Образец письма о несоответствии проекта и сметы. Техническое задание: законодательные требования и сложившаяся практика. ФАС принял нашу сторону и компания успешно выиграла это дело

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

440000, г.Пенза, ул.Кирова, д.35/39; Email: [email protected]

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза Дело № А49-13617/2014

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Бубновой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Пензы» (ОГРН 1055803006380)

к Открытому акционерному обществу «СКМ Инжиниринг» (ОГРН 1077762299955)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: 1: Финансовое управление города Пензы (ОГРН 1025801357971); 2: Открытое акционерное общество «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ» (ОГРН 1037700073971); 3:Государственное автономное учреждение «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области» (ОГРН 1035803014939); 4: общество с ограниченной ответственность «Стройэлита» (ОГРН 1045803504207)

5: общество с ограниченной ответственностью «Интертехника» (ОГРН 1095836003592)

о взыскании 36 183 887 руб. 14 коп.

При участии в судебном заседании:

От истца: Кочеткова И.Н. – представитель,

от ответчика: Левашин А.В. – представитель;

от третьих лиц: от Финансового управления города Пензы: Тамбовцева Е.А. – представитель; Мельников И.Н.- представитель;

От ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ»: Чекалова Н.М.- представитель;

от ГАУ «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области»: Хрусталев В.Н. – представитель;

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства г. Пензы» (далее – истец, МКУ «УКС г.Пензы») обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к открытому акционерному обществу «СКМ Инжиниринг» (далее - ответчик, ОАО «СКМ Инжиниринг») о взыскании в порядке ст. Гражданского кодекса РФ денежных средств, неосновательно уплаченных истцом ответчику по результатам выполнения контракта № 25 от 07 августа 2012 года.

В ходе рассмотрения данного дела истец неоднократно корректировал размер иска. Исходя из последнего уточнения, просит взыскать с ответчика сумму 27290728 руб.35 коп.

В соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение исковых требований судом принимается. Суммой иска следует считать 27290728 руб.35 коп.

Представители третьих лиц – ООО «Стройэлита» и ООО «Интертехника» в заседание не явились, о времени и месте его проведения указанные лица извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие представителей указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме с учетом последнего вышеуказанного уточнения (т.1 л.д.6,7,85; т.10 л.д.11, 12).

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика иск не признает в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему (т. 5 л.д.5,6,34; т. 6 л.д.34). В частности, поясняет, что все отклонения от Технической части по видам, объемам и стоимости выполняемых работ и применяемых материалов выполнены с учетом указаний Заказчика и согласованы им. Ответчик указывает, что исходя из положений п.п.2.3, 8.3., 8.8. контракта № 25, принимая выполненные работы и подписывая акты сдачи-приемки, содержащие сведения о стоимости и порядке ее определения (с учетом указанных расценок и коэффициентов), а также оплачивая работы, заказчик согласился с указанными в актах объемами и ценой выполненных работ, подтвердил необходимость их выполнения и соответственно, признал обоснованность применения использованных расценок. Все работы, включенные в КС-2 и КС-3 по итогам выполнения контракта, не превышают согласованную в нем цену. Данные работы по контракту приняты в муниципальную казну и используются муниципальным образованием. Указывает на отсутствие оснований для вывода о том, что на стороне ответчика имело место неосновательное обогащение и просит отказать в иске в полном объеме.

В заседании представители третьего лица – Финансового Управления города Пензы считают исковые требования обоснованными и правомерными. Поддерживают доводы истца, с учетом представленного отзыва на иск и дополнений к нему (т.5 л.д.31-33;т.7 л.д.31-32; 52-63).

Представитель третьего лица - ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ» (разработавшего проектно-сметную документацию) – пояснил, что ссылка истца в обоснование взыскиваемой суммы 21169702 руб.36 коп. (стоимость неправомерно оплаченного материала) на допущенную ошибку в разработанной данным лицом проектно-сметной документации несостоятельна и опровергается представленными доказательствами в ходе рассмотрения дела. Допущенная техническая арифметическая ошибка в смете (при переводе количества брусчатки для устройства дорожного покрытия из метров кубические в метры квадратные) на общую сметную стоимость строительства в сторону увеличения не повлияла. Данная ошибка была замечена и скорректирована ГАУ «РЦЭЦС» при проверке проектно-сметной документации и определении индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка. Сводный сметный расчет, стоимость и соответственно, количество подлежащего использованию материала были скорректированы. Стоимость строительства не была увеличена, каких-либо негативных последствий допущенная в смете ошибка не повлекла. Кроме того, представитель данного лица указал на согласование в рамках проекта по госконтракту № 25 замену световых опор непосредственно с учетом измененных характеристик закладных деталей к ним и увеличение их стоимости применительно к установленным сметой, но без изменения общей сметной стоимости объекта строительства в целом. Требования истца в данной части, по мнению указанного третьего лица, удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица – ГАУ «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области» поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск и дополнении к нему. Согласно пояснениям, представленным данным лицом, в количестве подлежащей использованию брусчатки в п.5 локального сметного расчета № 02-02-01, составленного ОАО «ГИПРОДОРНИИ» имелась техническая ошибка. Однако, сметная стоимость объекта в сводном сметном расчете, рекомендованная к утверждению, определена достоверно, что обусловлено примененным в сводном сметном расчете индексом изменения сметной стоимости СМР, равным 4, 358 и учитывающим реально необходимое количество брусчатки для покрытия. Негативных последствий допущенная техническая ошибка не повлекла, поскольку была скорректирована, не повлияв на завышение цены контракта в целом, которая определена достоверно надлежащим образом. (т.7 л.д.91,т.10 л.д.16-18).

Третьи лица – ООО «Стройэлита» и ООО «Интертехника» письменные отзывы на иск не представили.

Исследовав материалы дела, заслушав присутствующих представителей сторон и третьих лиц арбитражный суд установил следующее.

07 августа 2012 года, по итогам проведения открытого аукциона, между МКУ «УКС г.Пензы» (Заказчик) и ООО «СКМ Инжиниринг» («Генеральный подрядчик») заключен контракт № 25, согласно которому последний принял на себя обязательство в срок до 31 августа 2013 года выполнить полный комплекс работ по объекту: «Реконструкция улично-дорожной сети г.Пензы. Капитальный ремонт ул.Московской от ул.Бакунина до ул.Кураева. Строительство подземного пешеходного перехода на ул.Московской-ул.М.Горького» (далее - объект) согласно ведомости объемов работ в соответствии с проектно-сметной документацией и с учетом календарного плана строительства. В свою очередь, истец принял на себя обязательство принять и оплатить результат работ(т.1 л.д.12-25;135-163; т.2 л.д.2-30).

Цена контракта определена сторонами в сумме 339 272 224 руб.

При этом, на разработку проектно-сметной документации МКУ УКС г.Пензы заключило муниципальный контракт № 22 от 02 августа 2010 года с ОАО «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ».

На проектно-сметную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы № 58-1-4-124-11 от 01 июля 2011 года (проектная документация без сметы и результатов инженерных изысканий) и положительное заключение № 58-1-6-0029-11 от 01 июля 2011 года (проверка достоверности определения сметной стоимости объекта), сметная стоимость в текущих ценах на 2 квартал 2011 года с НДС составила 358765,74 руб.) (т.10 л.д.23-50) Как установлено судом и подтверждается представителями сторон в заседании, цена контракта № 25 определена с учетом шага уменьшения начальной цены контракта.

