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением им своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Общего собрания акционеров.

К компетенции Ревизора Общества, кроме вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах», относятся:

ѕ проверка и анализ финансового состояния Общества, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;

ѕ проверка своевременности и правильности ведения расчетных операций с контрагентами, бюджетом, а также по оплате труда, социальному страхованию, начислению и выплате дивидендов и других расчетных операций;

ѕ проверка соблюдения при использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности действующих норм и нормативов,

ѕ утвержденных смет и других документов, регламентирующих деятельность Общества, а также выполнения решений Общего собрания акционеров;

ѕ проверка законности хозяйственных операций Общества, осуществляемых по заключенным от имени Общества договорам и сделкам;

ѕ проверка кассы и имущества Общества, эффективности использования активов и иных ресурсов Общества, выявление причин непроизводительных потерь и расходов;

ѕ проверка выполнения предписаний по устранению нарушений и недостатков, ранее выявленных Ревизором Общества;

ѕ проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности,

ѕ принимаемых Советом директоров Общества, Уставу Общества и решениям Общего собрания акционеров.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Общества осуществляется по итогам деятельности Общества за год. Ревизор представляет в Совет директоров Общества заключение по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества за год и заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет Общества и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества, не позднее чем за 40 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется также во всякое время по:

ѕ инициативе самого Ревизора;

ѕ решению общего собрания акционеров;

ѕ решению совета директоров;

ѕ требованию акционера (акционеров) общества, владеющего (владеющих в совокупности) не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

Акционеры - инициаторы проверки (ревизии) направляют Ревизору Общества письменное требование, которое должно содержать:

ѕ Ф.И.О. (наименование) акционеров;

ѕ сведения о принадлежащих им акциях (количество, категория, тип);

ѕ мотивированное обоснование данного требования.

Требование подписывается акционером или его доверенным лицом. Если требование подписывается доверенным лицом, то прилагается доверенность. В случае если инициатива исходит от акционеров - юридических лиц, подпись представителя юридического лица, действующего в соответствии с его уставом без доверенности, заверяется печатью данного юридического лица. Если требование подписано представителем юридического лица, действующим от его имени по доверенности, к требованию прилагается доверенность.

Дата предъявления требования о проведении проверки (ревизии) определяется по дате его поступления в Общество. В течение 5 рабочих дней с даты предъявления требования Ревизор должен принять решение о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества или дать мотивированный отказ от проведения проверки (ревизии).

Решение об отказе от проверки (ревизии) может быть принято Ревизором в следующих случаях:

ѕ акционеры, предъявившие требование, не являются владельцами необходимого для этого количества голосующих акций;

ѕ в требовании не указан мотив проведения проверки (ревизии);

ѕ по фактам, указанным в требовании о проведения проверки (ревизии), проверка (ревизия) уже проводилась;

ѕ требование не соответствует законодательству и нормативно-правовым актам Российской Федерации или положениям устава Общества.

Акционер (акционеры), заявивший требование о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества, вправе предъявить следующее требование о проведении проверки не ранее чем через один месяц после предъявления Ревизору первого из названных требований. Заключение Ревизора Общества по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества по требованию акционера (акционеров), уведомление об отказе в проведении проверки (ревизии) направляется данному акционеру (акционерам) в течение 3 рабочих дней с даты изготовления соответствующего документа.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения - это самый надёжный и точный метод подтверждения факта того, что организация работает продуктивно, в соответствии с действующими законами, а все ее работники трудятся добросовестно. Рекомендовано организовывать мероприятия по аудиту деятельности регулярно, анализируя полный спектр факторов.

Проверки как способ идти к успеху

Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность. Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата. Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оптимальный вариант - привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов. Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.

Работа аудитора: важные особенности

Специалист, осуществляющий проверки плана финансово-хозяйственной деятельности, собирает информацию о процессах на предприятии и оценивает полноту применяемых методик, учетных форм. Аудитор изучает, насколько достоверный учет деятельности компании ведется, и предлагает на рассмотрение руководителю план мероприятий, которые позволят повысить эффективность работы компании. Как правило, внедрение новых методик требует определенных усилий. Аудитор формулирует рекомендации, позволяющие их минимизировать и оптимизировать. По результатам нововведений в обозримом будущем компания получит более высокий доход на фоне оптимизации производственных трат.

