Национальный состав чувашии за год. Чувашское республиканское отделение кпрф. Мужчины и женщины

|
Численность населения республики по данным Росстата составляет 1 238 071 чел. (2015). Плотность населения - 67,50 чел./км2 (2015). Городское население - 60,7 % (2015).

  • 1 Численность населения
  • 2 Демография
  • 3 Возрастно-половой состав
  • 4 Миграция
  • 5 Национальный состав
    • 5.1 Чуваши
    • 5.2 Татары
  • 6 Общая карта
  • 7 Примечания

Численность населения

Численность населения
1926 1928 1959 1970 1979 1989 1990
894 479 ↗903 300 ↗1 097 859 ↗1 223 675 ↗1 292 486 ↗1 336 066 ↗1 337 182
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
↗1 339 822 ↗1 344 014 ↗1 347 818 ↘1 345 489 ↘1 345 431 ↘1 343 966 ↘1 341 946
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
↘1 339 194 ↘1 338 819 ↘1 334 219 ↘1 327 743 ↘1 313 754 ↘1 311 737 ↘1 304 984
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
↘1 299 306 ↘1 292 236 ↘1 286 239 ↘1 282 567 ↘1 279 359 ↘1 251 619 ↘1 250 518
2012 2013 2014 2015
↘1 247 012 ↘1 243 431 ↘1 239 984 ↘1 238 071

250 000 500 000 750 000 1 000 000 1 250 000 1 500 000 1928 1990 1995 2000 2005 2010 2015

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,3 ↘18,2 ↘17,3 ↗18,6 ↘15,7 ↘10,2 ↘10,0 ↘9,4 ↗9,8
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘8,9 ↗9,1 ↘8,9 ↗9,7 ↗10,1 ↗10,5 ↘10,1 ↗10,3 ↗11,6
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗11,7 ↗12,6 ↗12,9 ↗12,9 ↗14,0 ↗14,0 ↘13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗9,9 ↗10,7 ↘10,6 ↘10,1 ↗13,0 ↘12,4 ↘12,3 ↘11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗13,3 ↗13,8 ↗14,1 ↗14,8 ↗15,3 ↘14,9 ↗15,2 ↘14,7 ↘14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘14,4 ↘13,7 ↗14,5 ↘13,5 ↘13,3 ↘13,2 ↗13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘8,3 ↘6,6 ↗8,0 ↘5,6 ↘-2,8 ↗-2,4 ↘-2,9 ↗-1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘-4,4 ↘-4,7 ↘-5,2 ↗-5,1 ↘-5,2 ↗-4,4 ↘-5,1 ↗-4,4 ↗-2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗-2,7 ↗-1,1 ↘-1,6 ↗-0,6 ↗0,7 ↗0,8 ↘0,6
при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘70,0 ↘69,3 ↘66,9 ↘66,2 ↗66,2 ↗67,2 ↗67,6 ↗68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘66,9 ↘66,4 ↘66,0 ↘65,8 ↗65,9 ↗66,3 ↗66,4 ↗67,0 ↗67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗67,8 ↗69,0 ↘68,5 ↗69,7 ↗70,3 ↗70,8

Возрастно-половой состав

По данным переписи 2002 года по сравнению с переписью 1989 года - возрастная структура населения изменилась в сторону увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста (17,6 % в 1989 и 19,6 % в 2002) и уменьшения лиц моложе трудоспособного возраста (26,9 и 19,9 % соответственно). Доля лиц трудоспособного возраста увеличилась в целом по республике с 55,5 % в 1989 году до 60,3 % в 2002 году.

Половая структура населения характеризуется преобладанием женщин, причем наблюдается тенденция снижения доли женщин в общей численности населения. Так, по данным переписи населения 1959 года эта доля составляла 57,3 %, а по переписи 2002 года - 53,7 %. Таким образом, наблюдается процесс выравнивания соотношении мужчин и женщин.

Миграция

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область,Ульяновская область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей.

