Проблема конкурентных и неконкурентных рынков в россии. Функционирование конкурентного рынка Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка


Содержание

Введение

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что механизм свободного рынка оказывается несовершенным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости, а рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.
Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды.
При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Первые попытки обосновать несовершенство рынка и его неспособность производить достаточно благ определенного рода предпринимали такие экономисты как А.Смит, А.Маршалл и А.Пигу. А.Смит сформулировал экономические функции государства, А.Маршалл и А.Пигу ввели в научный оборот понятие «внешний эффект». А.Пигу оправдывал вмешательство государства в экономику (налог Пигу) как следствие несовпадения частных и общественных затрат и выгод, которые приводят к недостижимости общественного оптимума.
В российской экономической теории проблема несовершенства рынка практически не освещается в разделах курса микроэкономики или в рамках экономики общественного сектора, так как не вполне вписывается в классическую тематику теории рыночного хозяйства.
Целью курсовой работы является изучение несовершенство рынка и проблем функционирования современной экономики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть понятие «несовершенства» рынка, его проявления и причины появления; изучить методы государственного воздействия на рынок, а также функции государства в экономике;
    рассмотреть глобальные экономические проблемы; проанализировать состояние современной российской экономики, выявить проблемы ее функционирования.
Предметом исследования являются экономические процессы несовершенства рынка, а также основные проблемы современной экономики.

Глава 1. Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике

      Несовершенство рынка. Проявления и причины несовершенства рынка

Несовершенства рынка – это отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Следует отличать несостоятельность рынка от его несовершенства 1 . Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка).
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Причинами несовершенства рынков являются 2: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом).
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
      Функции государства в экономике
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.
Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства 3 . К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
- стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
-социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

1.3. Методы государственного воздействия на рынок

Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование 4 .
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Итак, в данной главе были рассмотрены понятие несовершенства рынка, его проявления и причины. Изучены функции государства в экономике, а также методы государственного воздействия на рынок, которые подразделяются на микро-, макро- и интеррегулирование. В свою очередь основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство. Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли

Глава 2. Проблемы функционирования современной экономики
2.1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки

Глобальные проблемы мировой экономики – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения только в результате совместных усилий членов мирового сообщества.
Все глобальные проблемы имеют ряд общих признаков:

    носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
    угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человечества как такового);
    нуждаются в срочном и неотложном решении;
    взаимосвязаны между собой;
    требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
    Рассмотрим ряд проблем.