В соответствии с п.2 ст. Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Как следует из материалов дела, в ходе выполнения ответчиком работ по контракту, по итогам их принятия между сторонами оформлялись соответствующие акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-2, КС-3 (т.2 л.д.73-150;т.2 л.д.1-150;т.3 л.д.1-150; т.4 л.д.1 -150; т.5 л.д. 1- 4)

В настоящее время истец просит взыскать с ответчика сумму 27290728 руб.35 коп. в качестве неосновательного обогащения. Указывает, что данная сумма состоит из нескольких сумм, необоснованно включенных в акты выполненных работ в качестве подлежащей ответчику уплате их стоимости. В подтверждение требований истец ссылается на соответствующие расчеты по каждой сумме (содержащие ссылки на конкретные локальные сметы по определению видов и объемов работ, а также акты КС-2 по принятию соответствующих работ у ответчика)с учетом представленных в материалы дела расчетов Финансового Управления г.Пензы, проводившего проверку использования бюджетных средств при выполнении указанного контракта (т.5 л.д.42-63; т.7 л.д.55-70;т.10 л.д.11-12).

В соответствии с п.п.12, 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 года № 51 « Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» при наличии акта приемки работ, заказчик не лишен права представить суду возражения по объему, стоимости и качеству работ.

В соответствии со ст. Гражданского Кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного Кодекса.

Оценив представленные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В частности, истец просит взыскать с ответчика сумму 21 169 702 руб.36 коп. в качестве стоимости неправомерно оплаченного материала,не предусмотренного Технической частью документации об аукционе и чей расход не подтвержден положительным заключением государственной экспертизы. Истец указывает на наличие ошибки в п.5 локального сметного расчета № 02-02-01, разработанной проектировщиком документации - ОАО «ГИПРОДОРНИИ». Ошибочное применение коэффициента списания материала 1,63 а не 1,31, как предусмотрено нормой ТЕР 27-05-002-01 соответственно, повлекло ошибку в определении расчетной площади гранитной брусчатки как 21900 кв.м. вместо требуемых 17520 кв.м. По мнению истца, указанное свидетельствует о завышении стоимости материала, оплаченной ответчику (т.7 л.д.64-66). Наличие данной технической ошибки в локальном сметном расчете признается третьими лицами – ОАО «ГИПРОДОРНИИ» и ГАУ «РЦЭЦС».

Как указало в представленном отзыве на иск ГАУ «РЦЭЦС» и подтверждает его представитель в заседании, допущенная ошибка состоит в определении в локальной смете расчетной площади гранитной брусчатки как 21900 кв.м.. вместо требуемых 17520 кв.м. и соответственно, в определении стоимости указанного объема брусчатки в базисных ценах 2001 г. как 17327499 руб. вместо требуемых 13861999 руб. Однако, сметная стоимость объекта 358765740 руб. в текущих ценах на 2 квартал 2011 года в сводном сметном расчете, рекомендованная к утверждению, определена достоверно, что обусловлено примененном в сводном сметном расчете индексом изменения сметной стоимости СМР, равным 4,358 (без НДС). При определении указанного индекса отделом ценообразования ГАУ «РЦЭЦС» было учтено количество гранитной брусчатки в 17520 кв.м., в результате чего разница в стоимости брусчатки для 21900 кв.м. и 17520 кв.м. в размере 15311819 руб. в текущих ценах на 2 квартал 2011 года была исключена из стоимости и не вошла в сводный сметный расчет на сумму 358765740 руб.

Как подтвердило ГАУ «РЦЭЦС», допущенная ошибка в определении объемов брусчатки в локальной смете не повлекла негативных последствий и не повлияла на завышение контракта в целом.

Из положительного заключения № 58-1-6-0029-11, выданного ГАУ «РЦЭЦС» (Проверка достоверности определения сметной стоимости объекта) следует, что сметная стоимость объекта «Реконструкция Капитальный ремонт ул. Московской от ул.Бакунина до ул.Кураева. Строительство подземного пешеходного перехода на ул.Московской-ул.М.Горького с учетом внесенных дополнений и изменений определена достоверно (п.3.2.).

Данное заключение содержит сведения о проверке достоверности указанных в нем локальных смет. Пункты 2.2., 2.3 данного положительного заключения содержат указание на перечень представленной на проверку сметной документации и указание на то, что сводный сметный расчет составлен в базисном уровне цен 2001 г. (на 01.01.2000), и в текущем уровне цен на 2 квартал 2011 года выполнен на основании расчета индекса изменения сметной стоимости (без НДС), разработанного ГАУ «РЦЭЦС» (письмо от 01 июля 2011 года № 22-2-10/4-2462), - индекс СМР составляет 4, 358.(т.7 л.д.129)

Как следует из произведенного ГАУ «РЦЭЦС» расчета индекса изменения стоимости СМР в условиях рынка на реконструкцию спорного объекта, заявленная сметная стоимость СМР в базе 2001 года – 89358 16 тыс. руб., уменьшена ГАУ «РЦЭЦС» до 64017, 28 тыс. руб.

В п 2.4. данного положительного заключения приведены результаты произведенной корректировки сметной стоимости, а также указано на то, что в текущем уровне цен произведенное снижение сметной стоимости определяет сметную стоимость объекта в текущих ценах на 2 квартал 2011 года в сумме 358765,74 тыс.руб. Данная сумма указана в сводном сметном расчете стоимости объекта в текущих ценах 2 квартала 2011 года (т.7 л.д.122-125)

При этом, как установлено судом и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, стоимость 1 кв.м. подлежащей укладке брусчатки, указанная ОАО «ГИПРОДОРНИИ» при составлении локального сметного расчета составляет 3650,4 руб. за кв.м. (791, 21 руб. (базовая стоимость 1 кв.м. в ценах 2001 г. по локальным сметам) х 3,91 (средний коэффициент на стоимость материалов по Пензенской области на 2 квартал 2011 года) х 1, 18 (НДС).

Как следует из пояснений эксперта, определенная им стоимость подлежащей использованию брусчатки в сумме 3147 руб. за 1 кв.м. – средняя стоимость брусчатки толщиной как 8 так и 10 см, и индекс 4,358 учитывает стоимость брусчатки толщиной как 8 так и 10 см. Пояснил, что норма расхода материала - 1,31 не зависит от толщины плитки применительно к площади покрытия (в данном случае, независимо от укладки плитки толщиной как 8 так и 10 см.

ГАУ «РЦЭЦС» представлен подробный расчет данного индекса, с учетом конкретных показателей, применяемых при его расчете (т.7 л.д.91, т.10 л.д.20-22). При этом, как пояснил эксперт в заседании, при определении указанной средней стоимости брусчатки и уменьшении до 3147 руб. за 1кв.м. по сравнению со сметной - 3650, 4 за 1 кв.м. им учитывалась рыночная стоимость соответствующих материалов исходя из предложений поставщиков данного товара, сообщенных ими эксперту в результате переговоров и консультаций.

Положительные заключения государственной экспертизы № 58-1-4-124-11, №58-1-6-0029-11, выданные данным полномочным компетентным органом, как и представленный расчет индекса, в установленном порядке не оспорены, опровергающие их доказательства не представлены.

Истец, ответчик и третьи лица не оспаривают правильность арифметического расчета данного индекса.

Оснований для признания недостоверными данных заключений ГАУ «РЦЭЦС», а также представленных пояснений его представителя в заседании, у суда не имеется.