Польза аудита

Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности необходимо уже потому, что любой современный бизнес - это сложная структура, включающая в себя бухгалтерский учет и налогообложение. Обращение к аудитору - лучший способ получить результаты независимой оценки учета на предприятии. В перспективе это позволяет уточнить данные о том, полный ли учет ведется, какие недостатки он имеет, какие ошибки допускаются систематически. Квалифицированные внешние работники предложат пути устранения имеющихся проблем.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает комплексное изучение корпорации, призванное выявить:

  • финансовое положение;
  • обязательства фирмы;
  • активы и пассивы.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляется информация, с высокой эффективностью используемая для управленческих решений в ближайшем будущем. Но эта задача очень ответственная, поэтому поручать аудит кому попало нельзя. Рекомендовано привлекать внешних специалистов: это независимые субъекты, способы оценивать все процессы без вовлечения эмоциональной, финансовой, иной личной заинтересованности. Аудитор должен хорошо знать действующие законы и понимать нормативы, основные действующие в предприятиях требования, а также механизмы, позволяющие оптимизировать рабочий процесс.

Основные мероприятия анализа

Как правило, порядок проверки финансово-хозяйственной деятельности следующий:

  • изучение документов;
  • анализ экономических данных о предприятии;
  • изучение учредительной, сертификационной, лицензионной документации;
  • изучение кадровой документации, включая аспекты обязанностей, инструкций, полномочий;
  • экспертная оценка заключенных договоренностей, анализ достоверности бумаг, удовлетворения нормативам законов, своевременности;
  • изучение кредитной составляющей баланса;
  • анализ использования ресурсов предприятия.

Методики ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности:

  • изучение документации;
  • интервьюирование работников;
  • проведение тестов персонала и рабочего процесса;
  • наблюдение за рабочим процессом;
  • анализ.

Последнее производится применение математических инструментов, формальных, логических правил и законов.

Задача аудита

Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации - словом, совершенно любого предпринимательства - преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.

Итак, аудит - мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены. Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.

Особенности мероприятия

Проводимая внештатными квалифицированными специалистами налоговая проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности всегда индивидуальна. Это означает, что руководители очерчивают круг хозяйственных, финансовых, налоговых вопросов. Именно на них фокусируется внимание проверяющих.

Чем больше в фирме документов, чем круг аспектов для анализа шире, чем поле работы и сложность технического задания больше, тем больше времени займет аудит. Если было выбрано сотрудничество со сторонней организацией, от этого будет зависеть и цена услуги. В целом привлечение к аудиту работников организации позволяет сэкономить на мероприятии, но лучшие итоги показывают проверки, выполненные сторонними аудиторами, так как эти лица более объективны.

Ревизия: взгляд изнутри

По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами. Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур. Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.

Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации. В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.

Проверки, контроль и доверие

Зачем вообще нужна проверка финансово-хозяйственной деятельности? Это не просто метод удостовериться, что фирма эффективна и надежна. Это еще и инструмент, позволяющий добиться расположения, доверия инвесторов, управленческих органов, государственных инстанций. В любой коммерческой организации аудит помогает защитить деньги акционеров, общественные активы.

На предприятии необходимо организовать:

  • наличие и принятие в работу финансового, хозяйственного плана;
  • введение внутреннего контроля;
  • обеспечение прозрачной управленческой системы, позволяющей исключить злоупотребление полномочиями;
  • меры предупреждения и обнаружения рисков, связанных с деньгами, операциями;
  • достоверность публикуемых данных.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности направлена на определение того, в какой степени все перечисленные пункты реализуются на практике. Чтобы аудит был корректным, можно организовать специальный комитет, а контроль за проверкой возложить на совет директоров.

Система контроля: путь к успеху

Для начала стоит уяснить один факт: сколько бы ни была современной, эффективной, продуманной и прогрессивной внедренная на предприятии система контроля за его тратами, это не может служить абсолютной гарантией отсутствия непредвиденных потерь. С другой стороны, внедрение подобной системы уменьшает риск их возникновения.

Создание системы и ее внедрение в рабочий процесс - задача, которую компания должна решать самостоятельно. При этом система контроля за деятельностью должна функционировать каждый день, необходима регулярность. По закону проверка финансово-хозяйственной деятельности ложится на ревизионную комиссию. Чтобы контроль был достаточно эффективным, внутри корпорации должны работать четко отлаженные механизмы ежедневного отслеживания динамики событий. Только такое тотальное слежение за хозяйственными операциями позволит полностью исключить некорректность ведения бизнеса.

Теоретические аспекты

Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.

Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности - это еще и управление рисками.

