Cпецсчета для участия в госзакупках: суть вопроса, перечень банков, схема использования. Новый реестр банков по выдаче банковских гарантий: к чему готовиться Банковская гарантия перечень

Для того чтобы принять участие в тендере, компании необходимо обеспечить свои обязательства. Сделать это можно, например, при помощи банковской гарантии. Но как получить такой документ и в любое ли кредитное учреждение можно обратиться для его оформления? Разбираемся в данной статье.

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковскую гарантию

Первоначально необходимо определиться с тем, что представляет собой банковская гарантия. Законодательством предусмотрено два способа обеспечения финансовых обязательств участниками тендеров: залог и банковская гарантия. Второй вариант удобнее, поскольку позволяет поставщикам не выводить крупные суммы из оборота во время участия в торгах. Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство одного участника сделки (гаранта), взятое им по просьбе другого участника (принципала), уплатить денежную сумму третьей стороне (бенефициару) при наступлении особых условий по договору при предъявлении требования об уплате бенефициаром. Проще говоря, банковская гарантия - это обязательство финансовой организации погасить материальный ущерб (выплатить денежную сумму) указанной в договоре стороне при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником условий заключенного с данной стороной договора.

Все банковские гарантии можно разделить на пять видов в зависимости от сферы их применения:

  • гарантия на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на обеспечение заявки;
  • таможенная гарантия;
  • гарантия возврата авансового платежа;
  • гарантия в пользу налоговых органов.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Гарантия на исполнение обязательств по контракту . Предоставляется победителем торгов заказчику и является законодательно необходимым условием при заключении госконтракта. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий контракта исполнителем банк выплачивает кредитору гарантийную сумму.

Банковская гарантия на обеспечение заявки . Ее предоставляют участники конкурсов или аукционов при подаче заявки на участие. Документ является гарантией исполнения победителем своих обязательств по подписанию контракта с заказчиком.

Таможенная гарантия. Это обязательство кредитной организации, гарантирующее оплату исполнителем таможенных платежей. Такая гарантия дает отсрочку таможенных платежей, предоставить ее необходимо таможенным органам.

Гарантия возврата авансового платежа . Иногда условиями контракта предусматривается получение аванса исполнителем. Прежде чем получить денежную сумму, поставщик обязан предоставить заказчику гарантию возврата авансового платежа. Документ призван обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса.

Гарантия в пользу налоговых органов. Предоставляется налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, гарантия возврата возмещенного НДС дает право получить налоговый вычет по НДС без проведения камеральной налоговой проверки и в сжатые сроки.

Чтобы получить банковскую гарантию, нужно обратиться в банк, который выдает данные документы. Однако не все кредитные организации имеют такие полномочия.

Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, определяются целями получения документа. К примеру, гарантия по статье 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ) или гарантия в пользу налоговых органов в обязательном порядке должна быть выдана банком, удовлетворяющим условиям статьи 74.1 НК РФ. Так, предоставить такую гарантию имеют право только те финансовые организации, которые включены в специальный перечень банков. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Для того чтобы кредитная организация попала в данный перечень, на текущий момент она должна соответствовать следующим требованиям, то есть иметь:

  • лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб.;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • отсутствие задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в тендере по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - 223-ФЗ), не прописаны. На практике же заказчики выдвигают довольно жесткие условия. Так, кредитное учреждение хоть и не должно в обязательном порядке быть внесено в перечень банков Министерства финансов, но ему необходимо, например, находиться в ТОП-50 лучших банков или даже в ТОП-10 по реестру Минфина России.

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Как уже говорилось ранее, перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и которые соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Данный реестр ведется и обновляется на основе данных, которые предоставляет Центральный банк РФ.

44-ФЗ выдвигает жесткие требования к кредитным организациям, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Список банков сокращается: если еще совсем недавно он насчитывал более 300 кредитных организаций, то сегодня в перечень Минфина входит 203 банка. Реестр обновляется довольно часто - на протяжении месяца выкладывается до пяти обновленных списков. За этой информацией потенциальным участникам тендеров необходимо регулярно следить, поскольку одни банки могут появляться в перечне, а другие - исчезать из него.

Большая часть фигурантов реестра Минфина - крупнейшие российские банки. Обязательно присутствуют и региональные кредитные организации.

Выбирать банк для получения банковской гарантии только на основании списка Минфина не стоит. Во-первых, у всех банков разные условия и требования к принципалу; во-вторых, не все банки занимаются выдачей гарантий для обеспечения в сфере госзакупок: то есть, право выдавать такие документы они имеют, но этим правом не пользуются. Таким образом, потенциальный участник тендера должен выбирать банк заранее, поскольку отбор и выяснение условий могут занять значительное количество времени.

