Новая детализация статей косгу. что изменится? Материалы журнала «Консультант Свердловская область Изменится порядок применения косгу

В конце прошлого года Минфин подготовил Приказ от 27.12.2017 № 55н, которым планируется ввести изменения в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 5н. У отдельных статей появятся новые подстатьи, также изменятся названия некоторых статей КОСГУ. Дополнительно будут добавлены увязки с кодами видов расходов. В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте. В статье мы рассмотрим основные новшества, которые необходимо будет учитывать при отражении тех или иных операций в 2018 году.

Изменится порядок применения КОСГУ.

Коды КОСГУ используются для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Порядок их применения раскрыт в разд. V Указаний № 5н. Чтобы обеспечить полноту отражения в бюджетном учете информации об осуществляемых операциях, государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода) операций по статьям 310, 320, 330, 340, 530 КОСГУ. Напомним, что ранее, до внесения изменений, допускалась детализация по статьям 120, 130, 140, 180, 290 КОСГУ. В 2018 году Минфин в целях единообразия вводит дополнительную детализацию по доходным и расходным статьям КОСГУ.

Сопоставительная таблица КОСГУ на 2018 год.

Итак, как было отмечено выше, финансовое ведомство детализирует отдельные статьи доходов и расходов подстатьями, раскрывающими суть отражаемой операции. Указанные изменения продиктованы среди прочего переходом государственных (муниципальных) учреждений на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета «Основные средства» и «Аренда». На сайте Минфина (www.minfin.ru) размещена Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 год и применявшихся в 2017 году кодов. Из данной таблицы видно, что изменится в этом году.

Расшифровка

120 «Доходы от собственности»

– 121 «Доходы от операционной аренды»;

– 122 «Доходы от финансовой аренды»;

– 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»;

– 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»;

– 125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»;

– 126 «Проценты по иным финансовым инструментам»;

– 127 «Дивиденды от объектов инвестирования»;

– 128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации»;

– 129 «Иные доходы от собственности»

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

– 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;

– 132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»;

– 133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»;

– 134 «Доходы от компенсации затрат»;

– 135 «Доходы по условным арендным платежам»;

– 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

Данная статья детализирована новыми подстатьями:

– 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»;

– 142 «Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам»;

– 143 «Страховые возмещения»;

– 144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;

– 145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

170 «Доходы от операции с активами»

Названная статья детализирована подстатьями 171 – 176. Из них новыми являются подстатьи:

– 175 «Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений»;

– 176 «Доходы от оценки активов и обязательств».

Обращаем ваше внимание, что для отражения кассовых поступлений и выбытий данные подстатьи КОСГУ не применяются

180 «Прочие доходы»

Данная статья детализирована новыми подстатьями:

– 181 «Невыясненные поступления»;

– 182 «Доходы от безвозмездного права пользования»;

– 183 «Доходы от субсидии на иные цели»;

– 184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»;

– 189 «Иные доходы»

220 «Оплата работ, услуг»

Эта статья детализирована новыми подстатьями:

– 227 «Страхование»;

– 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

– 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

270 «Расходы по операциям с активами»

Данная статья дополнена новой подстатьей 274 «Убытки от обесце­нения активов»

290 «Прочие расходы»

Указанная статья детализирована новыми подстатьями:

– 291 «Налоги, пошлины и сборы»;

– 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах»;

– 293 «Штрафы за нарушения законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»;

– 294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам»;

– 295 «Другие экономические санкции»;

– 296 «Иные доходы»

410 «Уменьшение стоимости основных средств»

– 11 «Амортизация основных средств»;

– 12 «Обесценивание основных средств».

420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»

Названная статья детализирована подстатьями:

– 421 «Амортизация нематериальных активов»;

– 422 «Обесценивание нематериальных активов»

430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»

Данная статья детализирована подстатьями:

– 431 «Выбытие непроизведенных активов»;

– 432 «Обесценивание непроизведенных активов»

Порядок применения новых подстатей КОСГУ.

С введением новых подстатей доходов и расходов КОСГУ внесены изменения в порядок их применения при отражении тех или иных операций.