Глобализация сегодня является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой в функционировании современной экономики, и поэтому требует особенно тонкого и адекватного к себе отношения, оценки, восприятия и применения для практической деятельности 5 . Многие известнейшие исследователи как за рубежом, так и в нашей стране относятся к ней в большей степени настороженно и негативно, чем позитивно.
Глобализация это механизм, который опирается на процессы сугубо либерального характера, что приводит, как правило, к резким перекосам в структуре и порядке функционирования мирового хозяйства в целом, в отдельных его сферах и пространственных ареалах. Это проявляется, в частности, в усилении и ужесточении конкуренции между подавляющим большинством хозяйствующих субъектов вследствие интенсификации потока инноваций и быстрой утраты конкурентных преимуществ. Также возрастает опасность агрессивной монополизации целых рынков и отраслей со стороны ТНК, что, в свою очередь, приводит к их конкурированию в более широких сегментах и территориях мирового хозяйства - с другими ТНК, национальными государствами и их союзами, а также всех вместе - на мировых финансовых рынках 6 .
В целом такое положение дел ведет, наряду с получением материальных, финансовых и геополитических дивидендов наиболее обеспеченным меньшинством в основном из развитых государств, к катастрофическому расслоению населения по уровню и качеству жизни как в отдельных странах, так и между богатыми и бедными странами, к культурной деградации - в различных аспектах по всем странам, к экономико-финансовой нестабильности и кризисам, подрыву государственных институтов, этническим, политическим, военным конфликтам и т. д.
Глобальная продовольственная проблема. Если рассматривать в широком смысле – это производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах (политэкономия продовольствия) . В узком смысле – это обеспечение продуктами питания населения мира и отдельных стран и регионов.
Прежде всего, продовольственная проблема напрямую связана с сохранением окружающей среды. Развитие аграрной сферы зависит от заботы государства о сельскохозяйственном производстве и рациональности использования имеющихся в обществе ресурсов – материальных, финансовых, природных и трудовых.
Решение производственной проблемы зависит от социальной политики государства. Обеспечение населения продовольствием в значительной мере определяется наличием и деятельностью профсоюзов и общественных организаций в стране. Снабжение продуктами питания населения определяется степенью экономического развития общества, в частности уровнем производительности труда общества в сельскохозяйственном производстве. По мере роста производительности труда возрастают возможности увеличения производства продуктов питания и возможно снижение остроты продовольственной проблемы.
На продовольственную проблему влияет множество экономических взаимозависимостей, такие как зависимость между: доходами и расходами, отдельными секторами экономики, различными странами, макроэкономической стабильностью и продовольственной стабильностью, экономическими возможностями и равенством в процессе распределения, наделением женщин правами и снижением рождаемости, политическими стимулами и государственной политикой, войнами и экономическим обнищанием.
В последнее столетие широко эволюционировали экологические проблемы. Важнейшими признаками этого кризиса являются: глобальные изменения климата и возникновение парникового эффекта.
В результате беспрецедентных масштабов воздействия человека на окружающую среду, выхода человеческой деятельности за пределы планеты в космическое пространство, втягивания в процесс производства всех элементов биосферы озоновый слой планеты уменьшается, что может привести к всемирному потеплению, таянию ледников Арктики, затоплению значительной части заселенных районов Земли, к усилению разрушительной силы ураганов, тропических циклонов, штормов.
Ежегодно на нашей планете происходит около 10 тыс. наводнений, оползней, ураганов, тысячи землетрясений, сотни извержений вулканов, тропических циклонов. За последние 20 лет вследствие этих природных катаклизмов погибло около 3 млн чел. В условиях дальнейшего углубления экологического кризиса количество жертв от природных катастроф будет нарастать.
Результатом проведения неоколониальной политики в развивающихся странах, в частности, политики «ножниц цен» на сырьевые ресурсы, является массовое уничтожение лесов, прежде всего тропических, что делает невозможным их воспроизводство и приводит к расширению пустынь. По данным института мировых ресурсов, наводнения периодически разрушают налаженную жизнь более 1 млрд чел. Нехватка древесного топлива, истощение грунтов и водных источников, падение сельскохозяйственного производства прямо или косвенно вызваныуничтожением тропических лесов.
Топливно-энергетическая и сырьевая проблемы. Использование топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на нашей планете растет значительными темпами. На каждого жителя планеты производитсяоколо 2 кВт энергии, а для обеспечения общепризнанных норм качества жизни необходимо 10 кВт. Такой показатель достигнут только в некоторых наиболее развитых странах мира. В связи с этим, а также ввиду дальнейшего роста населения планеты, нерациональное использование энергии, сырья, неравномерное распределение топливно-энергетических ресурсов среди различных регионов стран мира, их производство и потребление и дальше будут увеличиваться.
Однако энергетические ресурсы планеты не безграничны. При запланированных темпах развития ядерной энергетики суммарные запасы урана будут исчерпаны в первом десятилетии XXI в., но если расход энергии будет происходить на уровне энергетики теплового барьера, то все запасы невосстанавливаемых источников энергии сгорят за 80 лет. Поэтому с точки зрения вещественного содержания основной причиной обострения топливно-энергетической проблемы является увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственное обращение и их ограниченное количество на нашей планете. С точки зрения общественной формы такой причиной являются отношения монополистической собственности, которые обусловливают хищническую эксплуатацию природных ресурсов.
Нерациональное использование энергоресурсов в значительной мере вызвано неоколониальной политикой империалистических государств, в частности, «политикой дешевого сырья», которая обескровливает экономику развивающихся стран.
Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве. Одной из самых острых глобальных проблем является преодоление отсталости развивающимися странами 7 . Эти страны образовались вследствие распада колониальной системы. К ним относятся бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время их насчитывается около 150 из 230 стран мира. В этих странах проживает более 50 % населения планеты.
К общим экономическим чертам их народного хозяйства относятся, во-первых, низкий уровень развития производительных сил; во-вторых, монокультурный характер сельского хозяйства и гипертрофированное развитие отдельных отраслей, работающих на экспорт; в-третьих, многоукладность экономики с преобладанием тех укладов, которые основываются на натуральной форме хозяйствования; в-четвертых, господство докапиталистических форм собственности; в-пятых, наличие отдельных форм государственного вмешательства в экономику; в-шестых, чрезвычайно низкий жизненный уровень большинства населения.
Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Гонка вооружений - огромная опасность человечеству не только как угроза ядерной войны. На нее ежегодно расходуется около 700 млрд дол., что равняется затратам труда в сумме приблизительно 100 млн чел.- лет. Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн чел. Изготовление и наращивание огромных арсеналов оружия наносит непоправимый вред окружающей среде.
Особенно опасными являются хранение и захоронение ядерных отходов, отходов химического и бактериологического производства, аварии на военных заводах, боевых самолетах с ядерными и водородными бомбами.
Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.
Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием технологического способа производства, является интенсивный рост в последние десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах. Если за 1 млн. лет существования человеческой цивилизации население планеты достигло 1 млрд. чел., то увеличение его численности до 2 млрд. произошло через 120 лет, 3 млрд. - через 32 года (1960). В марте 1976 г. население Земли достигало уже 4 млрд. чел., а в начале 1989 г. был преодолен 5-миллиардный рубеж. Согласно прогнозам экспертов ООН, в начале 2000 г. население нашей планеты достигло 6 млрд., а к 2100 г. будет 12-13 млрд. чел.
Прежде всего, она неблагоприятно отражается на экономическом развитии мира и отдельных стран и регионов. Чтобы прокормить, одеть, обеспечить жильем постоянно растущее число людей, необходимо все время наращивать производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличивать объем добычи полезных ископаемых и т.д. Вследствие этого постепенно исчерпываются природные ресурсы, повышается средняя температура на Земле, загрязняется окружающая среда и др. Демографический взрыв сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах, причем наивысший прирост населения наблюдается в странах, где производительные силы развиты слабо, вследствие чего господствует массовый голод, нищета. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая.
Также причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. В целом на 0,3 % территории планеты сконцентрировано 40 % населения.