Как выбрать банк, предоставляющий банковские гарантии по ФЗ-44

Выбор банка только по реестру Минфина, как уже отмечалось ранее, - не совсем верный подход. Наличие финансового учреждения в данном перечне - далеко не единственный критерий отбора. Необходимо обратить внимание и на некоторые другие факторы, по которым можно выделить наиболее выгодные условия получения банковской гарантии. К таким факторам относятся:

  • условия предоставления банковской гарантии;
  • сумма и срок банковской гарантии;
  • процентная ставка;
  • срок возмещения платежа;
  • обеспечение при выдаче банковской гарантии.

Условия предоставления банковской гарантии . Как правило, сюда включается размер вознаграждения банка за выдачу документа. Гарантия предоставляется не бесплатно, комиссия составляет фиксированный процент, который зависит от гарантийной суммы, сроков предоставления документа и внутренних регламентов финансового учреждения. Средний размер вознаграждения варьируется и также зависит от наличия либо отсутствия залога.

Сумма банковской гарантии. Большинство банков при определении суммы документа ориентируются на финансовую устойчивость потенциального участника торгов. В каждом конкретном случае такая сумма определятся индивидуально. Нельзя забывать и о том, что у любой кредитной организации есть свой «потолок» по общему размеру всех выданных банковских гарантий. По закону он составляет 25% от суммы собственного капитала.

Процентная ставка . Очень важный момент, поскольку ни одна компания не застрахована от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Если исполнитель все же не смог выполнить условия договора, то банк, выступивший гарантом, возвращает бенефициару гарантийную сумму. Ставка в этом случае у каждой финансовой организации разная, она может варьироваться в пределах 10–30%.

Срок возмещения платежа. Когда сумма по гарантии уже выплачена, компания, владеющая гарантией, должна возместить банку деньги с процентами. Обычно срок возмещения составляет не более одного года.

Обеспечение при выдаче банковской гарантии. Это всем известный залог. Сегодня банки весьма придирчиво относятся к разновидностям залога при предоставлении своих гарантийных обязательств. Большинство кредитных учреждений предпочитают в качестве залога недвижимое имущество, но в некоторых случаях можно получить банковскую гарантию под комбинированный залог.

Итак, для оформления банковской гарантии вам важно правильно выбрать кредитное учреждение. Однако самостоятельно искать банк среди более чем 200 финансовых учреждений слишком долго, тем более непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех нюансах сделки, включая оформление гарантии. Ускорить процесс поможет обращение в брокерскую компанию.

Источники:

  • 1 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/

Современная экономическая реальность предлагает множество способов уклонения от выполнения своих договорных обязательств. Поэтому в наиболее важных сферах, таких, как государственные закупки, регламентируемой 44-ФЗ, законодатель предлагает рынку использовать дополнительные способы обеспечения исполнения обязательств. Среди них – банковская гарантия, обеспечивающая выполнение обязательства по заключению тендерного контракта, возврата авансового платежа в случае отказа от выполнения контракта, и аналогичные обязательства.

Банковские гарантии должны быть действующими и реально выданными банками. Это значит, что они должны быть подписанными уполномоченными банковскими менеджерами и должны отражаться на балансе. Кроме того, кредитные учреждения должны резервировать средства, составляющие часть от номинала гарантии, за счет которых будет произведено погашение обязательства.

При этом банки должны отвечать ряду специальных требований, установленных статьей 74.1 Налогового Кодекса. Банки, которые имеют право выдавать такой вид обеспечения обязательств в сфере госзакупок, вносятся в специализированный список, который ведет Министерство финансов. Есть свои нормы, регламентирующие и учет гарантий. Кроме того, что их наличие можно проверить по банковской отчетности, они должны быть внесены в специальный .

Для того, чтобы попасть в список Минфина, банк должен отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом. Эти требования распространяются на банки, которые имеют право давать гарантии по налоговым обязательствам юридических лиц. Они же допущены к выдаче обеспечений, имеющих силу в системе госзакупок. Заказчик откажется принять обеспечение, если выдавший его банк отсутствует в списке. При этом следует учитывать, что даже в случае, если закупка регулируется законом №223-ФЗ, в качестве дополнительного требования заказчик может установить обязательное нахождение эмитента в перечне.

Перечень банков обновляется ежемесячно.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минфина. Политика Центрального банка по контролю за кредитными учреждениями приводит к тому, что этот список резко сократился за последние годы и сейчас в него входит менее трехсот организаций. Если ЦБР выявил какие-либо обстоятельства, препятствующие нахождению банка в списке, например, размер его собственных средств опустился ниже установленного предела, то в течение 5 дней с момента выявления этих обстоятельств он направляет информацию о необходимости корректировки перечня в Минфин. То, в свою очередь, исключает банк из реестра.

