Государственный кредит. Мягкова Е.Л. Финансы и кредит Государственный кредит как экономическая и финансовая категория Государственный кредит как экономическая

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.

В отличие от налогов государственный кредит имеет:

Добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

Возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;

Платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:

1. Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

2. Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.

3. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

4. Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.

5. Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.

6. Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.

7. Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

Очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

Охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Еще по теме 12.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория:

  1. Понятие государственных финансов, их содержание и структура. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. Бюджетная система. Состав и структура доходов и расходов Федерального бюджета.

ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Ю.Я. ВАВИЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п., правительств иностранных государств. Монарх и его правительство средства, полученные с помощью займов, направляли в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.

Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона - как заемщик.

Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - за-

имствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган влаЪти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Таким образом, государственный кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства страны, а также части стоимости национального продукта иностранных государств, ресурсов международных рынков капиталов и международных финансовых организаций. Следовательно, в сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного и вторичного распределения стоимости вновь произведенного и накопленного продукта. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций (резидентов и нерезидентов), не предназначенные для текущего потребления. Государственный кредит конкретной страны питается также за счет бюджетных средств правительств иностранных государств, свободных ресурсов международных финансовых рынков и организаций (фондов).

Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д.

Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц (резидентов) к властным структурам без увеличения номинального совокупного спроса и количества денег в обращении, либо на основе привлечения ресурсов из-за рубежа.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями (резидентами). У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

Возможность функционирования внешней части государственных кредитных отношений пре-

допределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.

Именно так (при незначительных различиях в яркости высказываний) понимается содержание государственного кредита, необходимые и достаточные условия его функционирования большинством авторов научных, энциклопедических и учебных изданий. Однако нет единства специалистов при ответах на вопросы: а) государственный кредит - это самостоятельная экономическая категория или он, выражая собой лишь определенную часть финансовых отношений, является финансовой категорией? б) государственный кредит - это не экономическая и не финансовая категория, а всего лишь одна из форм кредита? От ответа на эти теоретические вопросы зависит и решение прикладной проблемы: в какой учебной дисциплине должны изучаться студентами государственные кредитные отношения - финансовой или кредитной?

Вне всякого сомнения, государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий - финансов и кредита. На это указывают Л.Д. Андросова, Л.А. Дробозина, С.Г. Горбушина, В.В. Ковалев, И.Н. Мысляева и др. И это действительно так. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности; с другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи с появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение и расширялись границы использования государственного кредита - финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах использу-

Рис. 1. Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории «государственный кредит» (/- государственные финансы; 2- кредит; 3 - государственный кредит)

ется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Присмотревшись к рисунку, можно сделать очевидный вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление - государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом -, обладающим новыми качественными характеристиками (пространственными, цветовыми и т.д.). Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, поскольку взаимопроникновение сфер функционирования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой самостоятельной экономической категории.

Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития в подавляющем своем большинстве выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов. Так, в 1912 г. С.Ю. Витте писал, что с конца XVII в. под словом «финансы» стали понимать «всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства - его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь.»1

Этому высказыванию, прозвучавшему в начале XX в., в полном объеме корреспондируют выводы, сформулированные в конце XX столетия признанным специалистом в области международных финансов В.Н. Сумароковым. В фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике», отметив, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах,

1 Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - М.: 1997, с. 4.

как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит... Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами»2.

Позиция автора цитируемого произведения, равно как и весь проведенный выше анализ сущности государственных кредитных отношений, укрепляет во мнении, что у современных исследователей нет оснований не учитывать исторического пути развития государственных финансов с такими их атрибутами, как государственный кредит, внешние и внутренние долги, а также выводы финансовой науки, изучавшей и обобщавшей этот путь. Вывод однозначен: государственный кредит, являясь самостоятельной экономической категорией, представляет собой элемент публичных финансов.

Что касается позиции отдельных ученых, согласно которой государственный кредит - всего лишь форма кредита и не является самостоятельной категорией, то она опровергается, например, анализом движения привлеченных от инвесторов средств в рамках кредитной и государственно-кредитной операций.

На ри. 2 схематически изображено, что коммерческий банк предоставляет кредиты за счет привлеченных от населения и организаций ресурсов (для настоящего анализа не является существенным, что ссудный фонд банка пополняется и за счет собственного капитала). Заемщики используют кредитные ресурсы как капитал, который участвует в производстве новой стоимости, являющейся источником погашения полученного кредита и уплаты процентов по нему.

