Четыре модернизации (1979–2000 гг.). Дэн сяопин и его экономические реформы Кнр в период проведения политики четырех модернизаций

Рассказывается о трудовых взаимоотношениях в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве

Политика четырёх модернизаций

Сегодня в рубрике «Школа профессионального роста» вам, глубокоуважаемые читатели, предлагается ознакомиться с трудовыми взаимоотношениями в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина. Предлагаем проверить, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве.

В начале ноября южную столицу залили непрерывные дожди. Как раз в тот день, когда мокрый дождь стал потихоньку превращаться в снег, директор Немо вызвал своих сотрудниц, поставив им очередную задачу. По временным меркам, путешествие предстояло недалёкое - в восьмидесятые годы XX века. От работниц агентства требовалось получить полноценную копию доклада великого реформатора.

В ноябре 1979 года в центре на одной из центральных улиц Пекина две девушки из Советского Союза отчаянно пытались найти дорогу в Дом культуры. Им нужно было попасть туда на слёт комсомольских организаций социалистических стран. По слухам, с приветственной речью к делегатам слёта должен был обратиться Председатель Совета КНР Дэн Сяопин.

Им удалось поймать такси и объяснить водителю, куда им нужно попасть.

Таксист оказался словоохотливым и добродушным малым. Узнав, что он везёт гостей из Советского Союза, Янь Вэй, так звали водителя, сообщил, что принял поначалу Айнуру за китаянку. Тем более что её китайский благодаря ускоренному курсу обучения через мозговой синтезатор был довольно-таки неплох.

Экскурсия по столице Китая

Янь Вэй рассказывал о местных достопримечательностях, устроив девушкам небольшую экскурсию по столице Китая.

Машин на дорогах было немного, в основном автобусы и грузовики. Много людей спешило по своим делам на велосипедах, мопедах и мотоциклах. На перекрёстках стояли регулировщики движения с полосатыми палками в руках, касках и тёмно-коричневых военных мундирах. Дома были невысокие, большинство не выше девяти этажей. Эпоха строительства небоскрёбов ещё не началась…

Несмотря на начинающийся сезон дождей, в городе было влажно и жарко.

Таксист показывал им памятники, площади и старинные здания. Они умудрились проехать неподалёку от площади Тьяньаньмын, по которой ходило огромное количество народу.

На вопрос Олеси, как он относится к реформам Сяопина, шофёр сказал, что в целом впечатление благосклонное. Причём не только у него, но и у большинства его знакомых.

Уровень жизни возрос.

Например, его дядя в деревне, работавший председателем сельской коммуны, поставлявшей рис и зерно государству, недавно писал, что правительство теперь покупает у них продукцию по более высоким ценам. Их повысили на тридцать процентов. При этом сократили налоги. Разве это плохо?

Конечно же, хорошо! - ответила Олеся.

У самого Янь Вэя профсоюз только неделю назад добился повышения заработной платы на двадцать процентов, а также увеличения премиальных за досрочное выполнение плана. Правда, пока эти изменения вступят в силу только со следующего месяца и будут отражены в трудовом договоре, который их предприятие будет подписывать с работниками.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

В программе «четырех модернизаций» сельское хозяйство поставлено на первое место.
Но это отнюдь не означает, что пекинское руководство намерено сосредоточить на его подъеме все силы.
Первоначально было намечено «в основном осуществить механизацию сельского хозяйства» в 1980 г. 4, увеличить парк обычных тракторов на 70% и садово-огородных на 36% . Для Китая это был бы, конечно, серьезный шаг вперед, хотя и он не ликвидирует отсталость. Однако планы подверглись пересмотру. Хотя в коммюнике декабрьского пленума ЦК КПК о механизации сельского хозяйства прямо не говорилось, «Жэньминь жибао» в начале февраля 1979 г. объявила, что он «выдвинул новый курс и ряд политических установок» по этому вопросу: вместо сплошной механизации сельскохозяйственного производства ограничиться созданием так называемых «товарных баз», тогда как в преобладающем числе районов останутся «полумеханизация и ручной труд».
В китайской деревне наблюдаются явления, свидетельствующие о дальнейшем размывании коллективной собственности, ее дроблении. Проводится распределение производственных заданий по звеньям, которое на практике выливается в распределение между ними участков земли, инвентаря, тяглового скота и даже общественных фондов зерна. Звенья превращаются в основную хозрасчетную едишшу вместо бригад.

Эта мера, которая по замыслу ее авторов должна поднять трудовую активность на селе, рассматривается на местах как первый шаг, за которым последовало распределение земли и производственных заданий по дворам.
Летом 1978 г. на страницах китайской печати развернулась кампания за «облегчение бремени земледельцев», которая приоткрыла картину притеснений китайского крестьянства. У «народных коммун» и бригад безвозмездно изымаются денежные средства, людские и материальные ресурсы. Вопреки конституции КНР допускается самоуправство в вопросе о приусадебных участках.