Клиенты банков в этом случае оказываются в сложной ситуации, при том, что их обеспечение еще действует, формально оно не соответствует требованиям, предъявляемым 44-ФЗ. Заказчик может потребовать его замены или аннулирования контракта. Но поставщикам не следует серьезно опасаться этой ситуации. Даже в случае отзыва лицензии у банка, арбитражный суд встанет на их сторону и подтвердит отсутствие необходимости замены обеспечения. Сформировалась обширная судебная практика, посвященная этому вопросу. В любом случае, поставщик должен проявлять должную меру ответственности и предусмотрительности и при выборе своего контрагента и обращать внимание на финансовые показатели банка и его репутацию еще до заключения договора.

Критерии, предъявляемые к банкам

Требования, которым должно соответствовать кредитное учреждение для того, чтобы попасть в список Минфина, достаточно строги. Требования сформировались на основании мониторинга текущей ситуации в финансо-кредитной сфере и являются объективными, должным образом обеспечивающими интересы заказчика.

Банки, предоставляющие банковскую гарантию в соответствии с 44-ФЗ, должны:

  • иметь собственный капитал в размере не менее миллиарда рублей;
  • иметь действующую лицензию, полученную не позднее, чем за пять лет до включения в список;
  • не попасть под действие мер, применяемых ЦБ РФ для финансового оздоровления кредитного учреждения.

В списке выдающих этот вид обеспечения учреждений можно найти и , и региональный Кошелев-Банк. Не обязательно находится в первой сотне рейтинга, на практике в списке есть небольшие, но финансово устойчивые банки.

Выпасть из списка кредитное учреждение может в случае, если оно находится в состоянии, близком к банкротному. Как считает Минфин, реестр банков по выдачи банковских гарантий позволяет контролировать финансовое положение кредитных учреждений. Информация в реестре обновляется ежемесячно. Следует принять во внимание, что наличие организации в списке не означает автоматически то, что она оказывает услуги по выдаче тендерных гарантий. Есть банки, которые рассматривают это направление бизнеса как профильное для себя, а есть кредитные учреждения, которые выдают обеспечение на разовой основе и только постоянным клиентам. Конечно, постоянным клиентам со стабильными оборотами по расчетным счетам, обеспечение будет предоставлено быстрее и с меньшей комиссией, чем юридическому лицу, которое впервые обратилось в конкретную кредитную организацию.

Работая с реестром и выбирая контрагента нужно обращать внимание и на размер комиссии за предоставление этой услуги. Он зависит от специализации на этой конкретной теме, срока действия обеспечения, суммы, условия о безакцептном списании и наличия дополнительного залога, предоставляемого принципалов гаранту.

Зеркала списка Минфина, в случае его недоступности из-за каких-либо профилактических работ на сервере министерства можно найти на страницах кредитных брокеров, работающих в сфере госзакупок. Плюсом таких дополнительных списков будет то, что брокеры отметят банки, выбывшие из списка, и если клиенты уже начали работу с ними по получению гарантии, они смогут своевременно остановить ее и выбрать другой банк.

Кто и как ведет реестр гарантий?

Интересы заказчика в сфере госзакупок обеспечивает не только список банков, но и реестр выданных ими обеспечений. За ведение списка гарантий отвечает Федеральное казначейство.

Оно же выдает эмитетнам гарантий электронные сертификаты, которые позволяют вносить информацию в реестр. Попадают в него только гарантии, выданные в соответствие с законом №44-ФЗ.

Если же она выдается исходя из требований законов №223-ФЗ (закупки компаниями с госучастием). 214-ФЗ (долевое строительство) и других аналогичных, необходимости учитывать ее в реестре не установлено. А это значит, что достоверность документа можно проверить только направлением запроса в банк или проверкой изменения оборотов в отчетности по соответствующей строке. Случаи так называемых «серых» гарантий бывают и риска отказа в приеме обеспечения по этой причине следует избегать.

Как внести гарантию в реестр?

После того, как банковская гарантия выдана, оформлена в виде бумажного электронного документа, ее эмитент не позднее следующего рабочего дня после выдачи обязан внести информацию о ней в реестр. Информация предоставляется в электроном виде и подписывается усиленной электронной подписью. На основании занесения информации формируется выписка, которая предоставляется бенефициару. Точно также в кратчайшие сроки вносится в реестр и информация о внесении любых изменений в условия гарантии. Все банковские гарантии, банки, их выдавшие и государственные контракты также учитываются в системе учета данных по государственным закупкам. Эта информация доступна только непосредственным участникам процессов в этой сфере.

Закрытая и открытая информация

Так как среди государственных контрактов некоторые находятся в сфере, связанной с государственной тайной, информация о них засекречена. Точно также засекречена и информация, связанная с перечнем предоставленных банковских гарантий по обеспечению обязательств по таким контрактам.