2.2.Основные проблемы современной экономики России

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция 8 .
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%, достигнув 1 триллиона 330 миллиардов рублей. Чистый приток капитала в РФ в 2007 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2006 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Основные экономические индикаторы уровня жизни населения представлены в приложении 1.
Зарплаты и пенсии увеличивались быстрее инфляции, что позволяет говорить о росте реальных доходов населения. Однако, пока не удалось решить одну весьма важную задачу - это сокращения разрыва между бедными и богатыми.
Анализ распределения населения по величине среднедушевых доходов показал (см. приложение 1), что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 9,7% сократилась доля населения с ежемесячным доходом до 2000 руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов 2007 г., а именно 19,1% занимают граждане с доходом от 10000 до 15000 руб. Возросло количество граждан с уровнем дохода выше 25000 руб., к примеру, в 2006 г. их удельный вес составлял 3,1%, когда в 2007 г. – 10,1%.
Однако, так называемый "коэффициент фондов", это соотношение доходов 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, даже несколько вырос. Если целевой уровень был 14,4 раза, то в 2007 г. этот коэффициент достиг величины 15,3.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, существуют системные проблемы функционирования современной российской экономики, прежде всего это инфляция , монополизация, бюрократия и коррупция 9 .
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России 10 .
Основной проблемой является все-таки высокая инфляция, однако ее причины проистекают от комплекса факторов:

    увеличение бюджетных расходов;
    производительность труда заметно отстает от динамики реальных зарплат;
    рост цен на энергоресурсы на мировых площадках;
    приток иностранных инвестиций;
    низкий уровень конкуренции в отдельных сферах.
Во многих важных сферах цены растут намного быстрее темпов базовой инфляции: в 2007 году квартиры подорожали на 35%, детские сады – на 28,5%, ЖКХ – на 18%, электричество – на 16,7%, бензин – на 16% 11 .
Кроме того, логичным следствием «искаженной» политики ЦБ является отрицательный уровень реальных процентных ставок, способствующих быстрому росту кредитования и, в конечном счете, потребления, что толкает инфляцию вверх. Также в таких условиях возникает риски неэффективности инвестиций, особенно при столь внушительной поддержке государства.
и т.д.................

