Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её виды. Кредитно-денежная политика, её инструменты. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике россии - заочные электронные конференции Инструменты бюджетно нал

Понятие и виды бюджетно-налоговой политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание. С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта. В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны. Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос. При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита. Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе. При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны. При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Кроме того различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) недискреционную (автоматическую).

Дискреционная бюджетно – налоговая политика – законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:

1) Подоходный налог;

2) Косвенный налог;

3) Пособие по безработице;

4) Пособие по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом:

при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Действия косвенных налогов НДС:

При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики).

При буме наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.

Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост расходов.

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов. А, следовательно, расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

Эффект вытеснения.

Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период распада и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.



Наличие внутреннего лага.

Это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении. Решение об изменении принимает правительство, а введение их в действие принимается законодательно. Эти согласования требуют длительного периода времени. Более того, вступает в силу только со следующего финансового года, а за это время ситуация в экономике может измениться.

Неопределенность.

Касается проблемы идентификации экономической ситуации,

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты ВВП

Дефицит бюджета.

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

50. Бюджетный дефицит, его причины, виды. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг: причины, виды, последствия.

Дефицит государственного бюджета и его виды:

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

структурный дефицит бюджета = государственные закупки – налоговая ставка* потенциальный ВВП.

Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом.

Выделяют текущий дефицит бюджета и первичный.

Текущий – общий дефицит государственного бюджета.

Первичный – разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

3 способа финансирования дефицита государственного бюджета.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны. Фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Изучение путей совершенствования фискальной политики на сегодняшний день является весьма актуальной темой, так как на современном этапе развития Беларуси существенную роль в структурных изменениях экономики играет фискальная политика. От эффективности проводимой государством налогово-бюджетной политики зависит общая экономическая политика страны, успешность реализации социальных, экологических и иных государственных программ, что в свою очередь напрямую связано с благосостоянием страны в целом и каждого человека в частности.

Рациональная фискальная политика способствует развитию производственных сил в государстве, стимулирует развитие предпринимательства, создает условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. Также фискальная политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов. Именно поэтому изучение тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь фискальной политике является важной задачей на сегодняшний день.

В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики - бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.



Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

Объект исследования - фискальная политика. Предмет исследования - фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования.

Цель работы – выявить как фискальной политики влияет на экономику государства, рассмотреть проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь и в странах с переходной экономикой.

В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников, включающего 20 источников учебной и периодической литературы, и интернет ресурсы; объем работы - 35 страниц.

1. раскрыть сущность и содержание финансовой политики;

2. рассмотреть проблемы фискальной политики в странах с переходной экономикой;

3. охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;

Обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики.


ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Фискальная политика – мера правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство не инфляционного ВВП .

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния.

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом.

Фискальная политика может преследовать стратегические и тактические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (кратко- или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительный период: обеспечение стабильного роста, развитие научно технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот .

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты .

Государственные закупки - это способ закупок, осуществляемый государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки лекарств и продовольствия) за счет средств государственного бюджета. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов - трансфертные платежи .

Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.). Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений .

Воздействии инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

AD = C + I + G + Xn (1.1)

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки являются частью совокупных ресурсов.

Рост трансфертов увеличивает спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домашних хозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы.

С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Мультипликатор - коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению

m А = 1 / mps (1.2)

где mps – предельная склонность к сбережению.

Данный коэффициент показывает, насколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. Когда изменение компонента совокупных расходов ведёт к ещё большему изменению равновесного ВВП, это действие называется эффектом мультипликатора . Дж. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов. Так как налоги ведут к потере потенциальной покупательной способности, а государственные расходы – к ее увеличению в экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций.

Сдерживающая фискальная политика (рис. 1.1) применяется для торможения темпов экономического роста. Такая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Сдерживающая фискальная политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращений социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства: фискальные изъятия → Y D ↓ → AD↓ → Y↓

Рисунок 1.1 Влияние сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика (рисунок 1.2) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Главная задача такой политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоления. Целью такой политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы, суть которой в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулирование роста инвестиций, расширение платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, рост государственных инвестиций и закупок. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса расширение объемов национального производства: фискальные инъекции → AD → Y. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствования экономического капитала. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

Рисунок 1.2. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста .

В зависимости от используемых инструментов различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции .

Согласно кейнсианской концепции государственные расходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере их роста растет совокупный спрос и ВВП. Государственные расходы финансируются из средств государственного бюджета.

Таким образом, в руках государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Это государственные закупки, дотации, субвенции, трансфертные платежи, инвестиции.

Государственные закупки представляют собой спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют одной части государственных расходов. Другая часть является социальными выплатами и государственными инвестициями.

Поскольку государственные закупки на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера дохода. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Модель «крест Кейнса».