Такой логической завершенности в движении стоимости в случае государственно-кредитной операции мы не обнаружим ни при проведении государственных заимствований, ни при предоставлении государственных кредитов. Представим схематически движение стоимости при проведении правительством заимствований и при государственном кредитовании (рис. 3.).

Анализ представленной на рис. 3 схемы приводит к убедительному выводу: той логической и фактической завершенности в движении стоимости, которую мы наблюдаем в случае банковского кредитования (движение начинается от инвесто-

2 Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике. - М.: ИНИОН РАН, 1998, с. 120.

Рис. 2. Развернутая и общая формула движения сТЬимости в кредитной операции

б) погашение и обслуживание государственного долга (в объеме проведенных заимствований)

в) предоставление государственных кредитов

Рис. 3. Движение стоимости при проведении правительством заимствований и государственном кредитовании

ров, на них же оно и завершается), при проведении государственных внешних и внутренних заимствований нет - средства инвесторов направляются на финансирование бюджетного дефицита и на этом их движение (обособленное от других средств бюджета) прекращается. Погашение же государственного внешнего и внутреннего долга и его обслуживание производятся за счет средств других бюджетов в другие финансовые годы, а конкретными источниками станут собираемые налоги и поступления от новых заимствований. Что касается государственных внешних и внутренних кредитов иностранным и отечественным заемщикам, то они предоставляются за счет налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства вне всякой связи с фактом осуществления и возможными масштабами государственных заимствований3.

Таким образом, анализ схем движения средств инвесторов в сфере частного и государственного кредита однозначно убеждает в том, что мы имеем дело с разными экономическими категориями. У этих категорий есть общая основа - кредитная, но на этом их родство заканчивается. Если с помощью частного кредита средства инвесторов, последовательно проходя стадии распределения, производства, обмена и опять распределения, возвращаются к кредитору, а затем и к инвесторам (с приростом), то такой цельности и завершенности оборота средств инвесторов нет в случае функционирования государственного кредита.

В самом деле, государственные внешние и внутренние заимствования обычно проводятся в целях покрытия бюджетного дефицита; профинансировав дефицит и увеличив свой долг, государство завершило заемную операцию. Погашение и обслуживание долговых обязательств, возникших в результате описанной выше операции по привлечению заимствований, будет проводиться за счет совсем других источников. С точки зрения финансового обеспечения и полного отсутствия какой-либо связи со средствами инвесторов, предоставленными государству ранее в качестве заимствований, операция по погашению и обслуживанию внешнего и внутреннего долга - это самостоятельная операция. То же самое мы должны сказать и в отношении предоставления государством внешних

3 В России, правда, осуществляются инвестиционные проекты по линии и за счет средств международных финансовых организаций, когда под гарантии государства привлекаются займы (кредиты), которые распределяются между реальными заемщиками и субъзаемщиками. Правительство РФ в этих операциях выступает как посредник и гарант, не проводя самостоятельной заемно-кредитной политики.

и внутренних кредитов: с точки зрения ресурсного обеспечения, отсутствия какой-либо связи с ранее заимствованными средствами (кстати, заимствований вообще может не проводиться) государственное кредитование - абсолютно самостоятельная операция.

Итак, единого, логически завершенного цикла движения средств инвесторов в рамках частного кредита не наблюдается в сфере государственного кредита, он расчленяется на три самостоятельные операции, ресурсным обеспечением которых служат разные источники, начинающие свое движение для достижения в каждом из трех случаев совершенно конкретных, принципиально иных целей.

Усилим высказанные выше соображения анализом принципиальных различий между государственным кредитом и банковским, являющимся наиболее распространенной формой кредита4. Существенные особенности названных экономических явлений просматриваются, по меньшей мере, по следующим направлениям. Первое связано с историческим аспектом: государственный и банковский кредит вызваны к жизни разными общественными потребностями. Появление государственного кредита связано с потребностями политической надстройки, которую он обслуживает и вместе с которой развивается. Появление банковской формы кредита вызвано потребностями воспроизводства, его функционирование направлено на решение воспроизводственных проблем.

Второе направление, по которому просматривается коренное различие между государственным и банковским кредитом, связано с характером использования заимствованных средств и источниками погашения долговых обязательств. Государственный кредит используется в основном на непроизводительные цели (покрытие бюджетного дефицита) и погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кредит имеет в основном производительный характер, используется заемщиком как капитал, который создает источники для уплаты сумм в погашение кредита и процентов по нему.