Так, по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ отражаются доходы от оказания, выполнения платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг (выполнения работ) по программе ОМС), в том числе:

  • доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ) потребителям соответствующих услуг (работ) на территории РФ, в частности, населению РФ, а также гражданам других государств (нерезидентам);
  • доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (выполнения работ));
  • доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
  • прочие доходы от оказания (выполнения) платных услуг (работ).

8

В вузе, который является бюджетным образовательным учреждением, установлен платежный терминал для безналичных расчетов за продукцию общественного питания столовой. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайрером на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка, которая составляет 1  от суммы расчетов. За январь 2018 года реализованы готовые блюда на сумму 350 00 руб. Сумма, поступившая через кассу, равна 150 00 руб., через платежный терминал – 200 00 руб.

В силу Приказа Минфина РФ № 55н полученные доходы отражаются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайреру в бухгалтерском учете относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 74н делаются следующие записи:

Сумма, руб.

Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости

Начислены доходы от реализации готовых блюд

Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям по нормативно-плановой себестоимости

Отражена выручка, поступившая через кассу столовой

Отражена выручка, поступившая через платежный терминал по безналичным расчетам

Поступила выручка на лицевой счет учреждения за вычетом комиссионного вознаграждения

(200 00 руб. - (200 00 руб. x 1 ))

Отражена уплата расходов на банковское вознаграждение*

Отражены расходы на уплату банковского вознаграждения

* Данную бухгалтерскую запись необходимо согласовать с учредителем, поскольку она отсутствует в Инструкции № 74н.

По подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ отражаются доходы от компенсации затрат, в том числе:

  • возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;
  • плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее, в качестве возмещения затрат, понесенных работодателем при их приобретении;
  • доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями;
  • доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
  • возмещение расходов на совершение исполнительных действий судебными приставами;
  • поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных и иных доходов на возмещение материально-бытового
обеспечения;
  • прочие доходы от компенсации затрат.

Рассмотрим пример по отражению операции, связанной с применением данной подстатьи.

9

Бюджетное учреждение приобрело 10 вкладышей в трудовые книжки стоимостью 118 руб., в том числе НДС (18 ) – 18 руб., за штуку. Расходы оплачены за счет субсидии, полученной на выполнение госзадания. Кадровая служба открывает новому работнику вкладыш в трудовую книжку, за который удержаны денежные средства в сумме 118 руб. из его заработной платы.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется суммой расходов на их приобретение. Иными словами, организация получает компенсацию своих расходов. Согласно Приказу Минфина РФ № 55н доходы в виде компенсации затрат государства отражаются по статье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Необходимо учесть, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, облагаются НДС (ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база будет равна покупной стоимости выданного бланка за вычетом суммы НДС, предъявленной продавцом (п. 1 ст. 154 НК РФ). Предъявленные при приобретении трудовых книжек суммы НДС организация вправе принять к вычету в общем порядке после принятия их к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дополнительно отметим, что согласно поправкам, внесенным в Указания № 5н Приказом Минфина РФ № 55н, на основании решения государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения, принятого в рамках его учетной политики, операции по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ:

  • или 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
  • или 189 «Иные доходы».

Ранее применялись статьи 130 и 180 соответственно.

В бухгалтерском учете согласно Инструкции № 74н будут сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Отражены расходы на приобретение вкладышей в трудовые книжки

Отражен «входной» НДС

Приняты вкладыши в трудовые книжки на забалансовый учет

Произведена поставщику оплата поставки вкладышей в трудовые книжки

Принят к вычету «входной» НДС

Отражена компенсация расходов учреждения при выдаче работнику вкладыша в трудовую книжку

Начислен НДС при выдаче работнику вкладыша в трудовую книжку

Удержана стоимость вкладыша в трудовую книжку из зарплаты работника

Отражено списание с забалансового учета вкладыша в трудовую книжку

Что касается статей (подстатей) расходов, здесь необходимо отметить следующее.

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ изложена в новой редакции. Согласно поправкам на данную подстатью относятся расходы на внесение арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов).

По этой подстатье отражаются также расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов на уплату НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательств по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в 2018 году не отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений.

