Приватизацией называется. Что такое приватизация? Как ее оформить и нужно ли это делать. Проведение и результаты приватизации в России

1. Понятие приватизации и разгосударствления

Раздел 1. Понятие приватизационные ценные бумаги

2. Способы и формы приватизации

- Приватизация как предмет научного исследования

Ваучерная приватизация

3. Экономическая эффективность

4. Приватизация, обобществление производства и собственность

5. Методы денежной приватизации

6. Этапы приватизации 7. Особенности приватизации в Российской Федерации - Понятие приватизации в Российской Федерации - Цели российской приватизации - приватизации

Ваучерный этап приватизации

Денежный этап приватизации - Проблема воссоздания института собственности

8. Механизмы финансирования процесса приватизации

АЙПИО акций

Частное размещение и продажа

Финансовые учреждения и институциональные инвесторы

Выкуп предприятий управляющими и служащими

Массовая приватизация

Нестандартные формы финансирования приватизации

9. Приватизация монополистов

Регулирование прибылей

Установление ценового потолка

Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Приватизация - это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юр. лиц.

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Частный случай приватизации, проводившейся в Российской Федерации в 1990-е — 2000-е гг., — приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно закону РФ «О приватизации жилищного фонда в России».


Целевого назначения, которые используются в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации.

Приватизационные ценные бумаги - это ваучеры. Эти бумаги также относятся к ценным бумагам, подтверждающим право их владельцам на часть приватизируемой государственной собственности. Наиболее известным и пока единственным примером приватизационных ценных бумаг являются приватизационные чеки (ваучеры).

Приватизационные ценные бумаги - это ценные бумаги , выпускаемые в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивающие их владельцам право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Понятие приватизационные ценные бумаги

Могут быть выпущены непосредственно от имени России, а также определенным российским исполнительным органом - продавцом федерального имущества. Приватизационные ценные бумаги имеют ограниченную сферу использования. Владельцам предоставляется право приобрести на имеющиеся в их распоряжении приватизационные ценные бумаги отчуждаемое в процессе приватизации имущество, включая акции приватизируемых предприятий .

Приватизационные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги , удостоверяющие право гражданина на получение некоторого количества государственной собственности. Как правило, приватизационные ценные бумаги появлялись в государствах, которые изменяли политическую и экономическую структуру общества.

Процесс приватизации может иметь различные формы, чаще всего приватизационные ценные бумаги, которые получает население, аккумулируется в чековых инвестиционных фондах, которые выплачивают своим пайщикам от своей прибыли.

В России в начале девяностых годов каждый житель страны получал приватизационный чек - « » номиналом в 10 000 рублей. В то же время были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми большая часть акций приватизируемых предприятий должна была обмениваться на ваучеры. Кроме того, ваучеры могли покупаться или продаваться по рыночной цене, а также обмениваться на другие ценные бумаги. Некоторые люди скупали ваучеры по очень низкой цене для того, чтобы обменять их на акции различных предприятий.

Многие банки выступали в качестве депозитарных хранилищ, где осуществлялось аккумулирование приватизационных ценных бумаг, а также самостоятельно участвовали в чековых конкурсах, приобретая государственную собственность.

Приватизационные чеки были безличными и имели определенный срок действия, чаще всего люди обменивали ваучеры на акции тех предприятий, где они долгое время работали. В некоторых случаях при увольнении люди должны были продавать свои акции по низкой цене руководству предприятия, кроме того, акции некоторых предприятий скупались частными лицами и организациями для проведения рейдерских атак.

Для обмена приватизационных ценных бумаг на акции предприятий организовывались чековые публичные торги, на которых акции предприятий обменивались на ваучеры по определенному курсу. В некоторых случаях чековые публичные торги были организованы таким образом, чтобы большая часть ценных бумаг перешла в руки определенным владельцам.

К сожалению, большинство россиян не смогли грамотно воспользоваться ценными бумагами. Многие чековые фонды через некоторое время разорились, а проценты, которые можно было получать по акциям, полученным в обмен на ваучеры, были слишком низкими.