Внутренний контроль: пренебрежение недопустимо

Регулярный аудит - это самый надежный метод выявления рисков, предупреждения злоупотреблений. Если удалось организовать его эффективно и корректно, компания несет меньшие расходы при повышенном качестве управленческой системы. Для максимальной эффективности в структуре создают специальный отдел - службу, ответственную за ревизию контроль.

Это такое подразделение, которое каждый день проводит проверку. Важно, чтобы оно было независимым от исполнительных органов компании. Устав должен содержать правила, согласно которым выбирают работников ревизионного отдела. Состав, структуру, требования определяют в локальных нормативных актах организации или другой внутренней документации. Все бумаги, связанные с деятельностью ревизионной службы, должны быть утверждены главным руководителем компании.

Эффективность и надежность

Создание ревизионной комиссии позволяет следить за воплощением в реальность хозяйственного, денежного плана предприятия. Таковой предварительно утверждается главным руководителем организации или советом директоров. В будущем этот управленческий орган влияет на работу проверочного органа. Чтобы управленцы могли эффективно контролировать рабочий процесс, они создают комитет по аудиту. Он отвечает только за внутренние проверки в компании. То, как работает ревизионная комиссия, генеральный директор контролирует либо лично, либо через аудиторскую комиссию.

Рекомендовано так наладить рабочий процесс, чтобы лица, органы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой имели четко ограниченную компетенцию, зафиксированную на бумаге. Одни должны отвечать за разработку мер внутреннего контроля, другие - за утверждение, кто-то должен нести ответственность за применение плана в действительности, иные - за оценку результата.

Этот подход позволяет добиться эффективности управленческой системы на предприятии. Эксперты советуют возложить обязанности по проработке процедур контроля на аудиторский комитет, ревизионную службу и исполнительные структуры компании. Утверждать проекты может только совет директоров (или генеральный директор).

Обязанности и применение мер на практике

Исполнительным структурам организации в обязанность следует вменить практическое применение мер контроля. Оценка эффективности, разработка рекомендаций по улучшению обстановки в фирме должна быть возложена на аудиторский комитет. Состав такового назначают, ориентируясь на достижение максимального контроля за хозяйственной финансовой работой.

Чтобы контроль был налажен не просто эффективным, но и объективным, важно, чтобы в аудиторском комитете были независимые лица, в том числе управленцы. Если объективные причины не допускают подбора такого состава, в качестве управляющего комитетом выбирают независимого директора, а в число членов включают неисполнительных директоров, независимых.

Кого включаем?

Устав должен содержать упоминание о квалификации участников аудиторского комитета и ревизионной комиссии. Необходимо, чтобы лица имели образование в области бухгалтерского учета, точно представляли себе, по каким правилам и нормам составляются финансовые отчеты.

Оптимальное соотношение работников комиссии таково: две трети участников и руководитель должны быть лицами с высшим экономическим, юридическим образованием. Без такового могут быть только технические работники. Руководителем следует назначать человека, обладающего стажем не менее пяти лет по направлению, соответствующему полученному образованию.

Особенное внимание при подборе участников аудиторской комиссии обращают на личные свойства и качества потенциальных членов. Никто из них не должен вызывать сомнения в своей лояльности фирме, надежности и честности, трудолюбии и ответственности. Рекомендовано выбирать только тех сотрудников, чья репутация безупречна, так как успех проверки напрямую зависит от того, насколько все участники работают на интересы компании, а не в пользу личной выгоды. Категорически не рекомендовано допускать к участию в подобной комиссии тех, у кого за плечами экономические преступления, самоуправство, правонарушения, сопряженные с предпринимательством.

Еще один аспект, заслуживающий особенного внимания: возможный конфликт интересов у участников ревизионной комиссии. Как только есть подозрение на такую ситуацию, тут же понижается эффективность проверки, падает достоверность результатов. Так, если некий участник ревизионной комиссии также занимает должность, состоит в управляющем органе, в силу чего в его интересах будет скрыть нечто из общей картины деятельности предприятия, необходимо предотвратить его участие в работе. Исходя из этого, заранее стоит исключить из числа потенциальных аудиторов тех, кому принадлежат высокие должности в рамках юридических лиц, конкурирующих с компанией, организовывающей у себя аудит.

Независимость как залог надежности

Выбирая участников ревизионной комиссии, нужно брать только тех, на кого не могут давить исполнительные органы предприятия. Только полная независимость может быть гарантом точных и корректных результатов проверки. При наличии давления, рычагов управления аудиторами проверка превращается в малоэффективную, особенно над нестандартными операциями.