Как получить выписку из реестра?

Выписка может потребоваться не только для предоставления ее бенефициару вместе с гарантийным письмом. Выдавать ее обязаны по требованию любой из сторон гарантийного обязательства, а также по запросу определенных государственных органов. Если информация находится в засекреченной части списка, то на запрос и ответ ставится гриф «секретно» и выдается она в особом порядке с соблюдением всех требований по защите государственной тайны. В ином случае она будет предоставлена по запросу заявителя и подтвердит наличие его обеспечения в списке.

Следует учитывать, что отсутствие банка в перечне и отсутствие гарантии в реестре может привести к отказу заказчика принять обеспечение. В худшем случае, поставщик тут может оказаться в перечне недобросовестных, в лучшем – ему придется оформлять новое гарантийное письмо. Следует избегать этих ситуаций и оформлять документы согласно требованиям закона, сотрудничая только с кредитными учреждениями, чья стабильность подтверждена Минфином.

В Список банков Минфина (Перечень Минфина) входят финансовые организации, которые соответствуют Закону 44-ФЗ и ст. 74.1 Налогового Кодекса РФ, а значит — имеют право оформлять банковские гарантии. Легальную банковскую гарантию по 44-ФЗ можно получить только в банке, входящем в этот список.

На нашем сайте всегда можно посмотреть свежий Список Минфина, актуальный в текущее время.

На данный момент последней является версия от 01.03.2016 г., опубликованная 29.03.2016 г.

Чтобы найти нужный Вам банк в списке, нажмите Ctrl+F и напечатайте название банка.

№ п/п

Наименование банка

Город/область

Рег. №

АО ЮниКредит Банк

Банк «Кредит-Москва» (ПАО)

ПАО "Энергомашбанк"

Санкт-Петербург

ПАО Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ"

Санкт-Петербург

ПАО МАБ "Темпбанк"

ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА"

Свердловская обл.

АКБ "Энергобанк" (ПАО)

Респ. Татарстан

МОРСКОЙ БАНК (ОАО)

АО "БКС Банк"

Новосибирская обл.

АО АКБ "ЦентроКредит"

АО "РН Банк"

ОАО "МБСП"

Санкт-Петербург

КБ «Экспресс-кредит» (АО)

Прио-Внешторгбанк (ОАО)

Рязанская обл.

АО КБ "РосинтерБанк"

ПАО АКБ "Урал ФД"

Пермский край

ОАО КБ "Хлынов"

Кировская обл.

АО "ГУТА-БАНК"

АКБ "ИРС" (АО)

ООО "ХКФ Банк"

ПАО "МДМ Банк"

Новосибирская обл.

ОАО "АБ "РОССИЯ"

Санкт-Петербург

Банк ГПБ (АО)

ООО Банк "Аверс"

Респ. Татарстан

ПАО КБ "УБРиР"

Свердловская обл.

ПАО "Бест Эффортс Банк"

ПАО "Банк "Санкт-Петербург"

Санкт-Петербург

ООО КБ "Новопокровский"

Краснодарский край

АКБ «ЕНИСЕЙ» (ПАО)

Красноярск

АО "Кубаньторгбанк"

Краснодарский край

АО "ТАТСОЦБАНК"

Респ. Татарстан

ОАО "ЧЕЛИНДБАНК"

Челябинская обл.

ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"

Челябинская обл.

Банк "Первомайский" (ПАО)

Краснодарский край

ОАО КБ "Акцепт"

Новосибирская обл.

АО АБ "Капитал"

ЗАО "СНГБ"

Тюменская обл.

Банк ИПБ (АО)

АБ "АСПЕКТ" (ЗАО)

АКБ "Ижкомбанк" (ПАО)

Удмуртская Респ.

ПАО "Лето Банк"

ООО КБ "ГТ банк"

Респ. Адыгея

ПАО "НИКО-БАНК"

Оренбургская обл.

ОИКБ "Русь" (ООО)

Оренбургская обл.

ОАО "СКБ-банк"

Свердловская обл.

ООО КБЭР "Банк Казани"

Респ. Татарстан

АО КБ "Ассоциация"

Нижегородская обл.

ПАО "Курскпромбанк"

Курская обл.

ПАО УКБ "Белгородсоцбанк"

Белгородская обл.

ПАО "Уралтрансбанк"

Свердловская обл.

АКБ "Заречье" (ОАО)

Респ. Татарстан

ПАО "Дальневосточный банк"

Приморский край

ПАО БАНК "ЮГРА"

Тюменская обл.

"АНКОР БАНК" (АО)

Респ. Татарстан

АО "Меткомбанк"

Вологодская обл.

ПАО "Норвик Банк"

Кировская обл.

ПАО "МИнБанк"

ПАО "Запсибкомбанк"

Тюменская обл.

