Вопросы защиты инвестиций правовой режим. Правовой режим иностранных инвестиций. Международная нормативная база об инвестициях

Правовой режим иностранных инвестиций в нашей стране определен Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Субъекты РФ также вправе принимать законы и другие нормативные акты по вопросам регулирования иностранных инвестиций в соответствующей части.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранный инвестор имеет право: осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством; передавать свои права и обязанности другому лицу; свободно использовать доходы и прибыль на территории РФ для реинвестирования и беспрепятственно переводить за пределы России доходы, прибыль и другие правомерно полученные денежные суммы в иностранной валюте; беспрепятственно вывозить имущество и информацию, ввезенные ранее в качестве иностранных инвестиций; приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги; участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ, не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

Имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции (за исключениями, предусмотренными законом). Принятые во время реализации инвестиционного проекта нормативные акты, которые ухудшают правовой режим для иностранных инвестиций в России, не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала проекта.

Споры иностранного инвестора, возникшие в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности в России, разрешаются в соответствии с международными договорами и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

При осуществлении приоритетных инвестиционных проектов иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Субъекты РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору дополнительные льготы и гарантии.

Применительно к инвестициям в форме капитальных вложений действует Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Субъектами этих правоотношений являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Отношения между ними регулируются на основе договора и (или) государственного контракта. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотрено в следующих формах: разработка и финансирование инвестиционных проектов; формирование перечня объектов для государственных нужд; проведение экспертизы инвестиционных проектов; разработка правил; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; предоставление концессий инвесторам по итогам торгов.

Сфера обращения ценных бумаг регулируется в России Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Организаторами торговли на этом рынке выступают фондовые биржи в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников определяются правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Фондовая биржа осуществляет постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления такого контроля. Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по заявлению эмитента.

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами России только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Сфера прямого инвестирования в международной инвестиционной системе наиболее обстоятельно обеспечена международно-правовым регулированием. Именно в этой сфере созрели условия для постепенного переключения отдельных вопросов, или даже всей сферы, с двустороннего метода регулирования на многосторонний метод регулирования.

Прямые инвестиции непосредственно связаны с производством товаров, услуг, интеллектуальной собственности, с созданием предприятий или участием в предприятиях. Прямыми называются такие иностранные инвестиции, которые нацелены на долгосрочные связи, позволяют инвестору оказывать реальное воздействие на управление предприятиями, участвовать в принятии производственных решений. Два ключевых признака прямых инвестиций: долговременность связей и реальный контроль инвестора над предприятием. По российскому законодательству, например, к прямым относятся, среди прочего, инвестиции в размере не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале предприятия. Предполагается, что такая доля уже позволяет инвестору воздействовать на принятие производственных решений и тем самым держать предприятие под контролем.

Круг инвестиций, которые могут быть отнесены к разряду прямых, расширяет практика МАГИ. В Сеульской конвенции 1985 г. инвестиции признаются прямыми решением Совета директоров МАГИ, а такие решения есть по инвестициям, которые предоставляются по договорам инвесторов с принимающей стороной: о разделе продукции; об участии в проекте и в прибыли, полученной в результате реализации проекта; об участии в управлении предприятием; коммерческой концессии (франчайзинга); на строительство под ключ; по лицензионным договорам; по договорам финансовой аренды (лизинга); по договорам целевого займа и др.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. были зафиксированы следующие нормы: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям".

Несмотря на то что сама Хартия – акт мягкого права, указанные нормы можно считать нормами международно-правового обычая, которые получили в Хартии письменную форму.

В двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) стороны принимают обязательства, касающиеся: предоставления того или иного режима прямым иностранным инвестициям; режима персонала; возмещения ущерба; национализации и экспроприации инвестиций; перевода доходов (прибыли); суброгации; инвестиционных мер, связанных с торговлей; разрешения споров.

Как правило, стороны на взаимной основе предоставляют прямым инвестициям друг друга национальный режим в сочетании с РНБ; инвестор вправе выбрать тот режим, который окажется для него наиболее оптимальным.