Третье направление связано с субъектами отношений при государственном и банковском кредите. Непременным участником государственных кредитных отношений является орган публичной власти, при банковском кредитовании государство как субъект отношений отсутствует. Это, конечно, не исключает того, что банк может предоставить

4Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000, с. 200.

кредит правительству, выступить в роли инвестора на рынке государственного долга, а орган власти прогарантировать кредитную сделку банка с хозяйствующим субъектом, Однако эти операции отражают отношения не частного кредитования, а государственные кредитные отношения и увеличение государственного долга. Всякая кредитная операция, в которой хотя бы одна из участвующих сторон представлена органом власти, входит в сферу государственного кредита.

Следовательно, несмотря на яркую особенность государственных кредитных отношений как формы существования публичных финансов, состоящую в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств, их нельзя смешивать с категорией кредита вообще и с банковским кредитом в частности. Когда речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Государственный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической надстройки общества, формированием в ее распоряжении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основах, выражает собой специфическую часть экономических отношений, ассимилировавших в себе черты и финансов, и кредита. Исторически государственный кредит рассматривается как форма существования государственных финансов; в составе финансовой системы страны он функционирует и сейчас.

Совершенно иной пласт анализа сущности государственного кредита представляет исследование его взаимодействия с ссудным капиталом, и в частности с государственным капиталом в ссудной форме. Любой капитал начинает приносить пользу обществу и доход его владельцу только в движении.

Рис. 4. Соотношение ссудного капитала, государственного кредита и результата заемной операции правительства

Это в полной мере относится и к капиталу в ссудной форме. Проводя государственные заимствования, правительство выходит на внутренние и внешние рынки капиталов. Оно мобилизует на свои потребности внутренние, иностранные и международные, частные, государственное (иностранных государств) и межгосударственные ресурсы, обеспечивая кредиторам получение устойчивого дохода. Мобилизация этих ресурсов осуществляется посредством государственного кредита, который в данном случае выступает как форма движения ссудного капитала во всех его указанных выше конкретных видах. При этом, когда кредиторами являются правительства иностранных государств, их юридические и физические лица, международные финансовые организации, то движение ссудного капитала осуществляется в форме его импорта государством-заемщиком.

Аналогичным образом государственный кредит выступает формой движения ссудного капитала в случае предоставления правительством ресурсов взаймы хозяйствующим субъектам (резидентам и нерезидентам) органам власти иностранных государств и международным организациям. Только в этом случае речь идет о движении государственного капитала в ссудной форме. Когда правительственные кредиты предоставляются иностранным или международным заемщикам, то движение капитала принимает форму его экспорта (рис. 5).

С развитием местного (муниципального) самоуправления появляются и крепнут отношения, связанные с формированием дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления. Эти отношения стали называть муниципальным кредитом. Экономическая природа и назначение муниципального кредита аналогичны природе и назначению государственного кредита. Поэтому теоретический анализ государственных кредитных отношений во многом экстраполируется и на муниципальные кредитные отношения с одной лишь существенной поправкой: муниципальный кредит обслуживает потребности не го-

Рис. 5. Взаимосвязь ссудного капитала, государственного кредита и результатов его функционирования

сударства, а местного самоуправления, поэтому масштабы и влияние этих отношений носят ограниченный характер. Сказанное означает, что встречающиеся ныне в экономической литературе понятия «государственный кредит», «государственный и муниципальный кредит», «публичный или общественный кредит» с точки зрения теоретического анализа сути экономических явлений вполне допустимо использовать как синонимы, выражающие отношения со своими партнерами органов публичной власти всех уровней (федерального, регионального и муниципального), в которых они выступают как заемщики, гаранты или кредиторы.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому обычно преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам и многие другие факторы обусловливают интенсивное развитие международного государственного кредита. В отдельные исторические периоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и финансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего финансового рынка и т.п. - развитие внешних государственно-кредитных отношений может значительно опережать динамику внутреннего государственного кредита. Во внутренних государственных кредитных отношениях партнерами российского органа власти выступают российские юридические и физические лица, другие российские органы власти; во внешних отношениях - иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации.