ПАО "НВКбанк"

Саратовская обл.

ПАО "Совкомбанк"

Костромская обл.

ПАО "Евразийский банк"

Банк ВТБ (ПАО)

Санкт-Петербург

ОАО ВКАБАНК

Астраханская обл.

ООО "Хакасский муниципальный банк"

Респ. Хакасия

КБ "Финансовый стандарт" (ООО)

ОАО "БайкалИнвестБанк"

Иркутская обл.

ПАО "О.К. Банк"

Владимирская обл.

АО "Кузнецкбизнесбанк"

Кемеровская обл.

ПАО "Плюс Банк"

Омская обл.

ПАО "Липецккомбанк"

Липецкая обл.

Банк "Таатта" АО

Респ. Саха (Якутия)

АО "БИНБАНК Мурманск"

Мурманская обл.

ПАО Ставропольпромстройбанк

Ставропольский край

КБ "ЭНЕРГОТРАНСБАНК" (ОАО)

Калининградская обл.

ОАО "Собинбанк"

АО "АЛЬФА-БАНК"

ЗАО "Солид Банк"

Камчатский край

Банк "Левобережный" (ПАО)

Новосибирская обл.

ОАО УКБ "Новобанк"

Новгородская обл.

РНКБ Банк (ПАО)

Банк "Снежинский" ПАО

Челябинская обл.

БАШКОМСНАББАНК (ПАО)

Респ. Башкортостан

БАНК "МНХБ" ПАО

ПАО М2М Прайвет Банк

Банк "Возрождение" (ПАО)

ООО КБ "УМБ"

Свердловская обл.

ООО КБ "Агросоюз"

ПАО КБ "Восточный"

Амурская обл.

ПАО АКБ "Связь-Банк"

ПАО Сбербанк

АКИБ "ОБРАЗОВАНИЕ" (АО)

Банк "Солидарность" АО

ПАО "РосДорБанк"

ПАО КБ "КЕДР"

Красноярский край

"Тимер Банк" (ПАО)

Респ. Татарстан

ВТБ 24 (ПАО)

"СДМ-Банк" (ПАО)

ООО КБ "Нэклис-Банк"

Креди Агриколь КИБ АО

Санкт-Петербург

Банкхаус Эрбе (ЗАО)

ПАО "БыстроБанк"

Удмуртская Респ.

АККСБ "КС БАНК" (ПАО)

Респ. Мордовия

ООО "Русфинанс Банк"

Самарская обл.

ООО "Инбанк"

АО "Арксбанк"

ПАО КБ "ЕвроситиБанк"

АКБ "ФОРА-БАНК" (АО)

АКБ "Ланта-Банк" (АО)

АО КБ «Модульбанк»

Костромская обл.

АО "ГЛОБЭКСБАНК"

ПАО "НБД-Банк"

Нижегородская обл.

КБ "Русский ипотечный банк" (ООО)

ПАО "Ханты-Мансийский банк Открытие"

Тюменская обл.

АБ "Девон-Кредит" (ПАО)

Респ. Татарстан

ООО КБ "АйМаниБанк"

ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"

КБ «БТФ» ООО

"СИБСОЦБАНК" ООО

Алтайский край

ПАО "САРОВБИЗНЕСБАНК"

Нижегородская обл.

ПАО КБ "РусЮгбанк"

Волгоградская обл.

АКБ "ПЕРЕСВЕТ" (АО)

ЗАО АКБ "Алеф-Банк"

КБ "Экономикс-Банк" (ООО)

АКБ "ХОВАНСКИЙ" (АО)

АО "Нефтепромбанк"

АКБ "ФИНПРОМБАНК" (ПАО)

"Сетелем Банк" ООО

АКБ "НРБанк" (ОАО)

АКБ "Спурт" (ПАО)

Респ. Татарстан

АКБ "Форштадт" (АО)

Оренбургская обл.

ПАО Банк "ФК Открытие"

ТКБ БАНК ПАО

КБ "РЭБ" (ЗАО)

АО "Банк Интеза"

ОАО КБ "Центр-инвест"

Ростовская обл.

КИВИ Банк (АО)

АО "Народный банк"

Карачаево-Черкесская Респ.

Банк "Кузнецкий мост" АО

ПАО "МТС-Банк"

ПАО "ОФК Банк"

ПАО РОСБАНК

ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

АО "Банк Русский Стандарт"

АКБ "ВЕК" (АО)

АКБ "Абсолют Банк" (ПАО)

Банк СОЮЗ (АО)

АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО)

АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО)

АО АКБ "РУССОБАНК"

АО АКБ "ГАЗБАНК"

Самарская обл.

Банк "ИТУРУП" (ООО)

Сахалинская обл.

АО КБ "Северный Кредит"

Вологодская обл.