Вот текст статьи, касающейся правовых режимов, из международного договора Франции о защите инвестиций:

"Каждая Договаривающаяся Сторона применяет на своей территории и в своей морской зоне к физическим или юридическим лицам другой Стороны в том, что касается их инвестиций и деятельности, связанной с инвестициями, режим, предоставляемый ее собственным физическим или юридическим лицам, либо режим, предоставляемый физическим или юридическим лицам наиболее благоприятствуемой нации, если последний является более благоприятным".

США в своей договорной практике используют в двусторонних договорах о поощрении и защите инвестиций следующую формулировку: "Каждая Договаривающая Сторона обязуется поддерживать на своей территории благоприятный климат инвестициям, осуществляемым гражданами и компаниями другой Договаривающейся Стороной; каждая Договаривающая Сторона разрешает учреждение и приобретение этих инвестиций на сроки и на условиях, которые будут гарантировать им не менее благоприятный режим, чем режим, гарантированный в аналогичных условиях собственным гражданам и компаниям третьих стран, если этот последний режим является более благоприятным".

В международной договорной практике встречаются и другие виды специальных режимов: справедливый и равноправный режим; режим полной защиты и безопасности и т.п.

По Соглашению между Россией и США о содействии капиталовложениям 1992 г. американские инвесторы получили возможность обращаться за финансовой поддержкой в специальное правительственное страховое агентство США – Корпорацию зарубежных частных инвестиций (ОПИК). В Соглашении стороны указали отрасли и виды деятельности, в которых могут устанавливаться ограничения для иностранного инвестора: воздушный транспорт, судоходство, банковская деятельность, страхование, производство электроэнергии, приобретение недвижимого имущества, оказание услуг в сфере общественной телефонной и телеграфной связи, эксплуатация подводных кабелей связи, пользование землей и природными ресурсами, первичный рынок ценных бумаг и др.

К современному международному инвестиционному правопорядку имеют отношение и многие многосторонние международные договоры, например Договор о МВФ, ст. IV которого (п. 3) гласит: "Государства-члены могут осуществлять необходимый контроль путем регулирования международного движения капиталов, однако этот контроль не может осуществляться таким образом, чтобы имело место ограничение платежей по текущим контрактам или неоправданная задержка денежных переводов по принятым обязательствам".

Вопросы иностранных инвестиций затрагивались в рамках многих международных организаций. В 1992 г. МБРР принял Руководящие принципы в отношении режима иностранных инвестиций. Решением Совета ОЭСР был в свое время принят Кодекс либерализации движения капиталов, суть которого состояла в том, чтобы государства-члены не вводили новых ограничений на передвижения капиталов; направляли нотификации в случаях применения ограничительных мер (по соображениям безопасности, в связи с трудностями с платежными балансами и т.п.); проводили либерализацию режима инвестиционных операций, которые были указаны в специальном перечне.

Соглашение ТРИМС запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу национального режима и принципу запрещения количественных ограничений.

Регулирование трансграничного движения инвестиций особенно активно осуществляется в рамках региональных интеграционных объединений. Экономическая интеграция в качестве составной своей части предполагает отмену ограничений для свободного движения инвестиций (прежде всего – прямых) между странами-участницами на основе национального режима.

Именно такая цель была провозглашена Римским договором, с которого началась интеграция в ЕС (ст. 67, 70, 221). Регулировался этот процесс директивами, в соответствии с которыми составлялись номенклатура и перечни прямых и непрямых инвестиций. Развитие процесса шло по пути сближения национальных режимов государств-членов и перехода от установления свободы движения более простых форм инвестиций к более сложным, требующим вспомогательных и дополнительных мер. К 1988 г. работа по обеспечению свободного движения прямых и непрямых инвестиций в рамках ЕС была практически завершена. Директива ЕС нацелила на обеспечение соответствующего режима между резидентами государств ЕС и резидентами третьих стран – при необходимости на условиях взаимности.

В Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1994 г. был принят "Добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций, в котором сформулированы следующие, в частности, принципы: недискриминационный подход к странам-донорам; национальный режим для иностранных инвесторов; минимизация ограничений; недопустимость экспроприации без компенсации; обеспечение регистрации и конвертируемости; устранение барьеров при вывозе капитала; избежание двойного налогообложения; соблюдение инвестором норм и правил страны пребывания; обеспечение въезда-выезда иностранному персоналу; разрешение споров путем переговоров либо через арбитраж.

Проблематика движения инвестиций затрагивается и в ряде "секторальных" многосторонних международных договоров. Примером может служить Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Уровень международно-правового регулирования прямых иностранных инвестиций к концу XX в. достиг такой стадии, что давал возможность заключения глобального договора на этот счет. Попытка заключения такого договора состоялась. В 1990-е гг. под эгидой ОЭСР начались переговоры по разработке Многостороннего соглашения по инвестициям, имевшие целью кодификацию и развитие международного инвестиционного права. В 1998 г. работа над проектом из-за серьезных разногласий между участниками переговоров была остановлена.

В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим справедливости, прозрачности.

При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что "национальный режим" означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу). Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Это например требования страны взаимности, то есть выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.

Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности.

Национальный Режим может устанавливаться как двусторонними, так и многосторонними международными договорами. Это, прежде всего, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная (Женевская) конвенция об охране авторских прав 1952 г. суть которых во многом обеспечена именно закреплением принципа Национальный Режим.

Принцип национального режима в отношении внешней торговли услугами закреплен в ст. XVII Генерального соглашения по торговле услугами. Так, в соответствии с указанной статьей в определенных секторах, на оговоренных условиях и требованиях каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

Указанное требование соблюдается путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО либо формально такого же режима, или формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг. .

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству (его юридическим и физическим лицам) в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.

Наибольшее благоприятствование, договорной режим и определение его объема - дело самих договаривающихся сторон. Стороны могут распространить действие этого режима на область экономических отношений, могут ограничить его действие лишь вопросами торговли, мореплавания, могут договориться о его применении только к отдельным областям регулирования их экономических отношений (например, к таможенному обложению).

Заключив договор с условием о режиме национального благоприятствования, государство может быть уверено, что заключение его контрагентом льготного соглашения с третьим государством повлечет применение таких же льгот по отношению к нему самому. Для создания максимально выгодного режима международной торговли бывает недостаточно заключения двустороннего соглашения о режиме национального благоприятствования, может потребоваться многосторонний договор или система двусторонних договоров, которые бы связывали целую группу стран. Таким образом, единый режим торговли действовал бы для целого региона (пример - торговый режим между государствами-участниками ЕС или режим, устанавливаемый по ВТО). Фактически в этом случае возникает своеобразное сообщество государств, торгующих между собой по одинаковым правилам.

В международной практике особенности режима наибольшего благоприятствования находят свое текстуальное закрепление в ст. II ГАТС. В рамках данного документа рассматриваемый принцип сформулирован следующим образом: "Каждый член ВТО немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны". При этом из указанного правила возможны исключения, то есть член ВТО может ввести какую-либо меру, не отвечающую принципу наибольшего благоприятствования, только в том случае, если что такая мера внесена в перечень изъятий и отвечает условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II Генерального соглашения по торговле услугами. .

Как показывает анализ двухсторонних соглашений установление национального режима или режима наибольшего благоприятствования носит "смешанный характер". В одном соглашении на инвестиции может распространяться режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Другие соглашения гарантируют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в отношении инвестиций и доходов. В этом отношении адекватен пример ГАТТ.