Государство в целях преодоления экономического спада увеличивает государственные расходы на величину ∆G (проводит стимулирующую фискальную политику). В результате этого кривая спроса AD сдвигается вверх с AD 1 до AD 2 , а равновесный ВВП возрастет с Y 1 до Y 2.

Следовательно, в результате таких фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте цен, но в краткосрочном периоде.

Мультипликатор государственных расходов mg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

Mg=∆Y/∆G, (1.3)

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.

Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

mg = 1/(1 – mpc), (1.4)

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор mg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (mpc), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением cовокупных расходов на mpc * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

mt = -mpc / (1 – mpc), (1.5)

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику .

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

· пособия по безработице;

· пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = t * Y , (1.6)

где Т – величина налоговых поступлений,

t – ставка налога,

Y – величина совокупного дохода (выпуска)

Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется .

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг .

Недостаток этой фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить .

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - система мер правительства, направленная на изменение государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в целях обеспечения полной занятости, стабильного состояния экономики или экономического роста при отсутствии инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций). Схема действия:

и наоборот;

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице. Схема действия:

и наоборот;

4) пособия по бедности.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Методы налогового регулирования:

2. Считается, что увеличения поступлений в госбюджет можно добиться не увеличивая, а снижая ставки налогов.

Кривая Лаффера показывает взаимосвязь между уровнем налоговой ставки и объемом налоговых поступлений.


Рисунок 13.2 - Кривая Лаффера

После точки М объем налоговых поступлений сокращается:

1. Снижается уровень экономической активности.

2. Экономическая деятельность перемещается в теневую экономику.

Превышение доходов над расходами госбюджета образует бюджетный про­фицит (излишек), превышение расходов над доходами обра­зует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих не­стабильность экономики, снижение эффективности произ­водства.

В настоящее время практически все развитые страны имеют дефицит госбюджета и существенный государственный долг.

Механизм покрытия дефицита госбюджета и формы существования государственного долга:

1. Эмиссионное покрытие: выпуск государством необеспеченных денежных средств для покрытия государственных расходов.

Последствия:

Раскручивается инфляция;

Обесценивается старый государственный долг, не возникает новый;

Государство получает так называемый инфляционный налог, который возниает в результате того, что увеличиваются номинальные доходы людей, они попадают в другую доходную группу, с более высоким подоходным налогом, их реальный доход может не меняться или даже сокращаться, а реальный налог - увеличиваться;

Реальные расходы государства, напротив, сокращаются, так как в бюджете не предусматривается их индексирование;

В долговременном периоде инфляция подрывает доходную базу бюджета (сокращение производства, сокращение доходов) и весь бюджетный процесс.

2. Внутренние госзаймы - внутренний государственный долг.

а) долгое время в России (советское время - первая половина 1990х годов) применялись займы нерыночного размещения, по которым государство уплачивало процент по льготной ставке. Это - займы у Центрального банка России, Сбербанка, Госстраха; облигации 1990-91гг.; целевые чеки и вклады; казначейские обязательства. Этот способ финансирования дефицита государственного бюджета подобен эмиссионному и также ведет к инфляции, обесценивает старые долги.

б) займы рыночного размещения: золотые сертификаты, ГКО, облигации внутреннего валютного займа (долги Внешторгбанка), сберегательный заем.
Результат - увеличение внутреннего долга, затрат по его обслуживанию.

3. Внешние займы - внешний государственный долг. При этом следует учесть, что расходы на погашение долга кредиторам-резидентам остаются частью национальных финансовых ресурсов. Расходы на погашение долга кредиторам-нерезидентам являются чистым вычетом из на-циональных финансовых ресурсов.

Разрушительные последствия дефицита государственного бюджета и государственного долга:

1. Инфляция.

2. "Эффект вытеснения", суть которого заключается в вытеснении частных инвестиций государственными расходами: государство делает займы на финансовом рынке, взвинчивает процентную ставку. В результате снижается уровень частных инвестиций и совокупного предложения, растет инфляция.

3. За сегодняшние долги приходится рассчитываться будущим поколени-ям.

4. Автоматический рост государственного долга:

Доводы в пользу того, что дефицит и государственный долг не являются острой экономической проблемой:

1. При применении неинфляционных методов финансирования дефицита можно избежать высокой инфляции.

2. Если государственные расходы представляют собой капиталовложения, то это увеличивает производственный потенциал и доходы будущего бюджета. Будущие поколения получают более сильную экономику, бремя государственного долга не является для них тяжелым.

3. Расходы государства оказывают стимулирующее воздействие на частный сектор, "эффект вытеснения" незначителен.

4. Автоматический рост государственного долга можно предотвратить, включив в законодательство предельные нормы роста дефицита и государственного долга, устанавливая и соблюдая соответствующие процедуры.