АО АКБ "ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК"

Банк "ГПБ-Ипотека" (АО)

АКБ "ПРОМИНВЕСТБАНК" (ПАО)

ПАО АКБ "Металлинвестбанк"

ПАО "МЕТКОМБАНК"

Свердловская обл.

АКБ "Мосуралбанк" (АО)

АКБ "БНКВ" (АО)

АО "ГЕНБАНК"

ЗАО "БАНК КРЕДИТ СВИСС (МОСКВА)"

ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО

АО "Тольяттихимбанк"

Самарская обл.

КБ "Кубань Кредит" ООО

Краснодарский край

КБ "МКБ" (ПАО)

АКБ "АКТИВ БАНК" (ПАО)

ЗАО "ЭКСИ-Банк"

Санкт-Петербург

АО АКБ "НОВИКОМБАНК"

АО Банк "ПСКБ"

Санкт-Петербург

АКБ "ЯПЫ КРЕДИ БАНК МОСКВА" (АО)

АО КБ "Ситибанк"

"ЗЕРБАНК (МОСКВА)" (АО)

ПАО "БИНБАНК"

КБ "Гарант-Инвест" (АО)

Банк "КУБ" (АО)

Челябинская обл.

ПАО "АКИБАНК"

Респ. Татарстан

ПАО "АК БАРС" БАНК

Респ. Татарстан

ООО КБ "Альба Альянс"

"Королевский Банк Шотландии" ЗАО

АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО

Респ. Саха (Якутия)

ОАО Банк "Объединенный капитал"

Санкт-Петербург

ОАО АКБ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ"

КБ "Дж.П. Морган Банк Интернешнл" (ООО)

ОАО АК "БайкалБанк"

Респ. Бурятия

ООО ПИР Банк

АКБ "СЛАВИЯ" (АО)

ООО КБ "Центрально-Европейский Банк"

ООО КБ "Еврокапитал-Альянс"

Ярославская обл.

ООО "Банк БКФ"

КБ "Международный Банк Развития" (АО)

ПАО "ИнтехБанк"

Респ. Татарстан

КБ "ЛОКО-Банк" (АО)

"Северный Народный Банк" (ПАО)

Респ. Коми

ООО КБ "Развитие"

Карачаево-Черкесская Респ.

ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк"

Приморский край

АКБ "Держава" ПАО

ОАО "Банк Москвы"

ОАО "НК Банк"

ОАО "ТЭМБР-БАНК"

АО "ОТП Банк"

АКБ "СВА" (АО)

КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО)

ООО "АТБ" Банк

АО МС Банк Рус

АО "Банк ФИНАМ"

АКБ "СТРАТЕГИЯ" (ПАО)

АКБ "Трансстройбанк" (АО)

ПАО "БАНК СГБ"

Вологодская обл.

ОАО КБ «СИНКО-БАНК»

КБ "РТБК" (ООО)

К2 Банк (АО)

Карачаево-Черкесская Респ.

КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО)

АО "ИШБАНК"

ПАО АКБ "АВАНГАРД"

АО КБ "АГРОПРОМКРЕДИТ"

"Банк Кремлевский" ООО

ООО КБ "АРЕСБАНК"

ББР Банк (АО)

ЗАО КБ "Эксперт Банк"

Омская обл.

ПАО "Межтопэнергобанк"

ООО КБ "Славянский кредит"

ОАО "УРАЛПРОМБАНК"

Свердловская обл.

АО "ГОРБАНК"

Санкт-Петербург

Центркомбанк ООО

КБ "СТРОЙЛЕСБАНК" (ООО)

Тюменская обл.

АО "Углеметбанк"

Челябинская обл.

ООО "Экспобанк"

ОАО АКБ "Приморье"

Приморский кр.

ПАО «АК Банк»

ООО КБ "ИНВЕСТСОЦБАНК"

АО Банк "Развитие-Столица"

АО "Нордеа Банк"

ПАО "Банк БФА"

Санкт-Петербург

АО "Европлан Банк"

АО "Гранд Инвест Банк"

ОАО "АИКБ "Татфондбанк"

Респ. Татарстан

Джей энд Ти Банк (АО)

АКБ "ВПБ" (ЗАО)

ПАО "РГС Банк"

"Нацинвестпромбанк" (АО)

АО КБ "РУБЛЕВ"

ООО КБ "ФИНТРАСТБАНК"

АКБ "Легион" (АО)

КБ "РМБ" ЗАО

АО "НС Банк"

АКБ "РосЕвроБанк" (АО)

АО «Банк ЖилФинанс»

ООО КБ «ВНЕШФИНБАНК»

Краснодар

АО БАНК "ТГБ"

ООО КБ "ЯР-Банк"

АО "Сити Инвест Банк"

Санкт-Петербург

ПАО НОКССБАНК

Волгоградская обл.