Справедливый и равноправный режим один из ряда общих стандартных режимов закрепленных в международных соглашениях о поощрении и защите иностранных инвестиций. Предшественниками этого стандарта были положения Гаванского устава Международной торговой организации 1948 года. Справедливый и равноправный режим предусматривает полную и постоянную защиту и безопасность иностранных инвестиций и неприменения в этой области дискриминационных мер. В связи с тем, что в рамках ВТО проблема иностранных инвестиций в косвенном виде присутствует в определении третьего способа поставки услуг (Коммерческое присутствие), а также в связи с тем, что в ВТО работает Комитет по торговле и инвестициям, вопрос о возможном применении этого режима периодически возникает в ходе формальных и неформальных дискуссий по проблеме "торговля и инвестиции".

Данные несколько инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике для регулирования капиталопотоков стимулируют инвестиционный процесс в мире. Данные режимы, закрепленные законодательно способствуют привлечению инвестиций. На этом фоне наиболее благоприятными примерами служат инвестиционные климаты США, а так же ЕС, где данные режимы представлены в полной мере. При рассмотрении ЕС основными центрами притяжения иностранных капиталовложений здесь являются Британия (почти 1/3), далее идут Франция (20%) и Бельгия (14%). По своей технологической структуре зарубежные капиталовложения компаний ЕС не относятся к высокотехнологичным (конторское оборудование, радиотехника - 1,1% общего объема). Основная доля зарубежных прямых капиталовложений приходится на сферу услуг (54,2%), где основная масса сосредоточена в кредитной сфере и торговле . То есть, мы видим, что правовые режимы, закрепленные законодательно либо по средством соглашений и не имеющие противоречий в национальном законодательстве являются так же одним из привлекательных аспектов, воздействующих на деятельность иностранных инвесторов и на весь инвестиционный процесс. Так, не имея такого дополнительного рычага стимулирования, инвестиций страны ЕС не добились бы столь положительных результатов.

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2019 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Контрольная работа по предмету: «Международное право»

Введение.............................................................................................................. 3

1.Понятие и элементы системы государственного регулирования иностранных инвестиций......................................... 4

2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 7

3. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.................... 19

Заключение........................................................................................................ 23

Список литературы........................................................................................... 24

Список литературы
1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID). Заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965 г. // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к N 7, июль 2001 года.- М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 74 - 92.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства. 1998. №31. Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 05 февраля 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. - №32. – Ст. 3340.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

5. Федеральный закон РФ от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 44. - Ст. 5394.

6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N9. Ст. 1096.

7. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N28. Ст. 3493.

8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N30 (ч. II). - Ст. 3126.

9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. - Ст. 145.

10. Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» // Российская газета. – 2010. – 24 ноября.

11. Аникин, М. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: система государственного регулирования / М. Аникин. // Актуальные проблемы экономической теории и менеджмента / Ученые записки. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2013. - С. 3-20

12. Веселкова, Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. - 2012. - №3. - С. 53 - 58.

13. Вознесенская, Н.Н. Современное понятие «иностранные инвестиции» / Н.Н. Вознесенская // Закон. 2012. - № 5. - С. 167-174.

14. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина, под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2014. - 478 с.

15. Кадырова, Г.М. Финансовый инвестиционный потенциал РФ: международные аспекты формирования и использования / Г.М. Кадырова. - М.: Анкил, 2012. - 231 с.

16. Князев, О.А. Международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации: теория и практический опыт / О.А. Князев. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 112 с.

17. Копосова, А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях / А.С. Копосова // Управление экономическими системами - 2013. - №12(60).

18. Сухарева, Е.В. Правовое регулирование национальных инвестиций России / Е.В. Сухарева. - Всероссийская научно-практическая конференция: Инвестиции - главный фактор экономического развития России. - Москва, ИНИОН, 2015. - С. 240-250

19. Шестакова, М.П., Лазарева, Т.П., Хлестова, И.О. Международное частное право и инвестиции / М.П. Шестакова, Т.П. Лазарева, И.О. Хлестова // Журнал российского права. - 2008. - №2. – С. 12 – 16.

20. Эриашвили, Н. Д. Финансовое право: учебник / Н. Д. Эриашвили; Моск. ун-т МВД России.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 575 с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 300 руб.

КОД РАБОТЫ: Mpr_0047

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!