Внешний государственный кредит, являясь частью национальных государственно-кредитных отношений, одновременно представляет собой форму проявления более общего экономического явления - международного (иностранного) кредита. Эта категория выражает собой движение ссудного капитала между субъектами международных экономических отношений на условиях возвратности и возмездности. Современной экономической наукой это явление обстоятельно исследовано, что нашло отражение в научных, энциклопедических и учебных изданиях5. С развитием глобализации, проявляющейся, в частности, в свободном движении капитала между странами, внимание ученых и практиков к международным вопросам движения ссудного капитала неизмеримо усиливается.

Таким образом, государственный кредит - самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов. Для государственного кредита характерно плотное взаимодействие с другими категориями, в частности с ссудным капиталом, государственным капиталом в ссудной форме, экспортом-импортом капитала. По отношению к названным экономическим явлениям государственный кредит является формой движения, способом существования ссудного капитала (частного и государственного, внутреннего, иностранного и межгосударственного), а в части движения стоимости между национальным правительством и внешними субъектами отношений по линии предоставления или привлечения заимствований государственный кредит правомерно рассматривать как форму экспорта и импорта капитала.

5 См., например, Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002; История Министерства финансов России: В 4 т. - Т. IV / Авторсктй коллектив. -М.: ИНФРА-М, 2002; Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000; Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

www . etu 1621. narod . ru “Финансы и кредит” Преподаватель: Чигирь М.В.

Конспект лекций (файл 7)

Тема 7. Государственный кредит

    Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

    Управление государственным кредитом.

    Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

  1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов . Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.

В отличие от налогов государственный кредит имеет:

    добровольный характер , хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

    возвратный характер , если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;

    платный характер , т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:

    Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

    Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.

    На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

    Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.

    Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.

    Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.

    Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.

2. Государственный кредит, как финансовая категория

Финансовые отношения, возникающие между экономическими субъектами в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств (стоимости) на принципах возвратности, платности и добровольности, называются кредитом. Назначение кредита как финансового категории заключается в удовлетворении временных потребностей в дополнительных средствах одних экономических субъектов и содействия выгодному размещению свободных средств - для других.

распределительную;

регулирующую;

контрольную.

Остановимся на рассмотрении данных функций более подробно.

1 Фискальная (распределительная).

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока заимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

2. Регулирующая функция.

Регулирующая функция государственного кредита также выполняет важную роль. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения. Если же государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в регулирующую функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Следующим этапом характеристики государственного кредита является рассмотрение его видов.

Виды международного кредита, их развитие в Республике Беларусь

финансовый валютный кредит международный Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности...

Государственные финансы

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребителей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные денежные средства предприятий и населения...

Государственный кредит

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения...

Кредитная система РФ

Международный кредит

Роль финансовой математики в финансах государства

Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

­ банковское звено; Большинство авторов относит к финансовой системе такие звенья, как бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий и кредитно-банковская система. 2 Бюджетная система 2...Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система РФ

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов...

Финансовая система РФ

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит - это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком...

Функции государственного кредита

В практической экономической деятельности кредит представляет собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности...

Налоги являются основным но не единственным источником финансирования расходов связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономии страны. Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. Погашение государственного долга производится за счет...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ЛЕКЦИЯ 12

Количество часов 2

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

  1. Сущность и функции государственного кредита.
  2. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
  3. Государственный внутренний и внешний долг.
  4. Система управления государственным кредитом.

5. Государство как кредитор и гарант.


1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Классическая форма кредитных отношений – когда государство выступает в качестве заемщика средств.

В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегаю к помощи государственного кредита.

Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита, государственный кредит обладает свойствами: возвратность и платность.

Особенности государственного кредита:

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На региональном и местном уровне государственный кредит имеет четкую целевую направленность (например, займы на строительство новой дороги или жилого массива).
  3. Средства привлекаются на определенный срок. Например, Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Сущность кредита проявляется в его функциях.

1. Распределительная функция . Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. В случае производительного вложения капитала построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. В этом случае усиления налогового бремени не происходит.

2. Регулирующая функция . Вступая в кредитные отношения, государство воздействует а состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции путем гарантирования государством кредитов. Гарантия состоит в погашении задолженности банкам по кредитам.

3. Контрольная функция . Особенности:

  1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда средств;
  2. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата, своевременность уплаты процентов.

  1. Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Выбор конкретной формы государственной задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, то они оформляются в виде кредитов. Кредитами оформляется задолженность правительства перед центральными банками. Важным способом привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита является выпуск государственных займов, размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках.