Чтобы подобрать независимых аудиторов и гарантировать эффективность их работы, нужно не только тщательно отбирать каждого участника проверки, но и заключить со всеми выбранными лицами договора от лица совета директоров. В договорах прописывается ответственность за несоблюдение принципов достоверной проверки и вознаграждение, положенное аудитору, достойно справившемуся со своими обязанностями.

В договорах прописывается и то, насколько часто аудиторам придется присутствовать на заседаниях, посвященных внутренней проверке на предприятии. Рекомендовано организовывать такие мероприятия ежемесячно. К каждому очередному совещанию комиссии придется готовить рекомендации исходя из полученной за прошедшее время информации. На заседаниях не только рассматривают итоги проведенных за месяц работ, но и анализируют, насколько выполняется план, какие операции заслуживают особенного внимания руководящего состава, какие должностные обязанности вызывают сомнения. Руководить подобным совещанием должен председатель. Если к работе привлекаются сторонние аудиторские предприятия, их представители обязаны присутствовать на каждом мероприятии.

Подводя итоги

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия - незаменимый инструмент контроля эффективности компании, выявления резервов и устранения нарушений. В ходе аудиторских мероприятий определяют, каковы обязательства, капитал компании, активы и состояние в целом. Результаты проверки необходимы для принятия управленческих решений, позволяющих вывести предприятие на новый уровень. Пренебрегать регулярными проверками недопустимо, а к участию в них следует привлекать только независимых профессионалов с юридическим, экономическим образованием.

Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

(1) принятие и обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана;

(2) установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннего контроля;

(3) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе, в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны исполнительных органов и должностных лиц общества;

(4) предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков;

(5) обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой обществом.

Рекомендуется, чтобы контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществлялся советом директоров общества и его комитетом по аудиту, ревизионной комиссией общества, контрольно-ревизионной службой общества, а также независимой аудиторской организацией (аудитором) общества.

1. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества

Ни одна система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к непредвиденным убыткам. Вместе с тем создание эффективной системы внутреннего контроля снижает вероятность таких убытков.

1.1. Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

1.1.1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа - ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора).

Однако для обеспечения действительно эффективного контроля необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций общества.

Для целей настоящего Кодекса под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

Внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.

Для организации внутреннего контроля в обществе рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу - структурное подразделение общества, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов общества. Порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к сотрудникам этой службы, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.

1.1.2. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества призвана обеспечить точное исполнение финансово-хозяйственного плана, который утверждается советом директоров общества. Совет директоров играет также важную роль в организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и, прежде всего, за исполнением его финансово-хозяйственного плана совету директоров общества рекомендуется создать специальный комитет совета директоров, ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту.

Деятельность контрольно-ревизионной службы контролируется советом директоров непосредственно и (или) через комитет по аудиту.

1.2. Рекомендуется разграничить компетенцию входящих в систему контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества органов и лиц, осуществляющих разработку, утверждение, применение и оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

Для того чтобы процедуры внутреннего контроля и система управления рисками работали эффективно, рекомендуется разграничить обязанности по применению и оценке эффективности таких процедур. Рекомендуется, чтобы разработка процедур внутреннего контроля осуществлялась исполнительными органами совместно с контрольно-ревизионной службой общества и комитетом по аудиту.

Утверждение таких процедур следует отнести к компетенции совета директоров общества.

Применение процедур внутреннего контроля должно входить в обязанности исполнительных органов.

Обязанности по оценке эффективности и подготовке предложений по совершенствованию действующих в обществе процедур внутреннего контроля рекомендуется возложить на комитет по аудиту совета директоров общества.

1.3. Состав комитета по аудиту, ревизионной комиссии и контрольно-ревизионной службы общества должен позволять осуществлять эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

1.3.1. С целью обеспечения должной объективности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров. В тех случаях, когда это невозможно в силу объективных причин, комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.

1.3.2. В уставе общества рекомендуется установить конкретные требования к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии общества и контрольно-ревизионной службы общества. В частности, рекомендуется, чтобы члены комитета по аудиту обладали специальными знаниями - владели основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы общества и не менее двух третей ее сотрудников, за исключением технического персонала, имели высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование. Кроме того, рекомендуется, чтобы стаж работы руководителя контрольно-ревизионной службы в соответствии с полученным образованием был не менее 5 лет.

1.3.3. Личностные качества членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудников контрольно-ревизионной службы не должны вызывать сомнений в том, что они будут действовать в интересах общества, поэтому на данные должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательно влияющих на его репутацию.