Крестьян принуждают вносить обязательные вклады в сберегательные кассы, и они вынуждены продавать скот, продовольствие и общественное имущество бригад. Их произвольно подвергают штрафам деньгами и зерном за неявку на собрания, невыполнение заданий по госзакупкам, невыход на. работу по болезни, неприменение противозачаточных средств и т. п., причем удерживается даже продовольствие, выдаваемое для питания. Кадровые работники, в том числе секретари парткомов, оскорбляют человеческое достоинство крестьян, занимаются рукопрнклалством, калечат людей.
Бывали случаи, что их доводили до потери рассудка и даже до самоубийств. В конце 1978 г. «Жэньминь жибао» в передовой статье писала, что указание «об облегчении бремени крестьян» все еще не выполняется. Журнал «Хунци» в феврале 1979 г. подтверждал, что некоторые кадровые работники «подавляют демократию, игнорируют законы, используя данные им народом власть и положение, избивают и оскорбляют людей, вводят массы в заблуждение, наносят удары в отместку, подвергают незаконным арестам».

На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.

Реформы в сельском хозяйстве

Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяо­пина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйст­венных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Бы­ло решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществ­ляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:

а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;

б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;

в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;

г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;

д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.

К тому времени на весь Китай распространилась система произ­водственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им дава­лись задания; после сдачи установленного количества продукции се­мья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.

Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные орга­ны ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допу­скалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.

Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользова­ния и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Фор­мально права частной собственности на землю нет в Китае по сию по­ру; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.

Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного про­изводства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутрен­него обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.


Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объяс­няет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом ма­териальное благосостояние сельского населения значительно возрос­ло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).

Повышение эффективности производства усугубило проблему из­быточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше про­блем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальны­ми услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной про­дукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остро­ту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свы­ше 150 млн. человек излишней рабочей силы.

Модернизация промышленности

Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требова­лось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные прин­ципы, развить конкуренцию, «открыться миру».

Важно было сохранить социальное благополучие населения, пере­жить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологи­ей; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.

В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие поло­жения:

а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;

б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен­
ную самостоятельность предприятий и регионов;

в) использовать возможности мелких частных предприятий;

г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось

в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприя­тия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.

Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.

Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересован­ность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свобод­ные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.

В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директора­ми государственных предприятий стали заключаться контракты; в слу­чае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добро­вольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, эконо­мическая подготовленность.

С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это рас­пространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количе­стве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.

Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.

Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые админист­ративные образования стали своего рода анклавами рыночной эконо­мики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностран­ной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих про­дукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зо­ны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно рос­ло, охватывая все новые регионы.

Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иност­ранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.

Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.

Модернизация науки и техники

Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интел­лигенции и образованным людям. Более того, образование стало глав­ным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.

Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заве­дений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных сту­дентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рас­суждения в расчет не приняли.

Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нане­сенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.

Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе ие­роглифической письменности на фонетическую основу. Это расши­рило бы возможности получения технического образования, способ­ствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются ди­алекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая пись­менность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетичес­ком отношении единства в языке нет.

Модернизация обороны

Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расхо­дов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по срав­нению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение чис­ленности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.

Началась конверсия военной промышленности: предприятия ста­ли переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.

В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.

Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.

В последние годы армия превратилась в огромную самостоятель­ную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фаб­рики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно перехо­дили на полное самообеспечение, не требуя средств из государствен­ного бюджета.

Примеч.: будет на ГОСах. Рассказать о чём-то одном: с/х, пром-ти или армии, или науке, культуре, технике (НКТ). См. лекцию от 26.11.2014 г.

Это политика основного направления развития К., после смерти Мао Цзэдуна (9.9.1976).

По сути - это реформа, которую проводил Дэн Сяопин. Её ключевыми направлениями стали: подготовка учёных, инженеров и менеджеров, а также реформа с/х путём внедрения «системы ответственности» (передача полномочий в ведении х-ва от коммун к индивидуальному производителю).

1963 - Мао декларирует свою речь о необходимости модернизации: с/х, пром-ти, нац. обороны, науки и технологии, но начался период:

1966-76 (77) - великой пролетарской Культурной революции. В этот период идеология была на первом месте, а экономика на втором

1976-78 - Дэн Сяопин («коротышка») отстраняет от власти Хуа Гофена и начинает выдвигать своих соратников на ведущие посты во власти

ДСП хотел строить общество «Великого единения» и стал проводить Реформы:

Этапы реформ П4М (всего 3 этапа):

I). - начало 1978 - директивные указания на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) о разворачивании программы «П4М»

Декабрь, 1978 - 3-й Пленум ЦК КПК. Итог: решение о широкомасштабной экономической реформе, к-ое принято по инициативе Дэн Сяопина.

Основа этапа: планированная экономика, но при этом, вспомогательным рычагом будет рыночное регулирование, т.е. сосуществование Плана и Рынка, но плана больше на 1-м этапе.

II). - с 1984 - Пленум ЦК КПК объявляет о переходе построения социализма с китайской спецификой - это Социальная рыночная экономика. Здесь План и рынок - сблизились.

Это период 6-й 5-ти летки (1981-85).

Принципы Соц. рыночной экономики в К.:

1). Соц-й путь развития - это освобожд. и развитие производительных сил

2). Демократическая диктатура народа - это создание хороших условий для проведения реформ (борьба с коррупцией и пр.)

3). Руководствоваться идеями марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна, т.е. следовать теории Дэн Сяопина о построении социалистической экономики

4). КПК должно руководить хозяйством страны, а не политическими компаниями.

Особенности китайской специфики:

1. Уважительное отношение к крестьянам

2. На первом месте соц-зм, а на 2 месте китайская специфика.

На этом этапе Плановая и Рыночная экономики дополняют д.д.

III). Октябрь, 1992-2002.

Октябрь, 1992 - 14 съезд КПК. Итог: - решение об ускорении реформ. Стали говорить, что только рынок м. спасти социализм

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!