Государственные займы – это основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика.

Государственные займы классифицируются по следующим признакам:

  1. В зависимости от происхождения кредитных средств государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
  2. С учетом субъектов кредитных отношений займы подразделяются на федеральные, региональные и муниципальные. В отличие от федеральных, местные займы обычно имеют четкую адресную направленность и выпускаются для решения конкретных программ.
  3. В зависимости от инвестора займы классифицируются на:
  • размещаемые среди населения – Государственный внутренний заем 1992 г.;
  • реализуемые среди юридических лиц – Государственный внутренний заем 1991 г., казначейские векселя;
  • универсальные, подлежащие распространению как среди населения, так и среди юридических лиц, - Государственные краткосрочные обязательства (ГКО).
  1. По сфере обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они, как правило, выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются в развитых странах для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
  2. С учетом срока привлечения средств займы подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования текущих расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные.
  3. В зависимости от характера выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на процентные, выигрышные, с нулевым купоном.

Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются государственные краткосрочные обязательства.

Выплаты дохода по выигрышным облигациям осуществляются на основе тиражей выигрышей в момент погашения облигаций.

Заемные краткосрочные инструменты государства не имеют купонов. Они выпускаются по номиналу, а продаются со скидкой с номинала. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

  1. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения обязательств займы подразделяются на две группы:
  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.
  1. По технологии эмиссии государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах с выдачей особых свидетельств. Безоблигационные займы используются, как правило, на межправительственном уровне.
  2. По характеру погашения задолженности займы подразделяются на погашаемые единовременно и частями.

Возврат задолженности частями предусматривает три варианта:

  • погашение займа равными долями в течение определенного срока;
  • возвращение задолженности возрастающими долями. Данный вариант следует применять в случаях предполагаемого увеличения доходов заемщика в связи с подъемом его деловой активности или ввода в действие объекта, на строительство которого привлекались заемные средства и который постепенно набирает мощноть и начинает приносить все большую прибыль;
  • погашение займа снижающимися долями. Такая система предпочтительна, когда ожидается снижение доходов заемщика или увеличение его расходов.
  1. Государственный внутренний и внешний долг

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».

Основные формы долговых обязательств Российской Федерации следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской федерацией, договора поручителей Российской федерации; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации; соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономии страны.

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга.

Погашение государственного долга производится за счет доходов государственного бюджета – налогов. Связь займов с налогами проявляется тогда, когда приходит время платить проценты и погашать долги. Однако в условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недостаточными, и для погашения долга, как правило, выпускаются новые государственные займы. Государственный долг погашается через казначейства и банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, т.е. ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую часть капитальной суммы долга.

В зависимости от рынка размещения, валюты займа и некоторых других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, которые имеют существенные социальные отличия.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте. Держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

К внутреннему долгу относят кредиты, полученные от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке, а также государственные гарантии. Государственные внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о внутреннем долге РФ, являлся Закон «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. Этим законом определялись понятие, состав государственного внутреннего долга, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливается порядок его обслуживания.

Необходимость перехода к рыночным методам регулирования государственного долга и финансирования бюджета из неинфляционных источников обусловила появление государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями. Находящимися в государственной собственности и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость облигации. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму. Предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится:

  • величина дохода, выплачиваемая по займу;
  • уровень ссудного процента;
  • время покупки облигаций;
  • степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами;
  • степень доверия населения правительству.

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

  • финансирование текущего бюджетного дефицита;
  • погашение ранее выпущенных размещенных займов;
  • обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
  • финансирование целевых программ;
  • финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное социально-экономическое значение.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осуществлением расходов. Это может быть связано с тем, что основная масса поступлений в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговой отчетности. В это время бюджетные расходы осуществляются более или менее равномерно в течение всего бюджетного года. Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем, самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в РФ в начале 90-х годов 20 века поначалу представлял собой не более чем экспериментальные шаги по поиску новых прогрессивных форм финансирования бюджетного дефицита.

Эмиссия государственных долговых обязательств РФ стала осуществляться с 1990 года.

  1. Государственный Российский республиканский внутренний 5%-й заем 1990 г. Эти ценные бумаги были выпущены достоинством 5 000, 10 000, 25 000 и 100 000 руб. Срок действия - 16 лет с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. Ежегодный доход составлял 5 %. Предполагалось, что выкуп этих облигаций будет производиться начиная с 1 января 1996 г. в течение 10 лет на основе ежегодных тиражей погашения.