Кроме того, исключено положение, согласно которому при заключении договора, предметом которого была модернизация единой функционирующей системы, не являвшейся инвентарным объектом, расходы на его оплату отражались по подстатье 226 с учетом стоимости закупленных исполнителем для модернизации системы оборудования и расходных материалов.

По подстатье 228 отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе:

  • расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;
  • расходы на возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
  • расходы на проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.);
  • расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение их в состояние, в котором они пригодны к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, включая обустройство «тревожной кнопки», а также на проведение работ по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ);
  • расходы на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
  • расходы на выполнение монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
  • иные расходы, формирующие капитальные вложения в приобретаемый (создаваемый) объект недвижимости.

0

Бюджетное учреждение заключило контракт с подрядчиком на выполнение работ по строительству автостоянки с асфальтобетонным покрытием. Стоимость работ составила 530 00 руб., из них 15 00 руб. было уплачено за разработку проектной и сметной документации. Условиями контракта предусмотрен аванс в размере 30  общей стоимости работ.

На основании Приказа Минфина РФ № 55н расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 228 КОСГУ.

В соответствии с Инструкцией № 74н в учете будут сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Перечислена подрядчику предоплата

(514 00 руб. х 30 )

Произведено формирование первоначальной стоимости сооружения (автостоянки)

6 02 8 30*

Зачтен ранее перечисленный аванс

Принято к учету сооружение (автостоянка) после подписания акта приемки выполненных работ

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

(530 00 ‑ 159 00) руб.

* 
Предполагаем, что инструкция будет скорректирована: в нее будет внесен данный счет.

Подстатья 274 «Убытки от обесценения активов» была введена ввиду принятия ФСБУ «Обесценение активов». На данную подстатью относятся расходы, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости от обесценения активов, не связанного с их амортизацией. Напомним: ФСБУ
«Обесценение активов» установлено, что убыток от обесценения актива признается как уменьшение остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату до его справедливой стоимости, определенной согласно принятому субъектом учета решению об определении справедливой стоимости актива, за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. Такой убыток признается в бухгалтерском учете, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие названного актива, рассчитанную согласно принятому субъектом учета решению об определении справедливой стоимости актива.

Наибольший интерес вызывает детализация статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Как уже было отмечено выше, она была детализирована подстатьями 291 – 294. Так, по подстатье 296 «Иные расходы» КОСГУ в 2018 году отражаются расходы, не отнесенные на статьи 210 – 270 и подстатьи 291 – 295, в том числе:

а) расходы на выплату стипендий;

б) расходы на выплату физическим лицам государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных сумм;

в) расходы на возмещение убытков и вреда:

  • на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;
  • на возмещение морального вреда по решению судебных органов;
  • на ежемесячную компенсацию вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорож-
но-транспортного происшествия, в исполнение судебного акта и др.;

г) расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов и иной подарочной и сувенирной продукции;

д) иные расходы:

  • представительские расходы, расходы на прием и обслуживание делегаций;
  • отчисление денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;
  • возмещение истцам судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов;
  • оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов РФ в международных судебных и иных юридических спорах;
  • выплаты по решениям Правительства РФ, связанным с исполнением судебных актов судебных органов иностранных государств;
  • расходы на приобретение (изготовление) специальной продукции;
  • выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • выплата суточных, денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях спортсменам и студентам;

е) другие аналогичные расходы.

* * *

В заключение отметим, что разд. V Указаний № 5н претерпел значительные изменения. Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений следует изучить Приказ Минфина РФ № 55н и более внимательно относиться к отражению тех или иных операций финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №3, 2018 год