ПАО "СЭБ Банк"

Санкт-Петербург

ООО КБ "СОЮЗНЫЙ"

ОАО "СИАБ"

Санкт-Петербург

ПАО БАНК "МОСКВА-СИТИ"

ПАО "Промсвязьбанк"

ПАО Банк ЗЕНИТ

АО КБ "ИНТЕРПРОМБАНК"

ОАО "БАНК ОРЕНБУРГ"

Оренбургская обл.

КБ "ВЕГА-БАНК" (ООО)

ЗАО «ЕвроАксис Банк»

КБ "Гаранти Банк - Москва" (АО)

ОАО "НБК-Банк"

Банк "ВБРР" (АО)

ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"

АО "Райффайзенбанк"

"Русьуниверсалбанк" (ООО)

ООО КБ "ФПК"

Санкт-Петербург

ЗАО "Данске банк"

Санкт-Петербург

АО "Кредит Европа Банк"

ООО "Дойче Банк"

ООО Банк "СКИБ"

АО "Денизбанк Москва"

ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"

АО "Мидзухо Банк (Москва)"

АО "КБ ДельтаКредит"

АО "МСП Банк"

КБ "МИА" (АО)

АО "Россельхозбанк"

КБ "Москоммерцбанк" (АО)

АО "СМП Банк"

АО "Банк Финсервис"

"Натиксис Банк АО"

"Банк "МБА-МОСКВА" ООО

АО "МБ Банк"

ЗАО КБ "РУСНАРБАНК"

"БНП ПАРИБА БАНК" АО

КБ "РБА" (ООО)

ООО "Унифондбанк"

АО Банк "Национальный стандарт"

АО "ТРОЙКА-Д БАНК"

"РИАБАНК" (АО)

Банк НФК (ЗАО)

Банк "РЕСО Кредит" (АО)

ООО "Морган Стэнли Банк"

ПАО "Первобанк"

Самарская обл.

ООО "Ю Би Эс Банк"

ЗАО "Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)"

Банк НКЦ (АО)

АО "Тойота Банк"

"Мерседес-Бенц Банк Рус" ООО

АйСиБиСи Банк (АО)

ЗАО "Ури Банк"

ООО "Банк БЦК-Москва"

ООО "Банк ПСА Финанс РУС"

"БМВ Банк" ООО

КБ "МСБ" (ООО)

ООО "Голдман Сакс Банк"

КБ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (ООО)

АО "СМБСР Банк"

АО "ЮМК банк"

Утвержденный Минфином России, — это список благонадежных кредитных учреждений, которые соответствуют требованиям действующего налогового (п. 3 ст. 74.1 НК РФ) и закупочного законодательства ().

В соответствии с Законом о контрактной системе 44-ФЗ и списку, который утвердил Минфин, перечень банков, банковская гарантия которых признается надежной, необходим заказчику для проверки участника закупки или поставщика-победителя. А участнику список банков поможет выбрать организацию, которая полностью соответствует требованиям и считается уполномоченной.

Какие требования устанавливает для банков 44 ФЗ

Не каждое банковское учреждение выдает БГ, и далеко не каждая финансово-кредитная организация может войти в легитимный по 44 ФЗ. Требования, предъявляемые к кредитным учреждениям, закреплены в ч. 1 ст. 45 44-ФЗ.

С 01.06.2018 вступает в силу ПП РФ № 440 от 12.04.2018. Согласно ему, ужесточаются требования, предъявляемые к банковским структурам, которые имеют право предоставлять участникам закупок и поставщикам БГ. По новым правилам, такие банки обязаны:

  1. Иметь собственные средства в размере 300 миллионов рублей и выше. Собственный капитал рассчитывается по методике ЦБ РФ на последнюю отчетную дату.
  2. Иметь кредитный рейтинг.
  • с национальной рейтинговой шкалой рейтингового агентства АКРА на уровне не ниже «ВВ-(RU)»;
  • с национальной рейтинговой шкалой АО «Рейтинговое агентство "Эксперт РА"» на уровне не ниже «ruBB».

Для тех организаций, которые на данные момент не соответствуют данным критериям, Правительством РФ определен переходный период — до 01.01.2020. За это время структуры с рейтингом на уровне не ниже «В-(RU)», а также «ruВ-» вправе предоставлять участникам закупки и поставщикам БГ.

Список благонадежных структур обновляется ежемесячно. Место, где каждый заказчик может просмотреть перечень банков 44 ФЗ — сайт Минфина. Чтобы ознакомиться с ним, пользователю необходимо зайти на официальный

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В декабре 2017 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон № 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Большая часть внесенных в 44-ФЗ изменений вступили в силу с 1 июля 2018 года. И одним из таких изменений является необходимость открытия спецсчетов для участия в госзакупках. О том, что это за специальные счета и для чего они нужны, мы подробно с вами поговорим ниже в этой статье. (Примечание: настоящая статья актуализирована 13.08.2018 г.).