Облигаций этого займа было размещено на 500 млн. руб. Большое количество облигаций было реализовано коммерческим банкам, т.к. они имели право учитывать их в качестве обязательных резервов в ЦБ РФ. После отмены Центральным банком этого положения (28 февраля 1991г.) спрос на облигации резко упал, и значительная часть их оказалась непроданной.

Обслуживание этого займа осуществляется через Банк Москвы.

2. В 1993 г. началась эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО).

Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в виде отдельных выпусков сроком 3,6 и 12 месяцев. Номинальная стоимость ГКО составляла 1 млн. руб. Облигации продавались со скидкой от номинала – дисконтом и размещались сначала только среди юридических лиц, а затем среди и физических лиц. Погашение ГКО проводилось по номиналу.

Осенью 1993 г. было принято решение о выпуске новой ценной бумаги - золотых сертификатов (ЗС), который явился самой дорогой ценной бумагой. Ее номинал – 10 кг золота пробы 0,999. Рублевый же номинал зависел от цены золота на фондовой бирже цветных металлов и курса доллара США к рублю на валютной бирже.

К середине 1995 г. на рынке ценных бумаг был принят новый долговой инструмент со сроком обращения более одного года – облигации федерального займа (ОФЗ). ОФЗ имели номинальную стоимость 1 млн.руб. и явились именными купонными среднесрочными ценными бумагами. Владелец облигации имел право на получение суммы основного долга, соответствующей номинальной стоимости облигации, а также на получение купонного дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости.

Значительную проблему для определения внутреннего долга представляет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». По этому закону государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств во вклады в Сбербанк РФ в период до 20 июня 1991 г., во вклады в организации государственного страхования по договорным видам личного страхования до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги, размещение которых проводилось на территории РСФСР до 1 января 1992 г. Согласно второй статье данного закона государственные сбережения граждан признаются государственным долгом. Эта задолженность составляет 300 млрд.руб.

Верхний предел внутреннего государственного долга устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы). По которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

Предельные объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного Законом о федеральном бюджете. Если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание.

Реструктуризация государственного долга представляет собой погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Она может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году отражается в Программе государственных внешних заимствований РФ.

Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований, не включенных в Программу, если указанные внешние заимствования осуществляется в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного его предельного объема.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4977,90

906,6

01.01.2014

5722,24

1289,85

Состояние внешнего долга в РФ

В конце 1991 г. с распадом СССР появилась проблема раздела внешнего долга, который по состоянию на 1 января 1992 года был равен 65,1 млрд. долл. (без учета невыплаченных процентов и долгов СССР в неконвертируемой валюте). Этот объем внешней задолженности вывел бывший СССР на пятую позицию после Бразилии, Мексики, Индонезии и Индии в списке стран – крупнейших должников. Из общей суммы задолженности приходилось на государственные обязательства, а 26 млрд. долл. Были предоставлены СССР частными банками – кредиторами.

29 октября 1991 г. 12 из 15 республик, за исключением балтийских республик и Грузии, подписали Меморандум о взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников. В подписании участвовали и представители «большой семерки».

В соответствии с меморандумом доля России в совокупном внешнем долге составила 61,34 % от его величины.

В конце 1992 года в виду неплатежей со стороны государств бывшего СССР, Россия выступила с инициативой взять всю ответственность перед кредиторами на себя, а вопросы с республиками решать самостоятельно. Двустороннее соглашение о «нулевом варианте» предусматривало передачу России всех внешних долгов второй договаривающейся стороной с одновременным отказом последней от соответствующей доли активов и собственности бывшего СССР за рубежом.

Данное соглашение способствовало переоформлению соглашений с кредиторами бывшего СССР. В апреле 1993 г. западная сторона официально признала Россию единственным государством, ответственным по долгам бывшего СССР.