Некоторые экономисты утверждали, что ваучер позволит многим людям через один-два года купить личный или начать собственный бизнес, на самом деле, ваучерная приватизация привела к созданию класса олигархов, которые смогли грамотно «приватизировать» крупные предприятия, приносившие наибольшую .

Приватизационные ценные бумаги имеютПриватизационные ценные бумагиния. Владельцам предоставляется право приобрести на имеющиеся в их распоряжении приватизационные ценные бумаги отчужприватизационные ценные бумаги имущество, включая акции приватизируемых предприятий.

Приватизационные ценные бумаги выпусПриватизационные ценные бумагисс приватизации государственных активов всего населения страны , а не только бизнесменов или непосредственных работников приватизируемого предприятия. В нашей стране они получили название приватизационные чеки или «ваучеры», выдавались каждому гражданину России в качестве предъявительской ценной бумаги, которая могла быть единственным средством оплаты за акции при приватизации предприятий. Законодательно на территории России было установлено, что от тридцати пяти до девяноста процентов акций приватизируемых предприятий можно было реализовывать только за «ваучеры», в связи с чем они начали активно скупаться у населения бизнесменами или организациями. В итоге, не поверив в реальную ценность приватизационных ценных бумаг, большинство населения России продали свои «ваучеры» за бесценок профессиональным бизнесменам и им оказались недоступными наиболее перспективные акции ведущих предприятий.

Приватизационные ценные бумаги могут быть государственными ценными бумагами с целевым назначением на предъявителя (то есть не именные, поэтому при утере не восстанавливаются), имеют номинальную стоимость в валюте страны и употребляются в качестве платежного средства для долевого участия в собственности приватизируемых объектов. Отечественный опыт денежной эмиссии такого типа бумаг был регламентирован соответствующим законодательным актом - это был указ президента России и постановление Верховного Совета России по реализации Государственной программы о приватизации объектов государственной и муниципальной собственности от 9 октября 1992 года.

Система употребления приватизационных ценных бумаг должна основываться на следующих позициях:приватизационных ценных бумагваучер» - это государственная , имеющая целевое назначение и может использоваться при приватизации государственных и муниципальных объектов, фонда жилья, участков земли, для покупки акций инвестиционного фонда;

Каждый гражданин страны имеет право на бесплатное получение приватизационных бумаг, которые может использовать для оплаты ценных бумаг, подтверждающих приобретение доли собственности объекта приватизации;

- выпуск приватизационных ценных бумаг может производится только государственными учреждениямприватизационных ценных бумаг срок действия ценности приватизационных ценных бумаг может быть ограничен;

Приватизационные ценные бумаги имеют эквивалентную номинальную стоимость в валюте государства;

На протяжении срока действия приватизационных ценных бумаг, они могут свободно продаваться и покупаться гражданами (а также организациями) по договорной стоимости.

Реализация акций приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности на конкурсе , где в качестве средства оплаты принимали только «ваучеры», называется чековый . На таком чековом тендере акции приватизируемых предприятий обмениваются по определенному курсу на приватизационные чеки. Стоимость акций, эквивалентную приватизационным чекам, определяется в зависимости от количественного спроса среди участников продажи с молотка и предъявляемых ими «ваучеров».

Хранение, обращение и использование приватизационных ценных бумаг в безналичной форме осуществляется депозитариями, в качестве которого может выприватизационных ценных бумагили , лицензированное мин фином страны в качестве инвестиционного института.

Понятие приватизации и разгосударствления

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная , мелкие и средние предприятия промышленности и торговли , предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Приватизация может иметь скрытый характер, например, государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период . В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, ), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Англия, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В современной Российской Федерации приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с конкурса , по аукциону , путем их акционирования.

2. Созданы две государственные структуры. Первая - комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Вторая - фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на тендерах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Н. Ридли - «главный архитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не , а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности приобретателем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать рентабельным.


Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10-15 лет. Правительство Российской Федерации, волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений предприятий, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Государству рекомендуется продумать ограничения для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечение иностранного капитала в другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные компании скупят у нас акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на .