Доходы бюджетного учреждения от аренды поступают по КОСГУ 120 "Доходы от собственности", а уплата налога на прибыль с арендной платы осуществляется по КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". План ФХД составляется по форме в соответствии с Требованиями 81н. Учреждение подведомственно ФАНО России. Каким образом отразить в Плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения операции по уплате налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В Плане ФХД суммы налога на прибыль, уплачиваемого с арендной платы, планируются по "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ со знаком "минус".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды, отражаются по "Доходы от собственности" КОСГУ.
В то же время операции по налогу на прибыль должны отражаться по одной из статей: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" или 180 "Прочие доходы" КОСГУ согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики. Аналогичный порядок применяется и при определении аналитического кода вида поступлений: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" или 180 "Прочие доходы" (смотрите также письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38856).
Соответственно, в ситуации, когда бюджетное учреждение оказывает платные услуги, облагаемые налогом на прибыль, данный факт следует учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД).
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
Табличная часть Плана ФХД, раскрывающая информацию о показателях по поступлениям и выплатам учреждения, составляется в соответствии с Таблицей 2 из п. 8 Требований N 81н. Абзацем 3 пункта 8.1 Требований N 81н установлено, что в графе 3 по строкам 110-180 Таблицы 2 Плана ФХД, отражающим поступления от доходов, указываются коды КОСГУ.
Положения Требований N 81н не дают ответа на вопрос, в каком размере и в каких строках следует планировать поступление доходов (в том числе от арендных платежей), с которых уплачивается налог на прибыль. Поскольку сведения из Плана ФХД бюджетными учреждениями используются при составлении бухгалтерской отчетности, рассмотрим поставленный вопрос в увязке с требованиями, предъявляемыми к отчетным формам.
Бюджетные учреждения в составе квартальной бухгалтерской отчетности представляют Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) (п. 34 Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее - N 33н).
Суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, утвержденных Планом ФХД учреждения, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, отражаются в разделе 1 "Доходы учреждения" в графе 4 Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
Данные по исполнению плановых назначений по доходам за отчетный период отражаются в графах 5, 6, 7, 8 раздела 1 "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
В рассматриваемой ситуации уплата налога на прибыль с арендной платы отражается по статье 130 КОСГУ, в то время как поступление арендной платы отражается по статье 120 КОСГУ. Соответственно, уплата налога на прибыль с арендной платы бюджетным учреждением отражается в Отчете (ф. 0503737) со знаком "минус" по коду вида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат".
В Плане ФХД предусмотрена отдельная строка в целях отражения доходов от платных услуг (строка 120). При этом утвержденная Требованиями N 81н форма Плана ФХД предполагает расшифровку данной строки путем добавления дополнительных строк по данному направлению доходов. В связи с чем по строке 120 следует отразить запланированную сумму доходов с учетом суммы налога на прибыль и НДС. Кроме того, в целях расшифровки показателя данной строки могут быть введены дополнительные строки, в частности "НДС" и "Налог на прибыль". Причем показатели в данных строках следует отражать по статье 130 КОСГУ со знаком "минус".
Учреждению не следует планировать уплату налога на прибыль в Плане ФХД путем уменьшения статьи 120 КОСГУ, так как это приведет к нарушению порядка группировки доходов, установленных Требованиями N 81н, а в Отчете (ф. 0503737) может произойти ситуация, когда сумма исполнения по коду видов доходов 120 превысит сумму утвержденных плановых назначений в соответствии с Планом ФХД.
Конкретный порядок заполнения плановых поступлений может быть предусмотрен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 18 Требований N 81н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Согласно действующим Указаниям о порядке применения бюджетной классификации учреждениям предоставлено право выбора – отражать операции по уплате НДС и налога на прибыль по статье 130 или 180 КОСГУ. Данное новшество призвано облегчить работу бухгалтеров, однако у некоторых из них головной боли только прибавилось. Что делать, если единственным видом приносящей доход деятельности является, например, сдача имущества в аренду?

Доходы от аренды: налогообложение

При передаче учреждениями имущества в аренду соответствующие доходы и расходы в целях налогообложения прибыли учитываются в общеустановленном порядке. При этом поступления в виде средств компенсации коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных расходов учитываются в составе внереализационных доходов (письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/4/88).

НДС при передаче имущества в аренду также необходимо исчислять в общеустановленном порядке, положения подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в данном случае применяться не могут. Операции по возмещению затрат на содержание арендованных помещений не являются объектом обложения НДС, а суммы налога, выставляемые арендатору поставщиками коммунальных услуг, при перевыставлении счетов арендаторам отдельно не выделяются и включаются в общую сумму компенсации.

Применение КОСГУ: в чем проблема

При составлении и исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности расчеты с арендаторами должны учитываться по кодам КОСГУ с учетом требований Указаний № 171н.