Суд признает установленным, что в сводном сметном расчете предусмотрен общий индекс 4, 358 (рассчитанный ГАУ «РЦЭЦС» с учетом стоимости брусчатки толщиной как 8 так и 10 см.), который рассчитывался с учетом соответственно и корректировки количества материала (указанного в локальном сметном расчете), подлежащего использованию при покрытии.

Как подтвердил представитель истца в судебном заседании, работы им принимались у ответчика и акты сторонами составлялись исходя из фактического выполнения объема работ и применяемых материалов ответчиком, без превышений, и с учетом представленных ГАУ «РЦЭЦС» в ходе рассмотрения дела сведений и пояснений, дополнительный расход материала отсутствует. Однако, оставляет данное требование на усмотрение суда.

В заседании представители сторон и третьи лица не оспаривают, что рассчитывая индекс 4, 358 и устанавливая сметную стоимость брусчатки, ГАУ «РЦЭЦС» скорректировало вышеуказанную допущенную ошибку в локальной смете ОАО «ГИПРОДОРНИИ», количество подлежащей использованию брусчатки и ее сметная стоимость определены достоверно.

С учетом вышеизложенного в совокупности, суд приходит к выводу о том, что допущенная в локальном сметном расчете № 02-02-01 ошибка в количестве подлежащего использованию материала (гранитной брусчатки) устранена при выдаче индекса изменения СМР в условиях рынка - 4,358, применяемого сторонами при оформлении актов и справок КС-2 и КС -3 (4, 33799082275 - с учетом уменьшения шага при проведении аукциона). Данная ошибка в определении объемов брусчатки не повлияла на увеличение сметной стоимости материала при установлении цены контракта, не повлекла завышение данной цены.

Доказательства необоснованности оплаты указанного материала истцом ответчику, суду не представлены.

С учетом вышеизложенного, основания для взыскания указанной суммы с ответчика отсутствуют.

Кроме того, истец в качестве составляющей требования о взыскании неосновательного обогащения просит взыскать с ответчика - 217696 руб.97 коп. – стоимость невыполненных работ. Указывает, что по актам выполненных работ, подписанных сторонами, площадь покрытия определена как 28089 кв.м., в то время как фактически документы подтверждают покрытие лишь 27097 кв.м. Соответственно, площадь покрытия по актам выполненных работ завышена на 991 кв.м.

Как установлено судом, работы на спорном объекте выполнялись Генподрядчиком с привлечением субподрядчиков. В частности, одним из субподрядчиков, являлось ООО «Стройэлита», с которым у ОАО «СКМ Инжиниринг» заключен договор подряда № 225/3 от 07 августа 2012 года (т.9 л.д.21-37).

В подтверждение факта выполнения спорного объема работ ответчик представил КС -2 и КС-3, составленные между ним и ООО «Стройэлита», а также журналы производства работ, указывая на то, что на спорной площади 991 кв.м. работы выполнены ООО «Стройэлита» собственными силами(т.8 л.д.51-66; т.9 л.д.39-146) .Ранее, в заседании 25 июня 2015 года представитель ООО «Стройэлита» подтвердил данные доводы ответчика. Представитель ООО «Интертехника», осуществляющего строительный контроль за выполнением работ, подтвердил обоснованность и правильность составления журнала работ на объекте.

Также, в целях подтверждения выполнения работ в указанном объеме ответчиком представлена геодезическая съемка объекта, согласно которой фактически покрытая площадь превышает проектную и закрытую по актам выполненных работ. Представлена таблица расчета площади гранитного покрытия на 28089 кв.м. (т.6 л.д.22-27).

Кроме того, исходя из буквального прочтения акта обследования от 13 марта 2015 года, произведенного комиссией в составе полномочных представителей: истца – МКУ «УКС г.Пензы», ответчика- ОАО «СКМ Инжиниринг», третьих лиц -Финансового Управления города Пензы и ООО «Интертехника» (осуществляющего строительный контроль за выполнением работ), в ходе произведенных замеров на объекте установлено, что исполнительная съемка, представленная ОАО «СКМ Инжиниринг»: плановое положение (геометрические размеры ул.Московской) – соответствуют действительности. Выборочные замеры отклонений не выявили. Контрольные замеры показали, что фактическая площадь покрытия, включая все конструктивные элементы, составляет 30 254 кв.м. (т.6 л.д.35)

При этом, в нарушение ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ в настоящее время суду не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие выполнение работ, принятых истцом, в меньшем размере, и соответственно, обосновывающие требование истца по взысканию данной суммы.

Отсутствие акта на скрытые работы применительно к спорной площади, с учетом представленных в материалы дела доказательств и пояснений лиц, участвующих в деле, не подтверждает факта невыполнения спорного объема работ. Суд не находит оснований для взыскания данной суммы с ответчика.

Требование истца о взыскании с ответчика суммы 801555 руб.73 коп. мотивировано стоимостью завышения работ по сравнению с Технической частью документации об аукционе.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается представителем истца, не оспаривается третьими лицами, при составлении локальных сметных расчетов № 01-06-01 и № 01-06-03 (земляные работы, прокладка коммуникаций и др.) были допущены технические ошибки (опечатки), обусловленные неправильным применением коэффициентов: применены коэффициенты на стесненность в размере 1, 15% и 1,25%. Однако, согласно Методике определения сметной стоимости на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной и введенной в действие Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05 марта 2004 года №15/1, применяются коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин, выполняемым при ремонте и реконструкции зданий и сооружений. Соответственно, указанная ошибка устранена сторонами в подписанных актах выполненных работ и коэффициенты были применены в соответствии с указанной МДС81-35.2004, заказчик, подписав акты выполненных работ, согласился с примененными в них расценками. При этом, увеличение стоимости работ не привело к увеличению общей цены контракта.Соответственно, данное требование истца также удовлетворению не подлежит.

Также суд находит неправомерным и требования истца о взыскании с ответчика сумм 45096 руб.49 коп. – стоимость разборки и устройства брусчатых мостовых и 2659813 руб.91 коп. - стоимость дополнительных работ, непредусмотренных Технической частью документации об аукционе, в части непредвиденных расходов, не подтвержденных документально.

Как установлено судом и не оспаривается истцом, при непосредственном выполнении работ по госконтракту был обнаружен бутовый камень. В целях определения исторической ценности, данный камень был демонтирован ответчиком по указаниям истца, но, впоследствии, определив отсутствие необходимости в использовании данного камня, ответчиком произведены работы по укладке его на место обнаружения, стоимость выполнения данных работ составила сумму 45096 руб.49 коп.

Представитель истца подтверждает факт выполнения данных работ ответчиком непосредственно по просьбе истца, что также подтверждается и письмами последнего с соответствующими указаниями ответчику об этом № 2219 от 02 июля 2013 года и № 2421 от 18 июля 2013 года (т.6 л.д.66-68). Данные работы приняты истцом в установленном порядке в качестве работ по контракту, стоимость их выполнения была учтена сторонами в актах выполненных работ но, по мнению истца, в настоящее время, подлежат возврату ответчиком в связи с неправомерной оплатой их за счет средств по госконтракту.

Также истец считает, что стоимость выполненных работ на сумму 2659813 руб.91 коп. (т.5 л.д.50, 51) подлежит взысканию с ответчика, поскольку данные работы не были предусмотрены контрактом, являлись дополнительными, не предусмотренными технической документацией но должны быть выполнены ответчиком за счет резерва непредвиденных затрат, предусмотренных контрактом. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих израсходование непредвиденных затрат, в связи с чем стоимость данных работ неправомерно включена в акты КС-2 как подлежащие оплате непредвиденные расходы (предназначенные для компенсации стоимости работ, потребность в которых возникает в ходе строительства).