Национальный состав

Этническая карта Чувашии
1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Основная статья: Расселение чувашей в России

Татары

Основная статья: Расселение татар в России

Татары компактно проживают в Батыревском, Козловском, Комсомольском, Шемуршинском, Яльчикском районах. Чувашии 24 татарских, 5 смешанных населённых пунктов. Имеется 19 школ с преподаванием татарского языка, 24 мечети (на 1997). Работают Всетатарский общественный центр Чувашии (Чебоксары, с 1992), Татарский общественно-культурный центр Чувашии (с. Шыгырдан Батыревского района, с 1993). Издаётся газета «Вакыт (газета Чувашии)» (с 1996). Выступают Татарский народный театр (д. Полевые Бикшики Батыревского района, с 1965), фольклорно-эстрадный ансамбль «Мишар» (с. Урмаево Комсомольского района).

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Марий Эл Нижегородская область Татарстан Мордовия Чебоксары Новочебоксарск Канаш Алатырь Шумерля Цивильск Кугеси Вурнары Козловка Ядрин Мариинский Посад Ибреси Новые Лапсары Порецкое Урмары Батырево Шыгырдан Комсомольское Красноармейское Шемурша Новое Атлашево Моргауши Янтиково Ишлеи Аликово (Аликовский район) Красные Четаи Яльчики Большие Карачуры Шоркистры Арабоси Турмыши Тобурданово Урмаево Тарханы Трехбалтаево Сугуты Стемасы Напольное Буинск Климово Новое Чурашево Киря Буртасы Калинино Черепаново Тюрлема Чурачики Населенные пункты Чувашии

Примечания

  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
  2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год)
  3. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928. Том 9. Таблица I. Населённые места. Наличное городское и сельское население. Проверено 7 февраля 2015. Архивировано из первоисточника 7 февраля 2015.
  4. Статистический справочник СССР за 1928 г.
  5. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Проверено 10 октября 2013. Архивировано из первоисточника 10 октября 2013.
  6. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Проверено 14 октября 2013. Архивировано из первоисточника 14 октября 2013.
  7. Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  8. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2010 года
  10. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  11. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, населённых пунктов Чувашской Республики. Проверено 23 марта 2015. Архивировано из первоисточника 23 марта 2015.
  12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  13. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  14. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 года. Проверено 13 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2014.
  15. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  16. 1 2 3 4
  17. 1 2 3 4
  18. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  19. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  20. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  21. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  22. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  23. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  24. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  25. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  26. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  27. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  28. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  29. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  30. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  31. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  32. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, год, значение показателя за год, все население, оба пола
  33. 1 2 3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  34. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России: Чувашская АССР
  35. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по регионам России: Чувашская АССР
  36. Демоскоп. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по регионам России: Чувашская АССР
  37. Всероссийская перепись населения 2002 года: Население по национальности и владению русским языком по субъектам РФ
  38. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  39. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  40. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Население Чувашии Информацию О

На 1 января 2001 г. в республике Чувашия проживало 1351,7 тысяч человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. Численность населения Чувашской Республики за 100 лет возросла приблизительно в 2 раза. Самыми высокими темпами она увеличивалась в первой половине XX века, с 80-х годов темпы прироста начали снижаться, а с 1995 года численность населения Чувашии начала уменьшаться.

Сравнивая изменение численности городского и сельского населения, отмечаем быстрый рост городского населения. За 100 лет оно увеличилось в 34,5 раза. Если в 1897 году доля горожан составляла 3,5%, то в 2001 году их удельный вес достиг 61,4%. Численность сельского населения с 1897 по 2000 гг. уменьшилась в 1,2 раза, и в конце XX века удельный вес селян составил 38,6%.

Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третье место - после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом был избран Н.В. Федоров.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км2.

Чувашия относится к числу регионов России с преобладающим составом титульной нации. Правда, доля чувашей в республике с годами снижается: в 1970 г. - 70% и в 1989 г - 67,8%. Одновременно увеличивается доля русских: в 1970 г. - 24,5%, а в 1989 г. - 26,7%. На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: татары - 2,7%, мордва - 1,4%, украинцы - 0,5%, марийцы - 0,3% и другие.