Таким образом, дефицитное финансирование экономики и рост государственного долга опасны тогда, когда государственные расходы идут на текущее потребление, есть утечки капитала из страны. Речь должна идти не о количественных показателях, а об изменении самого характера бюджетных расходов.

4. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения. Дифференциация доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производ­стве, произведенных домашним хозяйством или какой-либо дру­гой деятельностью за определенный промежуток времени.

Доходы населения подразделяются на денежные, натураль­ные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельно­сти, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собствен­ности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают продукцию, произведен­ную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы - общее количество денег, которое получено за определенный период времени; характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рисунок 13.3).

Рисунок 13.3 - Структура номинального дохода

Располагаемый доход представляет только ту часть номи­нального дохода, которая может быть использована непосред­ственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбе­режения, т.е. располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы, налоги, обязательные платежи (отчисле­ния с оплаты труда).

Реальный доход отражает покупательную способность на­шего денежного дохода, представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода време­ни (т.е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1) различие в индивидуальных способностях. Люди - разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют раз­личную предрасположенность людей к эффективному вы­полнению тех или иных видов работ;

2) различия в квалификации и опыте;

3) различия в готовности и способности работать в особых условиях;

4) различия в собственности. В последние годы заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами.

Дифференциация доходов населения - реально существу­ющие различия в уровне дохода населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет много­численного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Общество с резкой диф­ференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием силь­ных стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.

Для количественной оценки дифференциации доходов при­меняют различные показатели:

Модальный доход, т. е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;

Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше;

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Кd), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10 % самого богатого населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения;

Коэффициент фондов (Кл), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах;

Коэффициент концентрации доходов Джини (K L), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца (рисунок 13.4), которая показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией, обозначающей идеальное равенство, и кривой Лоренца. Неравномерное распределение характеризуется кривой Ло­ренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов.

Рисунок 13.4 – Кривая Лоренца

По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,41–0,42 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем будет 0,35–0,37, а наиболее оптимальным – 0,25–0,26. Оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов: разрыв в денежных доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов насе­ления, важны для анализа различных социально-экономиче­ских процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, они используются при составлении госу­дарственных программ социально-экономического развития.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

В современном словаре иностранных слов «фискальная политика» определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) - государственная казна, казначейство. Фискалы - в первоначальном смысле слова - сборщики податей, мытари.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, - поддержаниеМатвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: Учеб, пособие.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 447.:

Стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

Полной занятости ресурсов;

Стабильного уровня цен.

Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.

Пусть экономика находится в состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующимСелишев, А.С. Макроэкономика / [Текст].- СПб: Питер, 2006.- С. 94.:

Предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая AD 0 имеет крутой наклон (см. Приложение А) Там же.- С. 93.

Уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его

цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS.

Предположим, что государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ДG. В результате эффективный спрос возрастает с Y 0 до Y 1 . Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD 0 до AD 1 . Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N 0 до N 1 при неизменном предложении труда.

Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.

В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой [Текст]. - М.: Тетра Системс, 2008.- С. 109..

Принципиальное отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключается не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а в том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал).

При условии, что дефицит государственного бюджета обслуживается путем эмиссии государственных облигаций, любые изменения в государственной задолженности приводят к изменению объема обращающихся государственных облигаций. Последнее экономические субъекты воспринимают, во-первых, как изменение объема своего имущества; во-вторых, как нарушение оптимальной структуры портфеля. Действия, предпринимаемые субъектами в ответ на указанные изменения, непосредственным образом влияют на экономическую конъюнктуру и реальные переменные в экономике. Механизм этого влияния выражается через два известных эффекта: эффект имущества и эффект субституции.

Эффект имущества: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.

Эффект субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.

Действие эффектов имущества и субституции прямо противоположное, если первый усиливает стимулирующее воздействие фискальной политики, то второй, наоборот, - снижает его. Поэтому оценка окончательного воздействия фискальных мероприятий на совокупный спрос и национальный доход зависит от степени взаимозаменяемости активов и, соответственно, от характера действия экономических субъектов по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: Учеб, пособие.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -С. 139..

Целенаправленное изменение величины государственных закупок, налогов и трансфертов в результате специальных решений правительства, направленное на изменение уровня занятости, объемов выпуска или темпов инфляции, называется дискреционной фискальной политикой.

Автоматическая фискальная политика (недискреционная) представляет собой автоматическое изменение государственных расходов и налоговых поступлений в бюджет в результате циклических колебаний совокупного дохода.

К достоинствам фискальной политики следует отнести Селишев, А.С. Макроэкономика / [Текст].- СПб: Питер, 2006.-С. 283.:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и / или трансфертов) и / или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой [Текст]. - М.: Тетра Системс, 2008.- С. 241.:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!