Однако, ответчиком представлены документы, подтверждающие наличие дополнительных затрат в объеме, превышающем по стоимости установленный сметный лимит – локальный сметный расчет на металлические крепления стенок траншеи от 2013 года на сумму 2661510 руб.06 коп., исполнительную документацию по выполнению работ и наличию затрат, акты освидетельствования скрытых работ от 25 апреля 2013 года, от 15 мая 2013 года, от 29 мая 2013 года, подписанных сторонами и третьими лицами (т.6. л.д.36-38;44-46;52-54).Указанные документы подтверждают полное использование сметного лимита непредвиденных затрат, и покрытие выполненных ответчиком согласно подписанным актам дополнительных работ на сумму 5868508 руб.44 коп. за счет предусмотренного контрактом резерва на непредвиденные затраты не представлялось возможным.

Проверив указанные документы, истец подтвердил, что ответчик представил соответствующие доказательства, что резервные затраты им исчерпаны. Факт выполнения данных работ и обязанность по их оплате в рамках выполнения госконтракта № 25 признается истцом.

Суд считает, что данные работы как на сумму 45096 руб.49 коп. так и на сумму 2659813 руб.91 коп. являлись дополнительными необходимыми работами при выполнении контракта, выполнены по прямому указанию заказчика – истца, принявшего и одобрившего их выполнение непосредственно в рамках госконтракта № 25 и поскольку ответчиком представлены доказательства израсходования резервных затрат в предусмотренном контрактом объеме, суд не находит оснований для вывода о неправомерном включении стоимости сторонами данных видов работ в акты КС-2, отказывает во взыскании указанных сумм с ответчика.

Также истец просит взыскать с ответчика сумму 2396862 руб.89 коп. в качестве разницы стоимости материалов и работ, стоимость которых превышает утвержденную документацией об аукционе и документально не подтверждена (применительно к использованию камня бортового марки 1 ГП, камня бортового из горных пород марки 5 ГП, закладной детали (под световые опоры) и цветочниц «Валентин», «Клумба-2», «Квадро»).

Суд признает данные требования истца также несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. Указанные материалы (включая и согласование стоимости единицы данных товаров, материалов) приняты истцом по указанной в актах цене. Соответственно, истец, проверив их перед подписанием, согласился с указанной стоимостью и применяемыми расценками с учетом достижения итогового результата по контракту и общей неизменной цены контракта. Доказательств необоснованного принятия и оплаты примененного ответчиком камня с использованием бучардирования, суду не представлено.

Истец в заседании пояснил, что при принятии данного вида работ как в отношении камня бортового марки 1 ГП, камня бортового из горных пород марки 5 ГП, с участием строительного контроля со стороны ООО «Интертехника», проверялись объемы и стоимость данного материала, представленные сертификаты соответствия данного материала. В материалы представлены сертификат соответствия на камень бортовой из горных пород марки 5 ГП (т.7 л.д.134). Более того, в материалы дела представлен журнал авторского надзора, свидетельствующий о пересогласовании по результатам совещания 28 ноября 2012 года установки опор наружного освещения, письмо № 3238 от 12 ноября 2012 года, в котором истец согласовывает ответчику работы по замене опор с пересчетом сметной стоимости, представлены паспорт на установленную закладную деталь и технический паспорт № 1002 на опору (свидетельствующие о значительном превышении веса установленных опор по сравнению с первоначально предусмотренными проектом), подтверждающие, по мнению суда, и обоснованность увеличения стоимости фактически использованных закладных деталей с соответствующими к данным опорам техническими характеристиками применительно к изначально установленной сметной стоимости (т.7 л.д.42-44,49, 111-115).

Представитель ОАО «ГИПРОДОРНИИ» в заседании подтвердил, что замена опор была согласована данным проектным институтом, - с учетом изменения стоимости закладных деталей (как комплектующая деталь опоры), что подтвердил представитель ОАО «ГИПРОДОРНИИ» в заседании, указав, что согласование происходило с указанием на отсутствие изменения общей сметной стоимости объекта.

Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований в данной части.

Суд считает все доводы в обоснование исковых требований несостоятельными также и с учетом следующего.

Доказательств того, что общая стоимость работ и материалов, определенная контрактом, превышена при выполнении контракта, суду не представлено.

Исходя из положений п.8.4.,8.5. контракта, стороны предусмотрели, что в части требований к заполнению актов и справок по формам КС-2, КС-3 стороны считают обязательным заполнением графы 4 «Номер единичной расценки» и графы 7 «Выполнено работ, цена за единицу, руб.».

Заказчик осуществляет проверку выполненных работ в отчетном периоде, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ.

Как определено в п.2.3. госконтракта, без предварительного согласования с заказчиком, генеральный подрядчик не вправе распределять расходы по статьям затрат в пределах общей стоимости работ по контракту,

Как следует из материалов дела, а также подтверждают стороны, третьи лица в заседании, по мере выполнения работ на данном объекте заказчиком и подрядчиком неоднократно вносились различные изменения, корректировки применительно к изначально разработанному проекту и сметам.

Как установлено судом, не оспаривается лицами, участвующими в деле, по результатам оперативных совещаний в рамках выполнения госконтракта № 25, в ходе проведения работ, изменения, вносимые в работы, согласовывались с истцом, принимались им. Стороны изменяли виды, объемы работ, ответчиком были выполнены, а истцом приняты работы, не предусмотренные проектом, сметой, но направленные непосредственно на достижение итогового результата работ по данному контракту.

Соответственно, указанное не могло не повлечь соответствующую корректировку при распределении расходов по оплате.

Все данные работы принимались у ответчика истцом в рамках госконтракта № 25, общая цена контракта не превышена, итоговый результат достигнут и принят истцом, доказательства того, что внесенные корректировки повлияли на ухудшение каких-либо его качественных характеристик, суду не представлены.

Стороны и третьи лица не оспаривают, что стоимость выполненных работ по контракту, по которым сторонами составлены соответствующие акты, включая спорные, с учетом всех изменений и дополнений, вносимых в проект, не превышает установленную цену по контракту для данного этапа работ – без строительства подземного перехода.

Кроме того, как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, выполнение работ на указанном объекте проверялось и ООО «Интертехника», осуществляющего строительный контроль за выполнением работ согласно контракту № 38 от 15 октября 2012 года (между МКУ «УКС г.Пензы» и ООО «Интертехника»).

Согласно п.1.2. данного контракта ООО «Интертехника» приняло на себя обязательство осуществлять строительный контроль в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования (т.9 л.д.1-11). В заседании 25 июня 2015 года представитель ООО «Интертехника» пояснил, что журнал работ оформлялся надлежащим образом.

При этом, авторский надзор за выполнением работ согласно контракту № 39 от 19 октября 2012 года, заключенному с МКУ «УКС г.Пензы» осуществляло ОАО «ГИПРОДОРНИИ», которое согласно п.4.1.1. данного контракта, в частности, приняло на себя обязательство проверять соответствие выполненных работ проектным решениям, предусмотренным рабочей документацией и утвержденной сметой стоимости работ.

Доказательств того, что при осуществлении указанных надзора и контроля выявились какие-либо недостатки и несоответствия применительно к составленной сторонами документации по итогам выполнения и принятия работ, указанные лица, в рамках принятых ими обязательств по указанным контрактам, суду не представили.

Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела суд неоднократно предлагал участникам процесса рассмотрение вопроса о проведении судебной экспертизы на предмет определения правомерности требований истца, в частности, определения объемов работ и установления иных спорных вопросов применительно к исковым требованиям.