По территории Чувашии национальный состав неоднороден: так, в Алатырском районе доля русских составляет 64,4%, в Порецком - 73,9%. В Батыревском районе относительно высока доля татар - 23,3%. Много татар проживает в Комсомольском (23%), Шемуршинском (11,1%) и Козловском (6,1%) районах. В южных районах республики имеются мордовские поселения, поэтому доля мордвы в Порецком районе - 20,9%, в Алатырском - 16,9%, в Шемуршинском - 2,8%. Надо отметить, что и среди чувашей наблюдаются некоторые этнические отличия, которые проявляются в одежде, в речи и в быту.

Из четырех старых городов, возникших во второй половине XVI века, только Чебоксары входят в ранг крупных городов, Алатырь относится к средним городам, а Цивильск и Ядрин -- к малым.

В Северной Чувашии на берегу Волги находится столица республики, её промышленный и культурный центр - Чебоксары.

Территория для города в то время была выбрана очень удачно, в котловине высокого правобережья Волги, образованной тремя маленькими речками: Чебоксаркой, Кайбулкой и Сугуткой. Таких мест по нагорному берегу, которой годились бы для постройки города и для устройства пристани, с одной стороны, и в тоже время имели высокие точки для наблюдения за движениями по Волге, с другой стороны, в пределах Чувашии не так много, - ещё лишь у Мариинского Посада и Козловки. Естественно, что расположение на Волге имело для Чебоксар в прошлом, также как имеет и сейчас, исключительно большое значение.

По тому времени город сравнительно быстро развивался, и к концу XVI в. в нём насчитывалось более 1000 жителей. Чебоксары были укреплены деревянной крепостью и наряду с Цивильском, Ядрином, Алатырем выполняли роль военно-колонизационного пункта Московского государства во вновь присоединенных землях Среднего Поволжья. Город соперничал по своему богатству с Казанью и Нижним Новгородом. Его первоначальному экономическому росту во многом способствовало то, что к нему тяготело большая и издавна освоенная земледельческая территория, а также близость большой Волжской ярмарки, первоначально располагавшиеся близ Казани, на острове Маркиз, а затем переведенный в Макарьев.

Безусловно, местоположение на великой водной магистрали страны, бывшей много веков единственным крупным торговым путём, в немалой степени способствовало укреплению и развитию Чебоксар. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что город стоял на границе различных по своему хозяйственному значению территорий лесного Заволжья и довольно густо населенного и освоенного уже в то время правобережья.

Страшный пожар 1659 г. Совершено уничтожил Чебоксары. Город постепенно отстраивался заново, но уже в сильной мере тратил своё экономическое значение, так как многие ремесленники и купцы разорились и переселились в Казань и Нижний Новгород.

Первоначально город располагался на склоне правого берега Волги по речке Чебоксарки. Со временем город спустился в котловину, которая стала застраиваться по обеим сторонам Чебоксарки. Здесь селились беднота, ремесленники, мелкие торговцы, а уже потом стали появляться дома и лабазы купцов и местные знаки. Постепенно Чебоксары начали тянуться к юг в сторону теперешнего Канашского тракта.

В начале XVIII века здесь насчитывалось 1837 купцов и ремесленников, было около двух десятков кожевенных, юфтяных и колокольных «заводиков», ярмарка и таможня. Отметим, в частности, что колокола, отличными Чебоксарскими мастерами славились далеко за пределами города. Кроме того, Чебоксары обращали на себя внимание обилием церквей.

Значение города сильно упало после третьего в его истории грандиозного пожара 1773 г., когда сгорело 14 заводов, 29 церквей, 717 домов его экономическая роль сильно пошатнулась. Ставши уездным городом Казанской губернии в 1781 г., он не изменился к лучшему и так и остался небольшим захолустным городом.

До Великой Октябрьской революции экономическое значение города было ничтожным: здесь было всего 300 рабочих, трудившихся на винокуренном, кожевенном, лесопильных заводах и мелких производствах. Город, не отличавшийся нормальным даже для того времени благоустройством, утопал в грязи.

Только после Великого Октября, когда Чебоксары стали столицей Советской Чувашии, началось преобразование города. За 42 года облик города неузнаваемо изменился.