С 1992г. Россия является членом основных международных финансовых организаций – МВФ, МБРР, МФК (Международная финансовая корпорация). Именно в этом году использование иностранных кредитов достигло своей вершины. В итоге внешняя задолженность России к началу 1993 года возросла примерно на 85 млрд. долл.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 февраля 2014 года

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

55 750,9

40 855,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

161,4

118,3

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 026,2

752,0

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

948,1

694,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

22,3

16,3

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 527,7

1 119,5

Задолженность по внешним облигационным займам

40 660,7

29 796,8

Внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 540,2

Внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1 500,0

1 099,2

Внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 564,9

Внешний облигационный займ с погашением в 2020 году

1 023,4

750,0

Внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 465,6

Внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3 000,0

2 198,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 832,0

Внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

15 171,0

11 117,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 198,5

Внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1 500,0

1 099,2

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 399,0

8 353,4

4. Система управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач. В частности, страны-члены ЕС уже договорились, что в единой Европе государственная задолженность не должна превышать 60% ВВП. Однако открытым остается вопрос об экономических санкциях для нарушителей.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.


5. Государство как кредитор и гарант

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на штрафной и возмездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

  1. бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  2. государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  3. юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
  4. органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

В соответствии со ст. 76 БК бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями , может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредиту. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Субъектам РФ беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового года на покрытие:

временных кассовых разрывов , возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ;

временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности.

В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики.

Бюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов за пользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент предоставления кредита, но не менее 1/4 этой ставки.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков на конец 80-х годов перед СССР — 90 млрд руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 руб.).

Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб кредиторов.

Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г.).

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы.

Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2000—2002 гг., позволил увеличить в 2003 г. объем предоставляемых зарубежным странам кредитов. Закон о федеральном бюджете на 20.... г. предусматривает кредитование стран дальнего зарубежья в размере

Практически все кредиты являются связанными, т.е. они предназначаются для финансирования поставок и услуг российских предприятий и таким образом способствуют развитию производственной базы в самой России. Среди головных компаний, которые получат кредиты, — «Атомстройэкспорт», «Сельхозпромэкспорт», «Зарубеж-нефть».

Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ или субъект РФ — гараж дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника но гарантированному им обязательству. Однако гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта (БК РФ, ст. 115).

Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя (БКРФ, ст. 116).

Законом о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ, а также юридических лиц. Юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», принятом в 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств:

на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

Примером государственных гарантий задолженности коммерческих структур по облигациям является гарантия облигаций РАО «Высокоскоростные магистрали», которое само не смогло выполнить свои обязательства, и в соответствии с гарантиями они были переданы для исполнения Минфину РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
20968. Прибыль как экономическая категория, её формирование и использование 84.93 KB
Направления использования прибыли предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение в достижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции а также в получении дохода и прибыли. Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли.
8522. Государственный кредит в системе бюджетных отношений 28.27 KB
Объем каждого выпуска определяется Минфином России исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций установленного Правительством РФ на соответствующий год. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга номинальной стоимости а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на...
9288. Экономическая категория страхования, его необходимость, функции и роль в современном обществе 11.14 KB
Экономическая категория страхования его необходимость функции и роль в современном обществе. В то же время для страхования характерны экономические отношения связанные только с перераспределением доходов и накоплений для возмещения материальных и иных потерь. Можно выделить следующие признаки характеризующие экономическую категорию страхования...
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
13233. ПОЛ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 74.99 KB
Данная проблема волнует многих современных учёных-психологовˌ и социологов, таких как Т.В. Бендас1, Ш. Берн2, Д. Майерс3, И.С. Кон4, О.А. Воронина5, И.С. Клецина6, Е.П. Ильин7 и другие. Литература, посвященная исследованию проблемы пола, в философии весьма обширна и характеризуется разносторонностью. Проблема пола является важной проблемой современной культуры в целом и современного гуманитарного знания в частности.
12916. Количество как логическая категория 34.57 KB
И если такая безотчетность в гуманитарной области легче сходит с рук, чем в точных исследованиях, где она быстро приводит к парадоксам, то это отнюдь не благо, как не является благом размытая симптоматика запущенной болезни. Когда сложный феномен, определение которого нуждается в особо тонкой разработке методологического инструментария, покрывается вместо этого иррационалистически-поэтическим флером
283. Категория рода имени существительного 6.84 KB
Род существительных – лексико-грамматическая категория, проявляющаяся в способности существительных сочетаться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов. В русском языке род имен существительных определяется по двум основаниям
11026. Практика технического обслуживания (Модуль 7 категория В2 по Part-66) 19.56 MB
В учебном пособии изложена теоретическая часть модуля 7 категории В2 по Part-66, которая является неотъемлемой частью при прохождении практических занятий по обслуживанию летательных аппаратов.
15202. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 25.1 KB
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 89 миллиона...
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!