Участники процесса данным правом не воспользовались.

Суд считает, что применительно к рассматриваемым обстоятельствам, с учетом вышеизложенного, суду не представлено доказательств, подтверждающих исковые требования, правомерность взыскиваемых сумм.

При этом, как пояснил в заседании истец и подтверждает представитель Финансового управления города Пензы, в целом, ответчиком на данном объекте работы выполнены в объеме, превышающем указанные в подписанных сторонами КС-2 и КС-3. Стоимость данных работ, как пояснили представители в заседании, ответчиком не предъявляется и сторонами не учитывается применительно к рассматриваемому спору.

При этом, необходимо отметить следующее.

На основании соглашения от 25 ноября 2013 года контракт № 25 сторонами расторгнут, с указанием в п.4 данного соглашения на то, что обязательства по данному контракту прекращаются с момента подписания данного Соглашения (т.2 л.д.34,35).

В Соглашении стороны установили, что стоимость выполненных работ ответчиком на объекте по контракту № 25 составляет 271043432 руб.56 коп. (в том числе НДС 18%), что подтверждается актами выполненных работ.

15 августа 2014 года стороны подписали соглашение, касающееся уточнения суммы, на которую выполнены работы и стоимость выполненных работ ответчиком по контракту определена сторонами в сумме 269051920 руб.56 коп. В п.2 данного соглашения установлено, что оно распространяется на правоотношения сторон с 25 ноября 2013 года.

При заключении данных сделок и определении стоимости выполненных работ, порядка ее оплаты в рамках госконтракта № 25, как по первоначальному соглашению так и дополнительному, соответственно предполагается дополнительная проверка сторонами видов, объемов и стоимости принятых фактически работ ответчиком в рамках данного госконтракта.

Стороны в заседании также подтвердили, что при подписании указанных соглашений, проверка по всем КС -2, включая спорные, осуществлялась.

Данные сделки, содержащие указания на стоимость выполненных ответчиком работ применительно к подписанным актам, в установленном порядке не оспорены.

Последующие правоотношения сторон по проведению взаиморасчетов данного обстоятельства не отменяют.

При этом, как установлено судом и не оспаривается истцом, предъявленная к взысканию сумма в качестве неосновательного обогащения применительно к спорным КС-2 до настоящего времени истцом ответчику в полном объеме не оплачена и соответственно, требование о взыскании указанных сумм с ответчика также в настоящее время неправомерно.

В нарушение ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ истец не представил доказательств, подтверждающих обоснованность и правомерность его иска, не доказан факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения при выполнении работ на вышеуказанном объекте применительно к предъявленном в иске требованиям.

Обобщая вышеизложенное, суд не находит оснований для применения ст. Гражданского кодекса РФ и удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине относятся на истца и учитывая, что ему при принятии иска предоставлялась отсрочка ее уплаты, госпошлина не уплачена, соответственно, госпошлина подлежит взысканию в доходы федерального бюджета.

Руководствуясь статьями ст.ст. , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать, расходы по госпошлине отнести на истца.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Пензы» в доходы федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 159 454 руб.

Решение Арбитражного суда Пензенской области может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Пензенской области.

Судья Е.Н.Бубнова

Суд:

АС Пензенской области

Истцы:

МКУ "Управление капитального строительства г. Пензы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Г. ПЕНЗЫ"

Ответчики:

ОАО "СКМ Инжиниринг"
ОАО "СКМ ИНЖИНИРИНГ"

Иные лица:

Инспекция ФНС России по Ленинскому району

Судебная практика по:

Неосновательное обогащение, взыскание неосновательного обогащения

Судебная практика по применению нормы ст. 1102 ГК РФ

Есть ли выход, если Вы «случайно» выиграли аукцион, но работы оказались для Вас совершенно невыгодными?

Или Вы вышли на объект и объемы работ, указанные в смете, не совсем совпадают с фактическими объемами работ?

Участники торгов довольно часто сталкиваются с такой ситуацией, как не соответствие сметы фактическим объемам. Как правило, вопрос решается дополнительными соглашениями или просто с той или иной стороны «закрывают глаза», договариваются. Но что делать, если расхождения существенные или нет взаимопонимания с заказчиком?

Клиент обратился с таким вопросом.

Подали заявку на аукцион, размещенный в соответствии с 44-ФЗ и оказались единственными участниками, и как следствие, компанию признали победителем. Позже посчитали, работы оказались невыгодными, а когда посмотрели объект, поняли, что работы в смете немного расходятся с фактическими объемами.

Так делают многие участники. Подают заявки на несколько процедур, а считают после того, как заявка допущена. И к тому же случаи, когда на ремонтные работы заявка оказывается единственная, достаточно редкий.

Ситуация осложнялась тем, что закупка оказалась совместной и соответственно заключалось 2 контракта, вносилось 2 обеспечения исполнения контракта, к тому же работы оказались совсем невыгодные.

По первому объекту подписали контракт. При визуальном осмотре объекта было выявлено несоответствие сметы фактическим объемам, т.е. фактический объем работ частично не совпадал с объемами отраженными в смете, размещенной в составе документации к электронному аукциону. К тому же в смете некоторые расценки были применены не правильно, например не были учтены высотные работы.

Заказчик, в свою очередь, требовал срочно подписать акт приемки объекта. Причем заказчик сам не отрицал, что действительно-работ больше, чем указано в смете, и предложил увеличить цену контракта на 10%, в соответствии с 44-ФЗ. Но! После выезда сметчика и инженера даже эти 10% не смогли бы спасти ситуацию. Мы написали Заказчику не один десяток писем с уведомлениями, несогласиями и т.д., было составлено множество актов, один из них привожу ниже:

Так же заказчиком были направлены многочисленные претензии:

Важный момент! Если у Вас есть разногласия, недопонимания с заказчиком-пишите официальные письма! С отметкой о получении, либо на электронную почту, если это установлено условиями контракта. Это важно, так как письма помогли нам в отстаивании интересов компании в ФАС.

Мы предложили не ругаться и расторгнуть контракт по обоюдному согласию, однако взаимопонимания не достигли, заказчик начал угрожать РНП и судом.

Далее, после полного отсутствия понимания со стороны заказчика, мы решили прибегнуть к услугам экспертной организации, полномочной проверять строительные работы, чтобы получить официальное заключение о несоответствии фактических объемов и объемов, указанных в сметной документации, так как мы уже на тот момент понимали, что полюбовно эта ситуация не разрешиться, поэтому заблаговременно начали готовиться к ФАСу и суду.

Заказчик прислал письмо-приглашение на открытие объекта. Мы явились с представителем экспертной организации, но заказчик допускать на объект представителя экспертной организации не посчитал нужным. К слову, данное решение со стороны заказчика было ошибочно и не сыграло на руку ни в ФАСе и не сыграет в суде.

Расторжение контракта.

У подрядчика есть законное право так же, как и у заказчика, расторгнуть контракт в одностороннем порядке и мы воспользовались нашим законным правом расторгнуть контракт в одностороннем порядке. С чем заказчик конечно не согласился и так же воспользовался правом одностороннего расторжения контракта.

Наше решение:

Решение заказчика:

Так же заказчик направил уведомление в ФАС о внесении компании в реестр РПН, с формулировкой «затягивание сроков» и «отказ от производства работ». На заседании комиссии ФАС мы подробно объяснили ситуацию, предоставили всю официальную переписку с заказчиком в хронологическом порядке (а это около 40 писем), в том числе распечатанные фотографии на каждый пункт несоответствия смете. Дебаты были бурные и эмоциональные.