Чебоксары сегодня - это уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные и единственные в своем роде музеи и памятники, где культуры - русская и чувашская - за века тесно переплелись и дополняют друг друга.

1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.

по итогам переписи населения 2002 года


Население Чувашии - 1313,9 тысяч человек (608,3 тысяч мужчин и 705,6 женщин, 796,6 тысяч городского населения и 517,3 тысяч сельского населения)

Население Чебоксар - 440,8 тысяч человек (198,2 тысяч мужчин и 242,6 женщин). Чебоксары 39-й город по численности населения в России.
Население Новочебоксарска - 125,9 тысяч человек (59,3 тысяч мужчин и 66,6 женщин). Новочебоксарск 133-й город по численности населения в России.

Примечание: Без населенных пунктов, подчиненных администрациям городов.

Подробная информация:

На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Вели учет обложения данью дома, то бишь "дымы".

Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. Инициатором ее был русский ученый П.П.Семенов Тян-Шанский.

В 1897 году в Чебоксарах проживало 5,5 тыс.человек /приложение 1/. В 1920 году г.Чебоксары стал административным центром Чувашской АО1). По материалам переписи 1926 года столицу ЧАССР1) по численности наличного населения почти в 2 раза превосходил небольшой уездный город Алатырь (22,4 тыс. человек). Впоследствии численность населения заметно стала снижаться и ныне (по данным ВПН 2002 года) численность постоянного населения (43,1 тыс. человек) в 10,5 раз меньше численности населения г. Чебоксары.

Территория Чувашской АО образовалась присоединением некоторых поселений Казанской и Симбирской губерниий: в первой проживало чувашей около 730 тысяч, во второй-250 тысяч 2) /приложение 2/. Образование Чувашской Автономной области стало важной исторической вехой в жизни чувашского народа.

По сведениям областного статистического бюро, по данным демографической переписи 1920 г., в Чувашской АО на площади равной 10 335 квадратных верст (11,66 тыс. кв.км.) проживало 805 тысяч человек 3). На территории Чувашии находилось 4 города (Чебоксары, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин) и 1738 сельских населенных пунктов. В городах проживало 19,7 тыс. человек, или 2,4 %, в сельских пунктах 785,1 тыс. человек, или 97,6 %. В области в основном проживали граждане 5 национальностей: чуваши-80,5% всех жителей, русские-11,5%, татары-3,9%, марийцы-3,6%, и мордва-0,5%3). В последующие периоды в связи с изменениями внешних границ происходили сдвиги в численности населения.

Наиболее точные данные о численности и составе населения и демографических процессах дает перепись населения. Перепись населения проводят на территории страны на определенный момент времени, как бы делают моментальный снимок населения.


Численности населения по данным переписей населения

На территории России после Второй мировой войны переписи населения проводят регулярно, примерно через каждые 10 лет (1959, 1970, 1979, 1989). Перепись в новом тысячелетии проводилась в 2002 году, это через 13 лет после предыдущей переписи населения. В нашей стране стало традиционным проводить переписи в середине недели, так как наблюдается меньшая подвижность населения / 1939 году 17 января -вторник, 1959 и 1970 г.г. 15 января- среда, 1989году 12 января - четверг, 2002 году 9 октября - среда/.

Перепись 2002 года впервые в истории проводилась на основании ФЗ, где трактовано, что. В связи с этим, по словам мамы, возникали определенные трудности, в частности, человек мог отказаться от опроса лишь только потому, что у него в квартире холодно, или по религиозным мотивам или выдвигал определенные условия на житейские темы, которые не имели отношения к переписи.

Благодаря прошедшей переписи населения впервые получена информация о гражданстве; незарегистрированных брачных союзах; населении, имеющем послевузовское образование; статусе населения в занятости; населении, указавшем источники средств к существовании - сбережения и доход от сдачи внаем или в аренду имущества, а также численность лиц, отнесших себя к казакам, и лиц, назвавших себя кряшенами.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года показали, что в переписных листах учтено 1313,9 тыс. человек населения, постоянно проживающего на территории Чувашии, и 267 человек - иностранцев, временно оказавшихся на территории нашей республики.