Так, доходы от аренды подлежат отражению по статье 120 “Доходы от собственности” КОСГУ. Под доходами от аренды понимается вся сумма арендной платы, в т. ч. в случае, когда она состоит из двух частей – постоянной и переменной (исчисляемой исходя из стоимости коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, потребляемых арендатором).

Если суммы компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных и иных аналогичных расходов уплачиваются арендаторами помимо (сверх) арендной платы, такие поступления необходимо отражать по статье 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” КОСГУ в качестве компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений.

В настоящее время решением бюджетного (автономного) учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по начислению и уплате НДС и налога на прибыль организаций должны отражаться по одной из двух статей КОСГУ – 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” или 180 “Прочие доходы”.

Подобная норма Указаний № 171н, безусловно, облегчает работу бухгалтера: теперь нет необходимости “делить” платежи по налогам в разрезе соответствующих доходных кодов КОСГУ. Однако, как это часто случается, не для всех перемены стали позитивными. Дело в том, что из содержания Указаний № 171н следует – уплата НДС и налога на прибыль организаций за счет статьи 130 или 180 является не правом, а обязанностью учреждений. Во всяком случае именно так соответствующие нормы Указаний № 171н трактуют в органах казначейства.

В то же время нередки ситуации, когда передача имущества в аренду является основным или единственным видом приносящей доход деятельности, осуществляемым учреждением. Очевидно, что при подобных обстоятельствах выполнить требование об уплате НДС и налога на прибыль за счет кода 130 или 180 невозможно – у бюджетного (автономного) учреждения отсутствуют иные доходы, кроме арендной платы, учитываемой по коду 120.

Наличие доходных поступлений по статьям 130, 180 КОСГУ также не означает, что учреждение сможет осуществить уплату налогов за счет этих поступлений в полном объеме. Соотношение поступлений от арендной платы и от иных видов приносящей доход деятельности может быть таким, что доходов по кодам 130 и 180 не хватит на уплату налогов.

Решения

Учитывая приведенные обстоятельства, при нехватке средств по статьям 130 и 180 КОСГУ учреждениям-арендодателям следует согласовать порядок уплаты НДС и налога на прибыль с органами казначейства, в которых им открыты лицевые счета.

Однако любые очевидные решения, которые могут приниматься в таких ситуациях, в той или иной мере идут вразрез с требованиями Указаний № 171н:

  • возможность перечисления НДС и налога на прибыль за счет статьи 120 КОСГУ Указаниями № 171н не предусмотрена;
  • получение доходов в виде арендной платы по двум статьям КОСГУ – 120 и 130 (180) также не в полной мере соответствует действующему порядку применения бюджетной классификации. Дело в том, что НДС по сути является частью цены товара (работы, услуги), подлежащей уплате по договору (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 № 5451/09). Ну а налог на прибыль согласно гл. 25 НК РФ вообще уплачивается налогоплательщиками исходя из величины полученных ими доходов, уменьшенной на величину произведенных расходов;
  • механизм “переброски” части доходов, учтенных на лицевом счете по коду 120, на код 130 (180) КОСГУ в целях уплаты налогов правовым актом, определяющим порядок проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных (автономных) учреждений, не установлен.

В первую очередь определим, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка аббревиатуры звучит так: классификация операций сектора государственного управления. Данный числовой код позволяет безошибочно классифицировать свершенную операцию по ее содержанию.

Определение КОСГУ в 2018 году для бюджетных учреждений, а также автономных и казенных, следует осуществлять в соответствии с приложением № 4 к приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н, в редакции приказа Минфина России от 09.06.2017 № 87н.

Различают следующие группы классификации:

  • «100» - доходы;
  • «200» - расходы;
  • «300» - поступление НФА;
  • «400» - выбытие НФА;
  • «500» - поступление ФА;
  • «600» - выбытие ФА;
  • «700» - увеличение обязательств;
  • «800» - уменьшение обязательств.

До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ. Затем данное правило отменили. Теперь в 18-20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.

Основные ошибки в применении КВР

Порядок применения кодов КОСГУ, используемых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, установлен разд. V Указаний № 65н. Данный порядок является единым для бюджетов бюджетной системы РФ (п. 2 ст. 18 БК РФ).