ФАС принял нашу сторону и компания успешно выиграла это дело.

Кстати, эти заказчики второй год подряд пытаются произвести ремонт. Вот они, последствия неправильно составленной документации на торги.

Но заказчиков было два!

Со вторым заказчиком нас ждал не менее «приятный сюрприз».

На этапе заключения контракта обнаружились многочисленные ошибки в проекте, соответственно мы воспользовались законным правом разместить протоколы разногласий. Было размещено 2 протокола, что абсолютно законно и не противоречит срокам заключения контракта.

Напомним, что контракт должен быть заключен не позднее 13 дней с даты опубликования итогового протокола.

Но есть один нюанс,

по определению ВС РФ от 16 января 2017 г. N 305-КГ16-19014, если победитель размещает 3 протокола разногласий, то его можно считать уклонившимся от заключения контракта.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу, что размещение трех протоколов разногласий по различным основаниям (третий протокол разногласий был размещен обществом после истечения тринадцатидневного срока с момента размещения протокола подведения итогов аукциона) свидетельствует о затягивании обществом процесса подписания государственного контракта, что указывает на недобросовестное поведение общества при заключении государственного контракта…

В сроки, установленные законодательством, контракт был подписан победителем.

Однако заказчик на следующий день по своей инициативе отправил контракт на доработку!!! И снова начался этап протоколов разногласий. В итоге контракт подписали..

Контракт был подписан победителем аж 2 раза! (потом говорят что гос. торги это просто)

На что заказчик направил отказ от заключения контракта и вызов в ФАС о внесении компании в РНП.

На заседании ФАС так же были предоставлены все документы, БГ, счета на оплату. Комиссия ФАС очень удивилась действиям заказчика и конечно приняла нашу сторону.

Итог: 1 закупка, 2 контракта, 2 дела в ФАС, 2 победы.

Естественно, остались открытые вопросы. Компания «морозила» свои деньги на площадке, затем оплатила счета за выдачу БГ, на данный момент эти деньги заблокированы на площадке, плюс оплата наших услуг и специализированных организаций, и это неприятная ситуация, и данный вопрос будет решаться в суде.

Из описанного опыта можно сделать несколько важных выводов, чтобы не попасть впросак и успешно участвовать в государственных закупках, а именно:

1. Всю переписку с заказчиком нужно вести в формате официальных писем, а не телефонных переговоров или личных встреч. Если создаются рабочие группы с заказчиком, необходимо вести протокол;

2. Соблюдать сроки подписания контракта;

3. Внимательно изучать АД и сметную документацию и писать запросы, если что то непонятно;

4. Знать закон о контрактной системе, профильную нормативно-правовую базу, решения антимонопольной службы, практику арбитражного и верховного суда.

К сожалению тенденция такова, что большинство госзаказчиков не обладают достаточными компетенциями и участникам торгов приходится часто сталкиваться с глупыми и неадекватными действиями заказчиков. При этом во время доказательства своей правоты уходят немалые финансовые ресурсы у бизнесменов, а заказчик в свою очередь фактически никакой ответственности и затрат не несет.

Как закупить то, что нужно именно вам, не нарушая антимонопольное законодательство? Залог успеха в этом деле - грамотно составленное техническое задание. Читайте в статье, какие неявные нарушения совершают заказчики.

В общем случае при составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

На самом деле, грамотно подготовить описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ, без наличия специальных знаний в конкретной области довольно непросто. Некоторые заказчики даже создают закупку на оказание услуг по подготовке техзаданий. Но и самостоятельно это сделать вполне реально, если внимательно изучить требования к объектам закупки, сопоставить со своими потребностями и точно следовать правилам описания объекта закупки по 44-ФЗ.

Нужно иметь в виду, что в маркировке изделий зашифрованы некоторые характеристики. К примеру, техническим заданием предусмотрен материал «плитка тротуарная» с маркировкой «Классико 1КО.4», техзаданием никаких требований к толщине плитки не предъявлено. Согласно расшифровке маркировки, её толщина составляет 4 см. (последняя цифра маркировки указывает на толщину в смантиметрах). Однако, при исполнении контакта выяснилось, что требовалась плитка толщиной 6 см. От толщины плитки зависит нагрузка, которую она может выдержать. Неграмотно составленное техзадание привело к закупке материала, который не удовлетворяет необходимым требованиям. Поэтому нужно тщательно проверить маркировку всех материалов в техническом задании и указать все основные, важные требования к материалам.

Желательно не копировать описание товаров с различных сайтов . Информация в описании может не быть достоверной и окажется, что заявленным требованиям не соответствует ни один товар. Существует большая вероятность, что под данное описание подходит единственный товар. Это может расцениваться как ограничение конкуренции.

Все требования к характеристикам не должны иметь двусмысленное толкование. Иначе будет очень много запросов на разъяснение. Зачастую бывает так, что при множестве запросов, заказчик не может успеть в установленные сроки ответить на них по существу и времени на корректировку технического задания может не оказаться. На основании этого, иногда заказчик в разъяснении указывает, что достаточно подачи одного лишь согласия, без указания на материалы. В свою очередь, это снижает шансы закупить именно то, что необходимо, так из заявки не видно какие материалы будут использованы при исполнении работ.


Инструкцию по подготовке заявки лучше составлять уже после описания требований к техническим характеристикам. Инструкция должна не запутывать участника, а конкретизировать требования технического задания, во избежание множества запросов от участников. Несоответствие технического задания инструкции, создающее препятствие для подготовки заявки, может спровоцировать направление жалоб в УФАС потенциальными участниками закупки.

Какие ещё требования важно указать в техзадании:

  • К гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества. Заказчик в техническом задании должен установить гарантийный срок не менее, гарантийного срока производителя.
  • К гарантийному обслуживанию товара.
  • К расходам на эксплуатацию товара.
  • К обязательности осуществления монтажа и наладки товара.
  • К обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Главные правила

  1. При подготовке документации о закупке обратите внимание на коды Общероссийского классификатора продукции (ОКПД2), относящиеся к объекту закупки. Необходимо чтобы использованный код совпадал с конкретным объектом закупки.
  2. Помимо положений 44-ФЗ, разрабатывая техзадание следует иметь в виду также требования иных правовых актов, антимонопольных органов, технических норм и стандартов (ГОСТ, ТУ, СНиП и т.д.).
  3. Товары и материалы, запрашиваемые заказчиком в техническом задании, должны соответствовать объекту закупки и сметной документации (если такая имеется).
  4. При закупке на строительный подряд необходимо также приложить дефектную ведомость, смету, а в случае капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) также необходимо приложить и проектную документацию.
  5. Указывайте, что хотите закупить новые товары и материалы (т.е. они не использовались, не находились в ремонте, реставрации, не были восстановлены). Иначе, заказчик может получить б/у товары.

Распространенные вопросы

Вопрос: Можно ли прописывать на поставку запасных частей указание «оригинальных»?
Ответ: Можно, если речь идет о продукте, стоящем на гарантии, либо присутствует необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию.

Вопрос: Обязательно ли прописывать идентификационный код закупки в техническое задание?
Ответ: Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В ТЗ его указывать не обязательно.

Вопрос: Нужно приобрести прибор для научных исследований к уже имеющейся системе из 3-х приборов одного производителя. Необходимо полное совмещение всего в работе. Эквивалент не желателен. Можно не писать эквивалент и указать производителя? Система тонко настраиваемая и дорогая.
Ответ: Если Ваш случай подходит под «…за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком…) - можно, в других случаях — нельзя.