1. Введение в суть вопроса

В настоящее время согласно требованиям ч.1 ст.44 44-ФЗ Заказчики при проведении конкурсов и аукционов обязаны устанавливать требование к .

При проведении конкурсов и закрытых аукционов такое обеспечение может предоставляться участником закупки либо путем внесения денежных средств на счет Заказчика, либо . Причем выбор способа обеспечения осуществляется самим участником.

Причем требования к указанным банкам аналогичны требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Как говорится в разъяснениях Минфина от 27.04.2018 года спецсчета не могут использоваться участниками закупок для проведения расчетов при исполнении контрактов.

Также стоит отметить, что денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки . Соответственно, использовать эти средства для обеспечения заявки другого участника нельзя.

Важный момент! Согласно Постановления Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок Заказчиками не устанавливается. Поэтому для участия в закупках до 1 млн. рублей открытие спецсчета не понадобится. Если же спецсчета у победителя или у участника, уклонившегося от заключения контракта нет, то требование перечислить деньги за победу в закупке электронная площадка выставит с помощью аппаратно-программного комплекса площадки. Такие участники должны будут перечислить указанную сумму на банковский счет оператора площадки (см. п.7 и п.8 Правил Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 г. № 564).

2. Перечень банков для открытия специальных счетов

Как было сказано выше, 13 июля 2018 года Распоряжением Правительства РФ № 1451-р был утвержден перечень банков на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур.

В этот перечень вошло 18 банков:

  1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;
  2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);
  3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);
  4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;
  5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»;
  6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);
  7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;
  8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;
  9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;
  10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;
  11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;
  12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;
  13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»;
  14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);
  16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество);
  17. Акционерное общество «ОТП Банк»;
  18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк».

В Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета…» говорится о том, что при наличии у участника закупки счета в банке он может заключить с этим банком дополнительное соглашение об использовании его в качестве спецсчета. Однако это станет возможным в том случае, если все необходимые требования к спецсчету (использование средств на счете для обеспечения заявки, блокирование и разблокирование средств, согласие на списание средств без распоряжения участника закупки и др.), будут соблюдены.

Также данным Постановлением установлено, что до 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, предусмотренный ст.62 44-ФЗ. После 1 января 2019 года - только с теми участниками закупок, сведения о которых внесли в единый реестр участников закупок на сайте ЕИС.

Важный момент! Требования Постановления Правительства от 30.05.2018 г. № 626 не запрещают участникам закупок заводить спецсчета в нескольких уполномоченных банках.

3. Схема взаимодействия участников закупок, банков и электронных площадок

Итак… Каждая “федеральная” (напомню, на данный момент их 8-мь + 1 специализированная электронная площадка) должна заключить соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством РФ перечень, а также с Минфином и ФАС. Эти соглашения должны быть заключены до 1 октября 2018 года (п.4 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам…). А до 1 октября 2018 года обеспечение заявок производится по старым правилам путем перечисления денежных средств на счет электронной площадки.

Банк сможет открывать спецсчета участникам закупок только после заключения соответствующих соглашений с электронными площадками.

Все взаимодействие между банками и электронными площадками осуществляется в электронной форме.

Участник, который планирует участие в электронной закупке должен иметь на специальном счете сумму необходимую для обеспечения заявки. Подавая заявку на участие в электронной закупке, участник тем самым выражает свое согласие на блокирование денежных средств на его счете.

Важно отметить, что блокирование денежных средств будет происходить не сразу, как мы это привыкли видеть в настоящее время на электронных площадках, а только после окончания срока подачи заявок.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронной закупке оператор электронной площадки будет направлять в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. В свою очередь банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки будет обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки.

Если же необходимой для блокирования суммы на спецсчете участника не окажется, то оператор площадки будет обязан вернуть участнику его заявку.

Разблокирование же денежных средств на специальном счете участника производится банком в течение одного рабочего дня с момента получения соответствующего уведомления от оператора электронной площадки.

Несмотря на кажущуюся сложность и неудобство данной схемы взаимодействия, в ней есть и определенный плюс для участников закупок — это начисление банком процентов за пользование денежными средствами , находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов будет определяться договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.

Если Вам нужен спецсчет для участия в госзакупках, то Вы можете открыть его в «Промсвязьбанк» всего за 1 день! Просто оставьте свою заявку ниже.

В заявке укажите следующую информацию:

  1. Наименование Вашей организации (ФИО для ИП);
  2. ФИО контактного лица;
  3. Телефон и e-mail;
  4. Ваш город
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!