1.3.4. Одним из оснований сомневаться в том, что члены комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудники контрольно-ревизионной службы будут действовать исключительно в интересах общества, является наличие у них конфликта интересов, вызванного участием в иных юридических лицах, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах. Поэтому не рекомендуется, чтобы членами комитета по аудиту, ревизионной комиссии или сотрудниками контрольно-ревизионной службы были лица, занимающие должности в обществе или юридическом лице, конкурирующем с обществом.

1.3.5. Сотрудники контрольно-ревизионной службы, назначенные для осуществления внутреннего контроля, должны быть независимы от исполнительных органов общества. В противном случае они будут находиться "под давлением" исполнительных органов и не смогут осуществлять действенный контроль за совершением хозяйственных операций, в том числе при проверке целесообразности совершения нестандартных операций, а также при осуществлении последующего контроля за хозяйственными операциями, совершенными в рамках финансово-хозяйственного плана.

В целях обеспечения независимости сотрудников контрольно-ревизионной службы от исполнительных органов и осуществления должного контроля за их деятельностью договоры с руководителем контрольно-ревизионной службы от имени общества рекомендуется заключать председателю совета директоров. Договоры с сотрудниками контрольно-ревизионной службы рекомендуется заключать членам совета директоров, при этом целесообразно, чтобы такие договоры заключали члены совета директоров, возглавляющие комитет по кадрам и вознаграждениям и комитет по аудиту.

Непосредственно на заседаниях комитета по аудиту по вопросам исполнения финансово-хозяйственного плана, соблюдения процедур внутреннего контроля в обществе, управления рисками, нестандартных операций заслушиваются руководитель контрольно-ревизионной службы общества, иные должностные лица общества, а также представители аудиторской организации. Рекомендуется, чтобы заседания комитета по аудиту проводились регулярно по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (плановые заседания).

Если на заседание совета директоров общества выносятся вопросы, касающиеся деятельности комитета по аудиту, рекомендуется заседание комитета по аудиту провести до заседания совета директоров. При этом комитет по аудиту должен предоставить совету директоров свои рекомендации в отношении любых вопросов, решение по которым принимается советом директоров.

2. Контроль за совершением хозяйственных операций

2.1. Финансово-хозяйственные операции общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю.

2.1.1. Обществу рекомендуется предусмотреть, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и работников общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующим внутренним документом общества.

2.1.2. Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным в обществе, в том числе наличие необходимых согласований с руководителями подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком, а также наличие в финансово-хозяйственном плане общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

2.2. Нестандартные операции требуют предварительного одобрения совета директоров общества.

2.2.1. Финансово-хозяйственный план является основным документом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность общества. Все хозяйственные операции должны совершаться в соответствии с этим планом. Вместе с тем в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость совершения операций, выходящих за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом общества (нестандартные операции).

Поэтому в финансово-хозяйственном плане общества рекомендуется однозначно определить, какие операции могут быть совершены в рамках определенного направления деятельности общества и какие средства предусмотрены для тех или иных направлений его деятельности. Таким образом, операции, не предусмотренные финансово-хозяйственным планом, будут являться нестандартными.

2.2.2. Применительно к нестандартным операциям, фактически нарушающим финансово-хозяйственный план, во внутренних документах общества рекомендуется установить специальный порядок их совершения, что следует предусмотреть в уставе общества.

Так как операции, выходящие за рамки финансово-хозяйственного плана, нарушают основной документ финансово-хозяйственной деятельности общества, порядок их совершения должен быть более строгим по сравнению с порядком совершения операций, предусмотренных финансово-хозяйственным планом.

Прежде всего необходимо определить, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить. Все аргументы должны быть оценены лицами, не имеющими заинтересованности в совершении данной нестандартной операции и не находящимися под влиянием исполнительных органов. В то же время эти лица должны иметь необходимую квалификацию для оценки целесообразности совершения данной операции. Такими лицами должны являться сотрудники контрольно-ревизионной службы общества.

В связи с этим для совершения нестандартных операций необходима их предварительная оценка контрольно-ревизионной службой общества. По результатам анализа каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба готовит рекомендации для совета директоров относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости контрольно-ревизионная служба может обратиться за дополнительными разъяснениями в исполнительные органы общества.

2.2.3. Рекомендуется, чтобы во внутренних документах общества предусматривалось право совета директоров принимать решения о проведении любой нестандартной операции и в случае необходимости вносить соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план. Рекомендуется также наделить совет директоров общества правом запретить исполнительным органам совершать любую нестандартную операцию, при этом такой запрет должен быть мотивирован.