В отличие от предыдущих переписей, когда, как правило, наблюдался рост численности населения, в 2002 году по сравнению с переписью 1989 года численность постоянного населения сократилась на 24,1 тыс. человек, или на 1,8%. Этому есть свои объяснения. Прежде всего, это превышение числа умерших над родившимися.


Естественная убыль населения

По состоянию на 1 января 2003 года с учетом переписи населения численность постоянного населения составила 1311,8 тыс. человек, что приближено к уровню начала 1985 года (1310,6 тыс.человек). На увеличение численности в предыдущей переписи повлияло и то, что на территорию Чувашию в 80-е годы приезжали молодые специалисты из других регионов для участия в строительстве крупнейших объектов таких, как Промтрактор, ГЭС, Химкомбинат.

С 1990 года шло постепенное снижение миграционной активности. Число беженцев и вынужденных переселенцев в Чувашии невелико, по национальному составу лидируют русские, около 54 % от общей численности переселенцев, чувашей около 28, украинцев около 5, татар около 4, чеченцев около 2, армян-1, таджиков -0,5%.

Перепись подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. По сравнению с переписью 1989 года население, указавшее принадлежность к чувашской национальности в нашей стране, сократилось на 7,7%(в 1989 году 4 место, а в 2002- на 5), тогда как башкиров увеличилось на 24,4 %.

В республике интенсивно шел процесс урбанизации. Доля горожан увеличилась с 23% в 1959 г. до 61% в 2002 г. Отсюда вывод - жить население республики предпочитает в городской местности республики и преимущественно в городах Чебоксары и Новочебоксарск. Здесь сосредоточена преобладающая часть городского населения (72%), которая по сравнению с 1989 годом увеличилась на 2 процентных пункта.

В пользу женского пола, как и по всей России, осталось и соотношение мужчин и женщин. Причем, по данным недавно прошедшей переписи мужчины составляют 46,3% населения, что немногим больше данных переписи 1989 года (46 %).


Число женщин на 1000 мужчин (по данным переписей населения)

Наличие подобной диспропорции в соотношении мужчин и женщин объясняется высокой преждевременной смертностью мужчин. Кстати, по текущей оценке Комитета государственной статистики Чувашской Республики-Чувашии средняя продолжительность жизни у мужчин - 59,4 года, у женщин - 72,7 года.

Следует отметить, что в Чувашской Республике по данным переписи 2002 года имеются долгожители, так, в Ядринском районе был опрошен человек, который родился в год проведения Всеобщей переписи населения Российской империи (1897г).

Список литературы

  1. Население Чувашской АССР по материалам переписи населения 1926 года: бюллетень. ЦСУ ЧАССР.-Чебоксары, 1927
  2. Старовский В.Н, Володарский Л.М, Алимов А.А и др. Народное хозяйство СССР, 1922-1972 годы: Юбилейный статистический ежегодник.ЦСУ СССР.-Москва, 1972
  3. Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1981 годы: Справочник об административно - территориальном делении.-Чебоксары, 1981
  4. Гурьев Л.Н.,Семенова А.А., Кормилина Н.Ю. и др. Чувашская АССР за 70 лет. 1913 - 1989 годы: Статистический сборник.- Чебоксары, 1990
  5. Ю.А.Юрков, В.Л.Соколин и др Население России за 100 лет. 1897-1997 годы: Статистический сборник. Госкомстат России.- Москва, 1998
(C) Сочинение Егоровой Валентины (Чебоксары), 23 ноября 2003 года.

Народ чуваши - довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше - в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.

История

Считается, что предками чувашей были булгары - племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.

Этнические группы

Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.

На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов - 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.

Внешние особенности

Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.

Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны - явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.

Чувашский язык

Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.

В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.

До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века - кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.

Традиционные занятия

Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.

Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.

Костюмы

Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет - обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.

Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.

Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.

Самобытная культура

От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба - Тура (иначе - Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин - дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.

Праздники

Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны - начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования - неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве - своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.

Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.

Жилища

Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда - росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.

Иные особенности быта

До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.

По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.

В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.

Пища

В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.

Еще одно традиционное блюдо - хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан - так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.

Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.

Известные представители народа

Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.

Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш - поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.

Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!