Совокупный социально экономический статус определяют. Социально-экономический статус социальных слоев. Дифференциация реальных доходов


Вернуться назад на

Социально-экономический статус. Статус (от лат. status – состояние, положение) означает соотносительную (выше, наравне, ниже) позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Различают личный и социальный статус. Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе. Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе и зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом таких факторов, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы.

В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная.

Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Статус члена группы влияет и на степень доверия, оказываемого ему другими членами группы.

Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом.

В обществе каждая личность занимает определенное место и выполняет конкретные функции, при этом имея права и обязанности. Таким образом, личность имеет определенный статус. Статус человека в обществе может быть:

1) предписанным – от рождения (пол, возраст);

2) достигнутым – приобретенный собственными усилиями.

Чаще всего социально-экономический статус является достигнутым. Социально-экономический статус чаще всего связывают с должностью на работе, доходами, материальными благами, которыми обладает человек, а также тем положением, которое он занимает благодаря своему благосостоянию.

Еще Маркс и Дюркгейм отмечали расслоение общества по экономическим показателям. Взаимосвязь социального положения в обществе человека с его экономической самостоятельностью ни у кого не вызывает сомнений.

Социально-экономический статус зависит и от того, какую работу выполняет человек (умственный или физический труд), управленец он или исполнитель.

Чаще всего в обществе принимается такое деление людей, как богатый и бедный. Особенно ярко это деление произошло в России после перестройки. Причем «богатые» (независимо от образования, пола, национальности) занимают в обществе высокое социальное положение.

Если рассматривать общество как пирамиду, то на ее вершине окажутся элитарные слои, занимающие высокий статус в обществе, так как они имеют либо крупную собственность, либо политическую власть. Другая часть общества стоит внизу пирамиды (более широкая ее часть) – это нищие, бедные, бродяги, которые, как правило, не имеют ничего или имеют все по минимуму. Чем больше людей скапливается внизу, тем менее устойчиво общество.

Прочность пирамиды обеспечивает такой слой в обществе, как средний класс. (Еще Аристотель говорил, что благополучным является то государство, в котором люди обладают средней собственностью). К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации. Важно, что формирование среднего слоя в обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность. Ведь средний класс – это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира.

В прошлых веках человек мог не иметь каких-то материальных благ, но иметь знатное положение, родословную и, следовательно, высокий социальный статус (бедные дворяне), но в настоящее время ситуация складывается иначе. С переходом на рыночный путь развития решающим фактором для определения статуса человека становятся материальные блага, они влекут за собой и власть, и известность (хотя это и не означает уважение в обществе). Например, некоторые политики сидели в тюрьме до своего выбора в депутаты.

Образование, знания в нашем обществе хоть и имеют важное значение, но не являются определяющими (социально-экономический статус учителя не так уж и велик).

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент статус человека в обществе (по крайней мере в нашем) в большинстве случаев определяется экономическими показателями.

Анализ различных концепций стратификации показывает, что количество основополагающих признаков социальной группы (слоя) у разных авторов различаются. Тем не менее, почти все они разделяют мнение, что в число этих признаков обязательно должны быть включены такие параметры, как доход, власть, образование и престиж.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает располагать доход, власть, образование и престиж на оси координат вертикально и рядом друг с другом на том основании, что основным свойством стратификации, по его мнению, является неравенство расстояний между статусами.

Доход как экономический статус – это количество денежных поступлений инди­вида или семьи за определенный период времени (ме­сяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, гонора­ров и др. Как правило, доходы тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – это накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег. Овеществленные деньги существуют в виде движимого (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимого (дом, произведения искусства и т.п.) имущества. Обычно богатство передается по наследству. Его отличие от дохода состоит в том, что наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход – только работающие. Пенсионеры и безработные также имеют доход, но его нет у нищих. Богатые могут работать, а могут и не работать, так как являются собственниками, обладают богат­ством. Главное достояние высшего класса заключается не в доходе, так как доля зарплаты у него невелика, а в накопленном имуществе. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого богатство может быть, но оно незначительно, а у второго богатство нет вообще.

Богатства и доходы распределяются неравномер­но и означаютэкономическое неравенстве. Социоло­ги интерпретируют экономическое неравенство как показатель неравных возможностей раз­ных групп населения. Тот, кто имеет больше денег, лучше питается, живет в бо­лее комфортном доме, предпочитает личный автомо­биль общественному транспорту, может позволить себе дорогой отдых и т.д. Помимо явных экономических преимуществ богатые имеют скрытые при­вилегии. Они живут дольше, а бедные – меньше, даже если они пользу­ются всеми благами медицины, их дети менее образованы, даже если они ходят в те же самые общественные школы, что и дети из зажиточных семей и т. д.

Власть – это возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания; она измеряется количеством человек, на кото­рых распространяется принимаемое вами решение. Решения Президента Республики Беларусь распространяются на 9,8 млн. человек, а решения индивидуального предпринимателя – не более чем на трех наемных сотрудников.