2.3.1. Все члены комитета по аудиту должны иметь беспрепятственный доступ к любым документам и информации общества. Такой доступ необходим для выполнения комитетом по аудиту его функций.

Большую помощь в получении информации комитету по аудиту может оказать, прежде всего, контрольно-ревизионная служба, осуществляющая ежедневный контроль за исполнением финансово-хозяйственного плана. Помимо сотрудников контрольно-ревизионной службы, необходимую информацию можно получить от иных должностных лиц и сотрудников общества, а также от аудиторской организации (аудитора) общества.

В этих целях рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы на каждом плановом (а при необходимости и на внеплановом) заседании комитета по аудиту докладывал об исполнении финансово-хозяйственного плана и отклонениях от него. Кроме того, на заседания комитета по аудиту рекомендуется приглашать представителей аудиторской организации (аудитора) и иных должностных лиц общества, присутствие которых необходимо для исполнения комитетом своих обязанностей.

2.3.2. С целью получения советом директоров общества полной информации об имеющих место нарушениях при совершении хозяйственных операций комитету по аудиту рекомендуется регулярно представлять для рассмотрения на заседаниях совета директоров заключения о выявленных за соответствующий период деятельности общества нарушениях. Заключения о выявленных нарушениях рекомендуется также представлять ревизионной комиссии общества. В таких заключениях следует указывать исчерпывающую информацию о выявленных нарушениях, в том числе о лицах, виновных в их совершении, а также о причинах и условиях, способствовавших их совершению. В заключениях комитета по аудиту общества могут содержаться рекомендации о путях и способах предупреждения подобных нарушений в будущем.

В отчеты комитета по аудиту, кроме того, рекомендуется включать информацию, касающуюся анализа коммерческих и иных рисков, связанных с конкретными сделками и операциями общества, и оценки адекватности систем управления и контроля над рисками. Комитету по аудиту рекомендуется обеспечивать стабильность такого контроля.

3. Организация деятельности ревизионной комиссии

3.1. Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

3.1.1. В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В ходе внеочередной проверки могут проверяться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период времени.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за проведение проверок, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

3.1.2. Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссией общества. Вместе с тем, чтобы решения принимались действительно коллегиально, рекомендуется, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Решения на заседании ревизионной комиссии следует принимать большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

3.1.3. С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения.

Рекомендуется, чтобы внеочередная проверка финансово-хозяйственной деятельности общества была начата не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров. Срок ее проведения не должен превышать 90 дней.

С целью упорядочения процедуры проведения проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.

3.1.4. Заключение ревизионной комиссии должно подписываться всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Если член ревизионной комиссии не подписал заключение и не подготовил особого мнения, в заключении должны быть указаны причины этого.

3.1.5. Заключение ревизионной комиссии по итогам внеочередной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества рекомендуется предоставлять комитету по аудиту и инициатору проведения внеочередной проверки через секретаря общества в течение 3 дней после окончания проведения проверки.

3.1.6. Эффективность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества повышается, когда ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту. Рекомендуется, чтобы она предоставляла этому комитету полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемые заключения.

4. Аудиторская проверка

4.1. Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы результатом ее стало получение объективной и полной информации о деятельности общества.

4.1.1. Акционеры общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица формируют мнение об обществе на основании информации о его деятельности.

Важным источником информации о деятельности общества, в том числе негативной, является заключение независимой аудиторской организации (аудитора). В таком заключении должны раскрываться имеющие место недостатки в финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, используемыми при подготовке заключения о деятельности общества. Профессиональная компетентность аудиторов, честность и ответственность при исполнении ими своих обязанностей являются теми принципами, которые должны соблюдать аудиторские организации (аудиторы) в процессе своей работы.

Аудиторы должны быть объективными и, следовательно, сохранять независимость в отношениях с исполнительными органами и должностными лицами, его акционерами, членами совета директоров общества. Положения законодательства, стандарты аудиторской деятельности и принципы профессионального поведения призваны обеспечить применение данного принципа на практике.

Кроме того, так как аудиторская организация (аудитор) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества получает информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является также немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору).

Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами.

4.1.2. Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам.

В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы, заданные акционерами относительно представленных общему собранию акционеров аудиторских заключений.

4.1.3. Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до совета директоров (через комитет по аудиту в целях их устранения). Это повышает доверие акционеров к результатам аудита.

Обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников, рекомендуется сообщать комитету по аудиту для принятия мер.

4.1.4. Аудиторские организации (аудиторы) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Кроме того, аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Контроль за устранением выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность предоставляемой акционерам информации. Осуществление такого контроля рекомендуется поручить комитету по аудиту общества.