Ермоленко Ольга Александровна,4 курс«Менеджмент организации», «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент научный руководитель

Проблемы конкуренции в современных условияхРоссии

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.Ключевые слова:конкуренция, рыночная экономика, Федеральная антимонопольная служба, глобальная конкуренция, рейтинг

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика. Никонец О.Е. в статье «Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка»отмечает, чтоконкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, каки монополия,образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке. В современных условиях, когда потребности общества непрерывно усложняются, производственные цепочки становятся глобальными, происходит переход от иерархического к сетевому взаимодействию, фирмы сталкиваются с ограниченностью ресурсов для самостоятельного выполнения всех необходимых дляобеспечения собственного функционирования видов деятельности, классический подход к определению конкуренции как к борьбе в значительной степени утратил свою актуальность. Это ведет к необходимости осмысления современной специфики конкуренции и ставит задачу поиска новых принципов развития и защиты конкуренции в России.

Федеральная антимонопольная службаотмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе. Современный этап развития конкуренции XXвека характеризуется осмыслением, как роли конкуренции, так и роли монополии в повышении эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях глобализации. Специфика современной конкуренции заключается в том, что, вопервых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; вовторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; втретьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной российской экономике, низкий уровень развития конкуренции –одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным докладаВсемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 20132014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран (таблица 1). Хотя Россия в 2013 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга и сохраняющегося профицита бюджета. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте. Таблица 1 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 2014г.

Экономика

Индекс глобальной конкуренции 2012

Проблемы,препятствующиеразвитию конкуренции в стране: 1. Неэффективность функционирования товарных рынков: неэффективность рыночных механизмов, высокая степень монополизации рынков, высокие барьеры для торговли и инвестиций, значительная роль государства в экономике, административные барьеры, ограничивающие предпринимательство, чрезмерное налоговое бремя, неэффективные таможенные процедуры; 2. Неразвитость институциональной среды: в соблюдении прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность, земельных прав и доступности покупки или аренды земли,коррупция и неправомерное влияние на бизнес, высокое бремя административного регулирования, неэффективная судебная система;3. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора: нестабильность банковской системы, неустойчивость банков, недоступность финансовых ресурсов для компаний, низкая операционная эффективность банков;4. Неразвитость российского бизнеса: низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью, низкий уровень управленческих компетенций;5. Деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного.

Таким образом, государство, учитывая современную специфику конкурентных отношений, должно изменить принципы антимонопольного регулирования новых процессов в современной экономике, в частности: перейти от структурного подхода к исследованию рынка для оценки необходимости антимонопольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к структурноповеденческому подходу (анализу структуры рынка и конкурентных действий хозяйствующих субъектов на этом рынке).

Азоев Г. Л. Конкуренция:анализ, стратегияи практика / М.:Центр экономики и маркетинга, 2010.2.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресскурс. 3е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.СПб.: Питер, 2011.3.Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка/ Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С.142144. 4. Роженцова О.В. Управление собственными финансовыми ресурсами предприятий промышленности и его информационное обеспечение/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. ЙошкарОла, 20055.Фатхутдинов, P.A.Управление конкурентоспособностью организации. Учебник, -2е изд., М.: Издательствво Эксмо, 2010.6. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014г. http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219.6.Федеральная антимонопольная служба. http://www.rg.ru/2014/08/12/konkurencia.html.

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы:

- «что производить?» - проблема выбора;

-«как производить?» - проблема эффективности;

-«для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

(недоделан)

Билет 4(Роль потребностей в развитии экономики.Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.)

Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:

Во-первых , они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих , ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

Физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода)

Рассмотрим проблему координации индивидуальных решений с целью достижения состояния общего равновесия, существование которого было доказано “на классной доске”. Предполагается, что моделирующему децентрализованную экономику экономисту известно поведение всех агентов, представляемое им уравнениями рыночного спроса и предложения. Но каждому агенту известна только его собственная функция поведения, и, даже если бы он был знаком с принципами общего вальрасовского равновесия, он не смог бы определить ни равновесные цены, ни равновесные количества.

Это следствие не несовершенства информации, а децентрализации решений. С того момента, когда равновесие определяется встречей всех агентов, для исследования проблемы рынка в общем случае предполагается, что каждый агент контролирует только свой собственный спрос или предложение блага, и что он рассматривает цену как параметр. Таково наиболее общее определение конкуренции.