В сложном обще­стве власть охраня­ется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы выгодные, как правило, высшему классу. Люди, обладающие властью (политической, экономической или религиозной), составляют элиту общества, которая определяет внутреннюю и вне­шнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе и т.д. Если, например, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования (полная средняя школа – 11 лет, университет – 5 лет, аспирантура – 3 года, докторантура – 3 года), то низкоквалифицированный рабочий может иметь не более одиннадцати. Слабое место критерия «образование» в том, что, обозначая количество лет в учебных заведениях, данный критерий не учитывает качество образования людей. Например, в Германии существуют различные виды университетов: классические и новые, прикладного характера, дающие профессиональное образование, т.е. бывшие высшие школы Hochschule. Можно предположить, что качество образования выпускника университета им. Гете, ведущего учебного заведения Германии, выше качества образования выпускника периферийного университета прикладного характера. Различие проявляется в характере полученного образования, имеющего теоретический или прикладной характер.

Если первые три шкалы стратификации – доход, власть и образование – имеют вполне объективные единицы изме­рения: доллары, люди, годы, то престиж является субъективным показателем.

Престиж – это уважение, каким в общественном мне­нии пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Не подлежит сомнению, что профессия банкира престижнее профессии сантехника или дворника, а должность президента ком­мерческой фирмы – должности продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в обществе, располагаются сверху вниз в соответствии с их рейтингом. Хотя нередко профессиональный престиж определяется интуитивно, приблизительно, в некоторых странах, в частности в США, социологи проводят его измерение, используя специальные методы. С 1947 г. Национальный центр изучения обще­ственного мнения США проводит оп­рос рядовых американцев для того, чтобы определить общественный престиж различных профессий. Оценка профессий осуществляется по пятибалльной шкале: превосходная, хорошая, средняя, чуть хуже среднего, самая плохая. Рассчитав среднее по каждой профессии, социо­логи получили общественную оценку престижности каждого вида труда в баллах. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой не­престижной, они получили рейтинг, или шкалу про­фессионального престижа. В табл. 1 приводится сокращенный вариант этой шкалы.

А вот, скажем, арендатор – это профессиональный или экономический статус? Наверняка экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться.

Профессиональным статусом обладают все профессии и специальности внутри них. Президент – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существуют около 40 тысяч профессий и специальностей.

Следующая группа статусов – политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасается с властью. Власть – основной критерий для оп ределения политического статуса. Политических статусов – сотни.

К религиозным статусам относятся верующий или неверу ющий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них боль шую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем выходит не менее 300 статусов.

Помимо этого существуют территориальные статусы. На пример, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмиг рант и иммигрант и т.д.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя порт рет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середи не XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

К примеру, господин Н является мужчиной, преподавате лем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом проф союза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точ но фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похоже го, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно бу дут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в мет ро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю:

Социально-демографические статусы

Половые статусы. Мужчина / женщина.

Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.

Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.

Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону (father - in - law , mother - in - law). Всего этих статусов около 250.

Социальные статусы

Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Социальная стратификация описывает социальное нера­венство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию при­вилегий. В первобытном обществе неравенство было незна­чительным, поэтому стратификация там почти отсутствова­ла. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В од­них обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход огра­ничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобо­да социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Доход -- количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарп­латы, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и пре­вращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество на­личных или овеществленных денег. Во втором случае они на­зываются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наслед­ству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Главное до­стояние высшего класса - не доход, а накопленное имуще­ство. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего клас­сов главным источником существования выступает доход.

Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и тра­дицией, окружена привилегиями и широким доступом к со­циальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обла­дающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институцио­нализированную элиту. Она определяет внутреннюю и вне­шнюю политику государства.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Доход, власть, престиж и образование определяют сово­купный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус высту­пает обобщенным показателем стратификации.

Приписы­ваемый статус характеризует жестко закрепленную систе­му стратификации, т. е. закрытое общество, в котором пе­реход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Дости­гаемый статус характеризует подвижную систему страти­фикации, или открытое общество, где допускаются сво­бодные переходы людей вниз и вверх по социальной лестни­це. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь пе­реходы юридически запрещены, но на практике они не ис­ключаются. Таковы исторические типы стратификации.

Средний класс

Средний класс - совокупность социальных слоев, зани­мающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Характе­ризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим авторам исследований говорить о нем во мно­жественном числе: «средние классы», «средние слои». Раз­личают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профес­сиональных работников умственного труда («белые ворот­нички», или менеджеры).

Старые средние слои - мелкие предприниматели, тор­говцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товар­ного производства - подвержены разорению. Стре­мительный рост технологий и науки, всплеск сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного госу­дарства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи соб­ственной рабочей силы.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.

Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных про­фессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочета­ется с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культур­ном отношении. Эти классы представляют собой оплот цен­ностей современного общества, они - основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спек­тра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!