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юрлиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в Российской Федерации и странах Восточной Европы , имеют своей конечной целью формирование современной конкурентной рыночной экономики. Однако последствия владычества административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки .

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений ».

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России (далее — федеральное имущество), субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юр. лиц .

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников рынка акций и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Способы и формы приватизации

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Лидер приватизации Британия предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополиста в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.

Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;

Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;

Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в Российской Федерации стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые публичные торги (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые публичные в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые публичные торги). Среди основных участников чековых продаж с молотка были трудовые коллективы, мелкие инвесторы , чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить госбюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.

Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Российской Федерации, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная приватизация, предполагающая Скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие Скидки и льготы были в Российской Федерации и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - репатриации собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный аукцион. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток инвестиций.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Публичные торги позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-In: предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация как предмет научного исследования

Рассмотрев различные варианты приватизации в развивающихся и постсоциалистических странах (преимущественно, на примерах Российской Федерации и Египта), российский экономист С. З. Гафуров подчеркивал, что «приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в Российской Федерации, Египте, так же как и в других странах, необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах. Как показывает опыт приватизации в РФ и АРЕ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондовой биржи . Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер приватизации.

Ваучерная приватизация

Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан — собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.

С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определённую конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нём даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведёт к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления — уменьшению этого влияния.

Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых игроков и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведёт к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.

Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается финансовой статистикой в индексах. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкреплённых в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики.

Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам . Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».


Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор. Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики — стимула к максимизации прибыли .

В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем — снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, — утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, — позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.


Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае уничтожения предприятий — конкурентов в результате стихийного бедствия), агрегированная сумма которых, как можно показать математически с использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше, чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем в капиталистическом мире.

Приватизация, обобществление производства и собственность

Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно — планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.

Методы денежной приватизации

Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:

прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого рынка акций открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;

аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;

ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;

разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в Российской Федерации;

передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США ;

аренда и субподряд государственной собственности предприятиями частного сектора.

Этапы приватизации

Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на конкурсах, коммерческих аукционах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

В середине 90-х гг. Приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в Российской Федерации, следует различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в Российской Федерации, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный (или )). По длительности этот этап продолжался в Российской Федерации около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился , который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Особенности приватизации в Российской Федерации Понятие приватизации в Российской Федерации

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, частных банков , ассоциаций, концернов, союзов и других трестов , предприятий».

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами России и республик в составе России.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.


Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы.

Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в Российской Федерации в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе могущества частной собственности.


Принятия официального решения о приватизации была в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилось крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, утрата старых идейных и идеологических опор во всех слоях общества, населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.

С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие решающую роль. Во-первых, налицо было стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную - причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха отжившего (умирающего) строя. Большинство правящего класса предпочло законно «переодеться» и в считанные исторические мгновения появиться в облике частного собственника того, что принадлежало ему раньше лишь как классу в целом. Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего нефтегазового комплекса) - вот спасательный круг российской экономики, палочка-выручалочка и старых, и новых властей.

Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение 1992 года подготовки к государственной приватизации завершился. Было принято решение о двух этапах приватизации - ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

Цели российской приватизации

Главными целями приватизации в 1992 г. были:

Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики;

Повышение эффективности деятельности предприятий;

Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;

Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

Привлечение иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

Государственная программа приватизации

Эта схема отвечает также целям развития: расширяется базовая инфраструктурная служба, и наличие относительно стабильных акций способствует развитию рынка капиталов. выигрывает, получая выручку от контракта на управление и от владения растущим предприятием, которое он контролирует; процесс регулирования цен также предсказуем. Сотрудники предприятия выигрывают от вписание в это соглашение положений о защите их рабочих мест, а также от расширения спроса на сотрудников в связи с расширением сети.