Дополнительные замечания относительно данной постановки проблемы координации:

а) упомянутая выше гипотеза рациональных ожиданий предполагает, что агенты способны в среднем безошибочно предвидеть состояние рынка. Такой подход приводит к устранению проблемы координации, поскольку предполагается, что она осуществляется предварительно благодаря использованию “истинной модели” экономики. Данная гипотеза, следовательно, не является особым пониманием проблемы рынка, она ее устраняет.

Именно поэтому предположение о мгновенной корректировке цен, сделанное новыми классиками, являясь логичным, не ведет к решению данной проблемы.

б) некоторые современные модели предполагают, что агент обладает достаточной информацией о поведении прочих агентов для определения собственного поведения. Можно выделить два типа таких моделей. Во-первых, это модели “поиска” (search), в которых этот процесс представлен возможными встречами агентов. Мы остановимся на них ниже. Во-вторых, это модели “повторяющихся действий”, позволяющие определить стратегии агентов. При некоторых условиях состояния равновесия, возникающие на рынках в разные периоды, сходятся к общему вальрасовскому равновесию; но аналитическое решение существует только при небольшом числе игроков, что весьма ограничивает применение данных моделей при анализе общей проблемы рынка.

При анализе функционирования рынка, на котором агенты принимают цены в качестве параметров, возникают два вопроса.

Первый может быть сформулирован следующим образом: поскольку предполагается, что именно изменение этих параметров приводит к установлению общего вальрасовского равновесия, то каким образом осуществляется корректировка цен? Это вопрос устойчивости ОРВ.


Необходимо отличать этот вопрос от вопроса гибкости цен, с которым его часто путают. Цены могут быть негибкими или “липкими” вследствие экзогенных (институты, установившиеся, рутинные процедуры принятия решений) или эндогенных (взаимные интересы партий, издержки корректировки) причин. Как мы видели, гипотеза негибкости цен, особенно в сторону понижения, сыграла большую роль в макроэкономическом анализе неравновесных состояний. Современная теория неявных контрактов, согласно которой оба участника обмена могут быть заинтересованы в корректировке не цен, а количеств, рассматривает именно такие ситуации. Но какими бы не были цены, жесткими или абсолютно гибкими, остается открытым вопрос о том, каким образом происходит их изменение. Являются ли цены фиксированными или только негибкими в сторону понижения, необходимо задать себе вопрос о том, кто их устанавливает. Если предположить, что их устанавливает или изменяет некоторый агент или группа агентов, то вновь встает проблема описания функционирования конкурентного рынка, поскольку мы отказываемся от гипотезы цен как параметров.

Очевидно, что данная гипотеза совместима с любой частной гипотезой, касающейся гибкости цен, если только они рассматриваются агентами как параметры.

Второй вопрос касается осуществления обменов. В условиях равновесия агенты принимают индивидуальные решения об обмениваемых количествах, совокупность которых, по построению, является равновесной. Для каждого товара реализуется равенство между совокупным спросом и совокупным предложением: продавцы реализуют все количество товара, которое они хотели продать, а покупатели приобретают именно столько товара, сколько они хотели купить. Тогда каждый рынок уравновешивается (markets clear).

Остается определить, каким образом количество, предлагаемое каждым индивидуальным агентом, продается в действительности другому индивидуальному агенту. Рыночная экономика предполагает, что обмены реализуются посредством двусторонних контрактов. Но такое положение не принимается ТОРВ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Конкуренция как элемент рыночного механизма. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные признаки и характерные черты монополистической конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Правительство как регулятор конкурентных отношений в экономике.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Конкуренция как важнейший элемент рыночного механизма. Ее основные формы, свойственные современному рыночному хозяйству. Формирование совершенной конкуренции и условия ее возникновения. Основные черты абсолютной монополии и монополистической конкуренции.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    История, сущность механизма рыночных отношений. Два вида взаимоотношений субъектов рынка. Классификация конкурентности по основаниям, по масштабам развития. Характерные черты совершенной, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Понятие рыночного хозяйства и его характеристика, экономическая сущность рынка. Описание экономической модели рынка совершенной конкуренции, её отличия от чистой конкуренции. Монополистическая модель рынка, её равновесие и условия максимизации прибыли.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Совершенная конкуренция. Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2007

    Понятие конкуренции как экономической категории, её основные элементы. Совершенная и несовершенная конкуренция как важнейшие элементы рыночного механизма. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции. Способы их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2016

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!