Чтобы обеспечить полноту отражения в бюджетном учете информации об осуществляемых операциях, казенные учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода) операций по статьям:

    310 «Увеличение стоимости основных средств»;

    320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

    330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

    340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

    530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».


Напомним, что ранее, до внесения изменений, допускалась детализация по статьям 120, 130, 140, 180, 290 КОСГУ. В 2018 году Минфин в целях единообразия вводит дополнительную детализацию по доходным и расходным статьям КОСГУ. Рассмотрим, что она предусматривает.

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За данное нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания. Определим, какие нарушения встречаются чаще всего и как их избежать.

Штраф, наказание

Как избежать

Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

Ст. 15.14 КоАП РФ:

  • штраф на должностное лицо (20 000–50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
  • штраф на юридическое лицо - 5-25 % от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в учреждении планируется операция, которой нет в действующем Приказе № 65н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется

Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)

На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Данные нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды

Применен КВР, не соответствующий типу учреждения

Перед проведением «спорной» операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами Приказа № 65н

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В 2018 году применяйте Указания 65н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 29.11.2017 № 210н:

  • КВР 244 именуется «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в его описание внесены технические правки;
  • изменили описание КВР 521, 523, 634, 814;
  • появился новый вид расходов 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества». По нему отражайте субсидии на капвложения или покупку недвижимости организациям, 100% акций которых принадлежат государству;
  • установлено, что казенные учреждения не учитывают затраты на приобретение и строительство недвижимости по КВР 406 и 407.

Таблица 1. Изменения КВР на 2018 год для бюджетных учреждений

Минфин выделил некоторые нюансы в применении отдельных КВР бюджетной классификации.

Оплата труда. По элементу вида расходов 1Х1 отражайте зарплату на основе трудовых договоров или служебных контрактов, в том числе:

  • оплату труда преподавателей по организации и проведению спецкурсов для студентов по учебному плану;
  • выплату единовременного денежного поощрения, в том числе в связи с выходом на пенсию по выслуге лет;
  • оплату вынужденного прогула по решению суда.

Порядок определения КВР и КОСГУ

Многим специалистам уже известно, что такое КВР в бюджете (расшифровка - код видов расходов), так как данные коды следует применять в учете и планировании второй год. Но все же повторимся и дадим определение: КВР, что это в бюджете?

Код вида расхода - это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств, а также контролю над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

КВР для бюджетных учреждений в 2018 году следует определять в соответствии с приложением № 5 к приказу Минфина № 65н (в ред. приказа Минфина № 87н).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Купить ОСАГО онлайн - Электронный полис ОСАГО на почту

Законодательством предусмотрена следующая группировка кодов.

Расходы на оплату труда персонала казенных учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, а также органов государственной (муниципальной) власти

Затраты на проведение закупок товаров, услуг или работ, необходимых для осуществления государственных нужд

Социальное обеспечение населения, иные выплаты гражданам

Капвложения в объекты государственной или муниципальной собственности

Межбюджетные трансферты

Субсидирование учреждений бюджетной сферы, в том числе казенных, бюджетных, автономных и некоммерческих организаций

Обслуживание госдолга

Иные бюджетные ассигнования

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы - основа планирования и исполнения бюджета. То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Изменения КОСГУ в 2018 году: изменения и новые коды

Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ в учете установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Последние изменения в КОСГУ внесены приказом Минфина от 27.12.2017 № 255н, который вносит правки в Указания по применению бюджетной классификации № 65н. Приведем обзор новых КОСГУ и основных изменений в их применении с 2018 года.

1. Уточнили названия доходных статей:

  • 140 «Суммы принудительного изъятия» поправят на «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» переименуют в «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат».

КОСГУ 120 «Доходы от собственности»:

  • 121 «Доходы от операционной аренды»;
  • 122 «Доходы от финансовой аренды»;
  • 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»;
  • 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»;
  • 125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»;
  • 126 «Проценты по иным финансовым инструментам»;
  • 127 «Дивиденды от объектов инвестирования»;
  • 128 «Доходы от предоставления неисключительных прав»;
  • 129 «Иные доходы от собственности».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!