Источники

ru.wikipedia.org/ ВикипедиЯ - свободная энциклопедия

infousa.ru ИнфоСША

sebedom.ru/ Себедом РУ

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(privatization) Передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. Приватизированные активы могли находиться в собственности государства или местных органов власти, как, например, дома, принадлежащие в Великобритании муниципальным советам, или же принадлежащие государству публичные корпорации. Приватизация может применяться, как полагают, для более эффективного использования активов под руководством частных владельцев, для уменьшения власти со стороны центральных органов, для роста доходов государства, а также как попытка расширить частную собственность в обществе.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(от лат. privatus - частный)

процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИВАТИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Приватизация форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Разгосударствление и приватизация не однозначные, хотя и тесно … Википедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (См.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Финансовый словарь

    Приватизация - – процесс перехода прав собственности на предприятия либо имущество от государства частным юридическим или физическим лицам. Приватизация – явление, появившееся задолго до нашего времени. Считается, что еще в Древней Греции в частным управлении… … Банковская энциклопедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (cм.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Словарь бизнес-терминов

    - (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных… … Политология. Словарь.

    приватизация - — приватизация Передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи. В истории российской… … Справочник технического переводчика

    Приватизация - (privatization) передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи.В истории российской приватизации, начавшейся еще в советское время, можно выделить три этапа:… … Экономико-математический словарь

    - (от лат. privatus частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных… … Большой Энциклопедический словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского privatus частный), передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций,… … Современная энциклопедия

Книги

  • Категория: Экономика предприятия Издатель: Наука , Производитель: Наука ,
  • Приватизация. Глобальные тенденции и национальные особенности , Приватизация - сложный и неоднозначный по своим последствиям процесс переоценки роли и места государства в экономике, охвативший в последней четверти XX в. большинство стран мира.… Категория: Экономика Издатель:

Квартиры происходит у совершеннолетнего гражданина один раз в жизни, на добровольной основе. Несовершеннолетние могут осуществить это право два раза – до 18 лет с родителями, и самостоятельно после совершеннолетия.

Приватизации не подлежат следующие помещения:

  • городские кооперативные квартиры;
  • квартиры и общежития от предприятий;
  • частное и колхозное строительство в сельской местности;
  • общежитие;
  • жилье в городке при воинской части;
  • школы, больницы, дома отдыха;
  • недвижимость в аварийном состоянии.

Соответственно, что жильцы этих домов и комнат не имеют права на приватизацию. Временные квартиросъемщики тоже.

Недееспособные люди также могут принять в этом участие при помощи опекунов, действующих в их интересах.

Плюсы и минусы, нужно ли приватизировать квартиру

Стоит ли приватизировать квартиру — индивидуальный выбор каждого, но в процедуре есть существенное преимущество – вы получаете жилье практически бесплатно. Расходы идут только на оформление документов.

Бесплатная приватизация жилья позволяет прописывать в приватизированной квартире всех, кого хотите, согласовывая вопрос лишь между владельцами долей. Также легче будет проходить процесс перепланировки. Вы сможете заработать на ней, сдав в аренду. Проще будет оформлять краткосрочные договора, и регулярно их продлевать. Если вы владелец квартиры, то вас уже не смогут из нее выселить и выписать, даже с большими коммунальными долгами.

Также есть психологический аспект прохождения процедуры платной и бесплатной приватизации квартиры – человеку просто приятно чувствовать себя хозяином.

С изменением статуса жилья есть и свои нюансы. Например, такую квартиру вы не сможете обменять на неприватизированную. Можно сделать отказ от приватизации, чтобы передать недвижимость обратно государству, но это довольно непростой процесс. Также сложнее будет оформить субсидию и другие льготы.

Приватизация для малоимущих: за и против

К преимуществам процедуры можно отнести то, что приватизированное жилье можно продать, приобрести квартиру меньшего размера, оставив разницу на свое усмотрение.

Но есть и минусы, влияющие на отказ от приватизации, среди которых – повышение расходов на коммунальные платежи, ведь они теперь будут включать в себя содержание домового имущества. Плюс ко всему, увеличится размер налога на недвижимость. Также вы не сможете бесплатно получить недвижимость большего размера, например, когда дом будет подлежать сносу. Только компенсацию. Поэтому вам нужно детально анализировать — нужно ли приватизировать квартиру в этом случае.