Вопрос: Можно ли в техзадании по капремонту указать узкие показатели, например, цвет стен с конкретным колером, приложить пример композиции из гипсокартона на потолке, конкретную коллекцию плитку без эквивалента, ссылаясь на эстетические предпочтения?
Ответ: При формировании технического задания заказчики должны руководствоваться требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Цвет стен — это выбор заказчика, это его потребность, не ограничивающая число поставщиков. Макет, эскиз композиции из гипсокартона на потолке — это также потребность заказчика, все исполнители смогут повторить приведённый в документации макет. Коллекция плитки без эквивалента — это нарушение пункта 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ: «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент».

Объем и сложность выполнения строительных работ по договору подряда рождают ряд неоднозначных фактических ситуаций, разрешение которых зависит от соблюдения юридических формальностей.

В частности, особый интерес представляют случаи выполнения подрядчиком работ, не учтенных в смете, особенно если подобного рода работы являются необходимыми для завершения технологического процесса. Анализ правового регулирования позволяет сделать вывод, что в подобных случаях приоритетными являются интересы заказчика, поскольку подрядчик обязуется в установленный договором срок построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы именно по заданию заказчика. Проиллюстрируем это на примере анализа правовых норм и судебной практики, связанных с применением положений о строительном подряде и подряде для государственных нужд, для чего последовательно рассмотрим ряд вопросов:

  1. обязанности подрядчика в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в смете (в статье делается общий вывод о применении положений статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к подрядным работам для государственных нужд с учетом особенностей, установленных специальным законодательством. Поэтому, несмотря на логику изложения материала (последовательное обсуждение порядка применения статьи 743 ГК РФ, а затем специфики государственных контрактов), выводы иллюстрируются такими примерами из судебной практики, которые равным образом применимы как к обычному строительному подряду, так и к подрядным работам для государственных нужд. - Прим. авт.);
  2. влияние специфики контрактов для государственных нужд на содержание указанной обязанности и последствия ее (не)исполнения;
  3. возникает ли неосновательное обогащение на стороне заказчика в случае принятия неоплаченных им дополнительных работ, выполненных без согласования с ним.

ОБЯЗАННОСТИ ПОДРЯДЧИКА В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ

Подрядчик обязан осуществлять строительные работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ (абзац первый пункта 1 статьи 743 ГК РФ). Как следует из пункта 3 статьи 743 ГК РФ, в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, проведение которых требует увеличения сметы, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика, если только последний не докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные выше обязанности по уведомлению заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Порядок оформления подрядных отношений обусловливает следующую специфику получения подрядчиком согласия заказчика на осуществление дополнительных работ, не учтенных в смете. Подрядчик обязан осуществить только те работы, которые отражены в технической документации и, как следствие, в смете, являющихся неотъемлемой частью договора. Следовательно, формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо как минимум внесения дополнений в соответствующие приложения к договору, уточняющие техническую документацию и смету. Например, судом кассационной инстанции удовлетворено требование об оплате дополнительных работ, поскольку, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, работы сторонами согласованы в уточненной редакции приложения к контракту, а их стоимость - в сводном сметном расчете (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2011 по делу N А56-85961/2009). Таким образом, принимая во внимание требования разумности и добросовестности, а также важность обеспечения баланса интересов сторон в рамках договорного процесса, с процедурной точки зрения для оформления соответствующих изменений целесообразно как минимум в уведомлении о необходимости проведения работ указать перечень таких работ, их объем и цену. В противном случае уведомление становится беспредметным и не может иметь юридического значения в принципе. Кроме того, в письменном согласии заказчик должен конкретно и недвусмысленно выразить волю на готовность принять и оплатить определенные виды дополнительных работ по указанной цене, а равно волю на готовность внести соответствующие изменения в договор непосредственно либо в приложения к нему, то есть уточнить техническое задание. Без внесения на основе подобного письменного согласия соответствующих изменений в проектно-сметную документацию существует риск признания того, что заказчик не выразил своего согласия на проведение дополнительных работ, а подрядчик, приступивший к их выполнению ранее внесения изменений в проектно-сметную документацию, действовал на свой собственный риск. (Правда, анализ судебной практики Северо-Западного округа позволяет сделать вывод, что в настоящее время такие риски по крайней мере не являются существенными. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 по делу N А05-14502/2010 требование о взыскании оплаты за дополнительные работы удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения по дополнительным работам, последние выполнены подрядчиком с согласия заказчика. - Прим. авт.) Чтобы исключить подобный риск и для целей поддержания договорной дисциплины желательно изначально указывать в договоре, с какого момента согласие заказчика на принятие и оплату работ считается выраженным и имеющим юридическое значение, а также до конца доводить процесс оформления достигнутых договоренностей. Единственное исключение из приведенных выше правил статьи 743 ГК РФ образует случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов. Вопрос о том, имела ли место подобная экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который может лишь суд, оценив все обстоятельства конкретного дела. При этом бремя доказывания наличия данной ситуации в соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. И здесь важно учитывать то, что подрядчик является профессионалом, который должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих выполнению работ. По нашему мнению, это означает следующее. Даже если подрядчик сможет доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может нейтрализовать действие данного правила, если обоснует, что подобная опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который должен был и мог выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всего цикла подрядной деятельности не могло создать подобную угрозу. Общий подход к применению положений статьи 743 ГК РФ не изменится, даже если фактически выполненные дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, были включены в акт приемки, то есть когда заказчик, не выразивший согласия на дополнительные работы, все-таки их принял. Из смысла пункта 1 статьи 753 ГК РФ следует, что по акту приемки заказчик обязан принять тот результат, который соответствует технической документации, то есть заданию заказчика. Следовательно, подписание акта приемки является следствием исполнения договора подряда на ранее согласованных условиях. Поэтому акт приемки не может рассматриваться как документ, в силу которого заказчик автоматически дает согласие на любые дополнительные работы, не предусмотренные технической документацией и сметой, и, соответственно, не может являться основанием для внесения изменений в договор. Иными словами, такой акт подтверждает только наличие работ, но не согласие на их проведение и оплату. Это тем более актуально, когда дополнительные работы, выполненные подрядчиком без согласования с заказчиком, являются неразрывно связанными с работами, соответствующими условиям договора. Очевидно, что в таких условиях заказчик, который обязан принять заказанные им работы, вынужден принять и дополнительные работы, поскольку иное фактически невозможно. Сделанные выводы относительно порядка применения статьи 743 ГК РФ при включении дополнительных работ в акт приемки подтверждаются обширной судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2005 по делу N А21-273/04-С2, ФАС Центрального округа от 14.07.2011 по делу N А09-3816/2009, ФАС Поволжского округа от 05.07.2011 по делу N А65-449/2010 и от 26.07.2011 по делу N А57-3611/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2011 по делу N А79-7128/2009 и т.д.), давно сложившейся с учетом информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - информационное письмо N 51). В частности, в пункте 10 информационного письма N 51 Президиум ВАС РФ указал на следующее:

"Подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика. <...>

Согласно статье 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить дополнительные работы. При невыполнении этой обязанности подрядчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Подрядчик о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не сообщил заказчику, а произвел их без согласия последнего и включил в акт приемки работ наряду с работами, выполненными в соответствии с договором. Заказчик своего согласия на эти работы не давал и впоследствии. Поскольку подрядчиком была нарушена обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 743 ГК РФ, он не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ".