4.1.6. Аудиторские организации (аудиторы) проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательства следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

4.1.7. Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

В связи с этим рекомендуется, чтобы комитет по аудиту оценивал кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлял оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывал свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Ключевые слова:

1 -1

При изучении данного раздела студенты должны ознакомиться с организацией контроля финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для этого необходимо:

1 Ознакомиться с порядком ведения и содержанием книги учета проверок не менее чем за два года, предшествующих периоду прохождения практики.

2 Ознакомиться с организацией внутрихозяйственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● на кого возложены функции внутрихозяйственного контроля;

● планирование работы органов внутрихозяйственного контроля;

● осуществляемые мероприятия по внутрихозяйственному контролю и их результаты.

3 Ознакомиться с организацией и проведением внутриведомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● кем проводится внутриведомственный контроль;

● периодичность и форма проведения внутриведомственного контроля;

● организация и общий план проведения внутриведомственного контроля.

● последний срок проведения внутриведомственного контроля и порядок оформления результатов такой проверки.

3 Ознакомиться с организацией вневедомственного контроля, представив в отчете следующую информацию:

● наименование органов контрольной (надзорной) деятельности, осуществляющих проверку организации-объекта практики за исследуемый период;

● цели и задачи проверки (из книги учета проверок).

В процессе прохождения практики студент должен выбрать для себя тему курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит". По избранному объекту контроля необходимо собрать взаимоувязанные первичные документы, учетные регистры, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики:

1 Копия книги учета проверок (ревизий) за исследуемый период.

2 Копии актов и справок, составленных по итогам проверок.

Информационно-методическая часть

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ

Перечень тем Продолжительность в часах
1 Краткая экономическая характеристика деятельности организации.
2 Основы организации бухгалтерского учёта.
3 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг).
4 Учет реализации продукции, работ, услуг.
5 Учет денежных средств в кассе и на счетах в банках.
6 Учет расчетных операций.
7 Учет финансовых результатов.
8 Учет фондов, резервов, целевого финансирования.
9 Бухгалтерская отчётность.
10 Анализ основных средств.
11 Анализ трудовых ресурсов организации и оплаты труда.
12 Анализ материальных ресурсов организации.
13 Анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг).
14 Экспресс-анализ финансового состояния организации.
15 Организация контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Итого

Организационные вопросы прохождения практики



Объекты практики и рабочие места студентов

Учетно-аналитическая (производственная) практика способствует подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и должна проводиться в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов (независимо от источников финансирования обучения), организации, с которыми у Белорусского государственного университета транспорта существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и других работ.

Другие объекты составляют преимущественно организации, предлагаемые в порядке личной инициативы самими студентами для прохождения учетно-аналитической (производственной) практики.

Учетно-аналитическую (производственную) практику студент может проходить на следующих объектах:

● в Управлении Белорусской железной дороги, отделениях железной дороги, финансово-экономической службе (отделе) или службе (отделе) бухгалтерского учета и методологии;

● в структурных организациях отделений железной дороги и организациях дорожного подчинения;

● в организациях автомобильного, водного и авиатранспорта;

● в организациях других отраслей экономики, учреждениях и организациях бюджетной, финансовой и банковской сферы.

Выбор объекта практики студент производит самостоятельно, согласно предоставленного им договора или из перечня организаций Белорусской железной дороги, с которыми университетом заключены договора о целевой подготовке. После закрепления объектов практики за студентами кафедрой составляется приказ о направлении студентов на учетно-аналитическую практику, который утверждается первым проректором университета.



Учетно-аналитическая (производственная) практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем учетные функции. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.

В период практики студент должен занимать рабочие места с таким расчетом, чтобы можно было выполнить требования всех разделов программы. Не допускается использование студента во время практики лишь на одном рабочем месте, а также на работе, не предусмотренной программой практики и не имеющей отношения к специальности студента.

Студент-практикант может быть зачислен организацией на вакантную штатную должность только по специальности. При этом для выполнения программы практики студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета деятельности организации, аналитической работы отделов, порядком проведения проверок.

Продолжительность практики

Студенты дневной и заочной формы обучения специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" проходят практику в течение трех недель. Даты начала и окончания учетно-аналитической практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом.

Сроки прохождения практики могут быть изменены для отдельных студентов при наличии объективных причин, которые не позволяют осуществлять этот вид учебной нагрузки в установленные университетом сроки. Для этого студент подает заявление на имя декана факультета, где указывается причина с приложением подтверждающих документов и оговариваются индивидуальные сроки прохождения практики. Сроки должны быть согласованы с организацией (объектом практики).