Приватизация для пенсионеров

Приватизированную квартиру пожилой человек сможет завещать родственникам, причем он может переложить часть расходов на процесс приватизации на их плечи. Также ее можно использовать, как вклад по договору ренты или пожизненного содержания.

Причиной отказа от приватизации может быть риск потерять жилье. Так как в случае бедствия новое вам теперь не предоставят, только в отдельных случаях, которых трудно добиться. Можно оформить , но это, опять же, дополнительные расходы, ежемесячные взносы.

Должники

Среди тех, кто имеет право на приватизацию квартиры, могут быть и жильцы с долгами по коммунальным платежам. Эти две ситуации друг на друга влиять не должны, поэтому организации не могут препятствовать процедуре.

На отказ от приватизации может повлиять тот нюанс, что теперь квартира станет вашим имуществом, и в случае других долгов (например, кредитов), на квартиру могут наложить арест, а вскоре и вовсе лишить ее вас. Из не приватизированной комнаты за банковские долги не выселяют.

Отказ от приватизации и право пожизненного проживания

По желанию, можно оформить отказ от участия в приватизации. Если некоторые жильцы откажутся, другие все равно могут приватизировать недвижимость на себя. Каждый будет владеть своей долей, и дети, в том числе, даже если они не прописаны там, но имеют право проживания. Нотариальный отказ от приватизации обязательно должен быть заверен в соответствующем учреждении.

Есть два типа нежелания процесса. Первый – это отказ от приватизации, когда человек сознательно не использует свое право, и из-за этого остальные жильцы также не могут им воспользоваться. Есть отказ от участия в процессе, который делается в пользу других лиц, проживающих в квартире, причем всех в равных долях, а не одного конкретного человека.

Если вы не решили, надо ли приватизировать квартиру, не забывайте, что проживание в ней не бесплатное и нужно оплачивать социальный найм. Пользоваться жильем вы сможете ровно столько, пока последний член семьи не покинет его. Все, кто покидает недвижимость, лишаются права пользования ей.

Особенности процесса отказа

Когда заканчивается приватизация квартир в России

Несколько лет назад ввели бесплатную приватизацию жилья. Это облегчило жизнь многим семьям, но эта программа с ограниченным сроком действия, который увеличивался уже пять раз. Было объявлено, что закон о приватизация квартирыгласит, что пока последняя дата – 1 марта 2017 года.

Подпишитесь на свежие новости

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось массовой приватизацией госимущества и госжилфонда, причем устанавливались определенные сроки, ограничивающие действие бесплатной приватизации жилья. Они уже успели несколько раз измениться, поэтому сегодня многие граждане задаются вопросом: "Какой же окончательный срок приватизации квартир?"

Определение

Что такое приватизация? По действующему ЖК РФ право собственности граждан на жилье может возникать в результате его бесплатной приватизации, т. е. перевода государственного или муниципального жилья в частную собственность путем особой юридической процедуры. После приватизации у собственника жилья (как правило, квартиры) возникает право распоряжаться им, т. е. дарить, продавать, завещать, закладывать и др. Участвовать в приватизации жилья можно лишь один раз в жизни.

Точно так же и любые операции с земельными участками возможны только после того, как произошла приватизация земли, порядок которой установлен ЗК РФ. Граждане, пользующиеся земельными участками определенного назначения бессрочно или с правом пожизненного наследования, имеют возможность приватизировать их бесплатно.

Состояние процесса приватизации жилья в России

Сегодня примерно треть жилфонда в России еще не приватизирована. При этом муниципальное жилье в основном уже передано в частные руки. Поэтому у местных властей не осталось в распоряжении фонда социального жилья для предоставления его малоимущим очередникам, жильцам аварийных домов и другим категориям граждан, имеющим право на получение такового. Тем самым очередники обрекаются на долгие годы ожидания, при том что неприватизированная часть жилфонда могла бы стать базой для формирования фонда социального жилья за счет естественной убыли числа квартиросъемщиков. Именно эти соображения постоянно заставляли многих законодателей выступать против того, чтобы продлевались сроки приватизации.

Когда же закончится приватизация?