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Основы регулирования подрядных работ для государственных нужд установлены параграфом 5 главы 37 ГК РФ . В частности, согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе соответствующего государственного контракта. К отношениям по данным контрактам в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, порядок осуществления подрядных строительных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь положениями ГК РФ и может быть уточнен специальным законодательством. Иными словами, характер и содержание возложенных на подрядчика обязанностей, а также порядок их осуществления и последствия невыполнения определяются с учетом положений параграфов 5 и 3 главы 37 ГК РФ, а равно Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Последний в отсутствие специального закона о подрядах для государственных нужд подлежит применению ко всем государственным контрактам (вывод подтверждается также частью 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ). На основе сказанного к числу особенностей правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ, затрагивающих вопросы выполнения подрядчиком работ, можно отнести следующее. Во-первых, общим образом обязанность подрядчика, связанная с обнаружением необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, регулируется положениями статьи 743 ГК РФ . Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ). В-третьих, согласно части 4.1 (а равно части 7.2) статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного закона (в частности, речь идет о государственных контрактах стоимостью от 500 миллионов рублей и выше, о случаях изменения цен на услуги субъектов естественных монополий). Иными словами, закон ограничивает свободу волеизъявления сторон относительно изменения цены государственного контракта (и, как следствие, его предмета), значительно сужая правовые возможности подрядчика на получение оплаты дополнительных работ. Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте. Эта специфика выражается в том, что смета признается твердой и может быть изменена только в случаях, прямо указанных в Законе N 94-ФЗ. Фактически это означает, что подрядчик может рассчитывать на получение согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, в крайне ограниченных случаях. Не вдаваясь в вопрос о том, насколько обоснован такой подход к регулированию государственных контрактов, следует признать, что зачастую изменение государственного контракта даже по соглашению сторон в виде включения дополнительных работ и, как следствие, увеличения стоимости сметы будет юридически невозможно. Теоретически такую ситуацию можно рассматривать как особый риск подрядчика при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если он выступает стороной государственного контракта. Специальным правовым средством, позволяющим минимизировать данный риск, является возможность приостановки работ. Правда, нельзя не отметить, что в условиях невозможности изменения цены государственного контракта ситуация становится тупиковой, так как подрядчик все равно не сможет рассчитывать на оплату дополнительных работ, если только стороны не заключат новый контракт (с учетом специфики заключения государственных контрактов это представляется маловероятным или по крайней мере требующим значительного времени. - Прим. авт.) либо не пересмотрят объем заказанных работ на предмет выявления ненужных работ, которые могут быть заменены дополнительными. В целом анализ судебной практики позволяет подтвердить сделанные выводы. Например, судом кассационной инстанции было отказано в иске о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение ремонтных работ, поскольку дополнительные работы не предусмотрены локальными сметами и не согласованы с администрацией. В обоснование сделанных выводов суд особо отметил следующее. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ). Как установлено пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Статьей 9 (часть 4.1) Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 названной статьи. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. Как усматривается из материалов дела, истцом без согласования с ответчиком был изменен перечень работ по контракту. Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что выполненные работы по ремонту системы отопления и монтажу системы вентиляции не соответствуют локальным сметам N 1 и 4. Уменьшение стоимости работ с одновременным изменением их вида, направленное, по мнению общества, на экономию, противоречит требованиям действующего законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2010 по делу N А56-76086/2009).

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ ЗАКАЗЧИКА

В силу прямого указания пункта 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик лишается права на оплату фактически выполненных дополнительных работ, пусть и включенных в акт приемки, если они выполнены без согласия заказчика. Даже если не считать указанные выше последствия в виде лишения права на оплату работ гражданско-правовой санкцией за нарушение подрядчиком обязанности по получению согласия заказчика, в подобного рода ситуациях возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика также исключено в случаях, когда не учтенные в смете дополнительные работы, являясь неотъемлемой частью основных работ, входящих в предмет контракта, были приняты по акту приемки. Так, согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает только в тех случаях, когда лицо без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица. Однако в случае со строительным подрядом соответствующее правовое основание имеется. Им в силу закона является указание пункта 4 статьи 743 ГК РФ о том, что подрядчик лишается права на оплату работ. Следует отметить, что сделанный вывод находит подтверждение в судебной практике. В частности, можно сослаться на следующие судебные акты. Суд кассационной инстанции, отказывая во взыскании неосновательного обогащения, указал на следующее. Исходя из смысла пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранения того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого. Предъявляя иск, истец ссылался на то, что Правительство Москвы неосновательно обогатилось за счет истца, выполнившего работы на объекте в большем объеме, чем было предусмотрено государственным контрактом. Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Истцом не представлено доказательств необходимости выполнения работ, о взыскании стоимости которых предъявлены ис ковые требования по данному делу, и доказательств согласования их выполнения (Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2011 по делу N А40-62571/08-22-543). В удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения было отказано, поскольку не согласованные с заказчиком дополнительные работы считаются выполненными подрядчиком в рамках муниципального контракта. Такой вывод суд сделал, установив, что подрядчик по муниципальному контракту выявил несоответствия аукционной документации относительно готовых фундаментов и системы отопления, которые привели к увеличению объемов строительно-монтажных работ и их стоимости, однако об увеличении объема и стоимости строительно-монтажных работ заказчика не уведомил (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2011 по делу N А27-1404/2011). ВАС РФ было отказано в пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения ввиду того, что спорные работы не были предусмотрены условиями заключенных между истцом и ответчиком государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ответчика (Определение ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-2954/12). Подводя итог всему сказанному выше, можно отметить следующее. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные в пункте 3 статьи 743 ГК РФ обязанности по уведомлению заказчика о необходимости дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, что подтверждается судебной практикой. Формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо внесения изменений в соответствующие приложения к нему. Анализ судебной практики позволяет говорить о том, что риск оспаривания законности осуществления дополнительных работ сугубо по формальному основанию (не внесены соответствующие изменения в договор или приложения к нему) существует, хотя не является существенным. Тем не менее для исключения спорных ситуаций необходимо изначально в договоре особое внимание уделить процедуре получения и оформления согласований на выполнение дополнительных работ, а равным образом до конца доводить процесс фиксации достигнутых договоренностей. Отнесение на подрядчика всех расходов на выполнение дополнительных работ без согласия заказчика можно рассматривать как разновидность гражданско-правовой санкции за ненадлежащее выполнение подрядчиком обязанностей и, по сути, нарушение волеизъявления сторон. Отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ. Специфика правового регулирования государственных контрактов такого рода выражается в том, что цена признается твердой и не может быть изменена без соответствующего указания закона. Это означает, что подрядчик может рассчитывать на юридическое оформление согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, только в исключительных случаях. В условиях действующего правового регулирования данное обстоятельство теоретически может рассматриваться в качестве особого предпринимательского риска подрядчика, выполняющего работы по государственному контракту. Лишение права на оплату работ, не включенных в смету и выполненных без согласия заказчика, прямо предусмотрено законом (пункт 4 статьи 743 ГК РФ). Даже не принимая во внимание специфику изменения цены в государственном контракте, говорить о возникновении на стороне заказчика неосновательного обогащения, если дополнительные работы приняты им по акту приемки, невозможно, поскольку получение заказчиком результатов таких работ без оплаты прямо предусмотрено законом. В таких случаях презюмируется, что объем выполненных работ не превышает объем работ, изначально согласованных в контракте.

Сергеев А.П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Терещенко Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!