В период прохождения практики студент выполняет следующую работу:

● осуществляет сбор и обработку практического материала;

● консультируется у руководителя практики;

● готовит материалы по результатам исследования для их согласования с руководителем практики в организации;

● оформляет отчёт по практике для представления на кафедру;

● выполняет индивидуальное задание, выданное руководителем практики.

Студент совместно с руководителем практики от организации, руководствуясь продолжительностью практики, должен составить индивидуальный календарный план по форме, приведенной в дневнике.

Последовательность выполнения программы практики устанавливается руководителем практики с учетом возможности ее выполнения в организации.

Обязанности и права студентов в период прохождения практики

К учетно-аналитической (производственной) практике студент допускается после успешной сдачи экзаменационной сессии и ликвидации всех академических задолженностей. До начала практики студент должен встретиться с руководителем практики от кафедры, согласовать с ним календарно-тематический план практики, получить индивидуальное задание и обязан присутствовать на организационном собрании, проводимым в установленный день.

Студенты при прохождении практики обязаны:

● знать до отъезда на практику, кто из преподавателей назначен кафедрой руководителем практики, место и время ее прохождения, изучить программу практики;

● приступить к практике (прибыть на место прохождения практики) и закончить ее в срок, установленный приказом по университету;

● явиться по прибытии к руководителю практики от организации, согласовать с ним индивидуальный календарно-тематический план практики, получить указания о порядке и месте ее прохождения, решить вопрос о времени и месте получения консультаций, утвердить рабочую программу и получить копию приказа о прохождении практики в данной организации.

Копия приказа о прохождении практики в данной организации должна быть представлена в течение 10 дней с начала практики;

● строго соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка и подчиняться им. При нарушении правил руководитель организации может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректорату университета;

● выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;

● изучить по соответствующим разделам программы практики:

– инструктивные материалы, постановления, указания по организации и методологии бухгалтерского учета, финансовой и аналитической работы, овладеть навыками использования нормативных документов в контроле за производственно-финансовой деятельностью;

– организацию первичного учета, порядок документального оформления хозяйственных операций, составления, приемки, обработки документов, ознакомиться с регистрацией хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, составлением отчетности, анализом ее показателей;

– степень автоматизации бухгалтерского учета;

● нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

● участвовать в рационализаторской и исследовательской работе по заданию кафедры;

● активно участвовать в жизни и производственной деятельности организации;

● ежедневно производить записи в дневник о выполнении заданий, предусмотренных календарным планом и отражать виды работ, выполненные по поручению главного бухгалтера или руководителя практики от организации;

● в сроки, согласованные с руководителем практики от университета, представить на проверку отчет по темам, предусмотренным программой практики;

● по результатам учетно-аналитической (производственной) практики составить отчет в соответствии с порядком, изложенным в программе практики, и подготовить материал для выполнения курсовой работы по дисциплине "Контроль и аудит";

● представить по окончании практики отчет и защитить его перед комиссией в установленный кафедрой "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" срок.

Студентам запрещается самовольно оставлять объекты практики в рабочее время. Разрешение на отсутствие по месту практики при наличии уважительных причин можно получить у декана факультета, его заместителя или руководителя практики.

При возвращении с практики студент обязан представить:

1 Отчет о практике со всеми необходимыми документами. Отчет должен быть подписан руководителем практики от организации, и его подпись заверена печатью.

2 Дневник практики (с отметками и подписями руководителя практики от организации). Вместе с дневником должна быть представлена оформленная путевка (с отметками о датах прибытия и убытия, заверенных подписью и печатью). В соответствующем разделе дневника руководителем от организации должна быть написана характеристика -отзыв о работе студента в период прохождении им практики.

3 Бланк письменного отчета о выполнении программы практики , подписанный студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержденный руководителем (заместителем руководителя).

4 Индивидуальное задание , которое представляется вместе с отчетом о практике.

5 Справку для подтверждения выплаты суточных для студентов дневной формы обучения, проходящих практику за пределами Гомеля.

При прохождении практики студенты имеют право:

· получать необходимую информацию для выполнения программы практики и индивидуального задания;

· пользоваться библиотекой организации и с разрешения главного бухгалтера и руководителей подразделений – информационными фондами и техническими архивами организации;

· получать компетентную консультацию специалистов организации по вопросам, предусмотренным программой практики;

· с разрешения руководителя практикой от организации и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике;

· пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры организации (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!