Начало бесплатной приватизации жилья было положено в 1992 году. Поначалу этот процесс был вообще бессрочным. Однако в принятом новом ЖК РФ была установлена его конечная дата – 1 января 2007 года, которая еще до наступления текущего года трижды сдвигалась: сначала - до 01.03.10 г., затем - до 01.03.13 г., и наконец – до 01.03.15 г.

В конце февраля текущего года один из лидеров фракции партии «Справедливая Россия» в Госдуме Иван Грачев заявил, что его фракция выступает за продление приватизации еще на три года - до 01.03.18 г. Однако против этого предложения выступила фракция партии «Единая Россия». В результате межфракционных переговоров был найден компромисс, в результате которого сроки приватизации жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, были продлены только до 01.03.16 г.

Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации?

Что такое приватизация жилья? Это способ поддержать граждан в тяжелое с точки зрения экономики время. Ведь далеко не всем россиянам удалось реализовать свое право в прежние годы. Недаром в пояснительной записке к законопроекту об изменении сроков сказано о недопустимости лишения граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье и ожидающих расселения, их законного права на бесплатную приватизацию жилья.

В таком же положении могут оказаться и очередники, ожидающие получения социального жилья. Ведь если оно будет ими получено после 01.03.16 г, то права приватизировать его у них не будет, т. е. они будут ущемлены в правах по сравнению с теми, кто успел приватизировать жилье до этой даты.

Кроме того, продление приватизации было темой большого числа обращений от крымчан и севастопольцев, поскольку у них было мало времени на подготовку документов по российским образцам. И действительно, ведь всего один год прошел с того момента, когда в составе РФ появились два новых субъекта. Очевидно, что этого срока было явно недостаточно. Сегодня крымчане в спокойной обстановке подают соответствующие заявления, рассматриваемые в срок до 2-х месяцев.

Сдвиг сроков уменьшит очереди в госорганах, что приведет к ускорению самого процесса приватизации. А чтобы он шел гладко, нужно знать все тонкости, касающиеся оформления социального жилья в частную собственность.

Продлят ли приватизацию жилья еще раз?

Прогноз сценария дальнейшей судьбы приватизации жилья в России пока затруднителен. Существующий крайний срок ее проведения был принят в результате компромисса. Можно предположить три возможных сценария решения вопроса:


Плюсы и минусы приватизации жилья

Проживающий в квартире муниципального или госжилфонда гражданин не имеет права ею распоряжаться. Будучи госсобственностью, квартира в случае неоплаты коммунальных услуг или после смерти бездетного ответственного квартиросъемщика, вписанного в ордер, перейдет к муниципалитету.

Что такое приватизация квартиры? Она даст возможность продать, подарить, сдать в аренду или заложить в банке свое жилье. Наконец, престарелый и одинокий собственник квартиры может заключить с кем-либо договор пожизненного содержания (с иждивением или с выплатой ренты) в обмен на передачу квартиры в собственность после своей смерти.

В приватизированную квартиру можно вписывать или выписывать любого человека по усмотрению собственника, ее можно завещать или унаследовать в соответствии с законодательством РФ.

Приватизированную квартиру можно перепланировать, улучшив таким способом свои жилищные условия.

Однако есть у приватизации и противопоказания.

Так, если вы живете в аварийном доме и ждете расселения, то заниматься приватизацией просто нет смысла. Ведь даже если приватизация жилья после 01.03.16 г. прекратится, то ФЦП «Жилище» еще никто не отменял. Так что жильцам аварийных домов социальное жилье будет предоставляться по-прежнему бесплатно.

Жителям коммунальных квартир также совсем не выгодно их приватизировать, поскольку добиться от муниципалитета расселения в квартиры социального фонда жилья гораздо легче, чем продать коммуналку или приватизированную комнату в общежитии.

Собственники приватизированных квартир оплачивают ежегодный имущественный налог и платят за содержание и ремонт общедомового имущества. Поэтому для одиноких и престарелых граждан с минимальными доходами приватизированная квартира может стать обузой, правда если эти затраты не возьмет на себя какой-либо попечитель по договору пожизненного содержания или ренты.

И наконец, на приватизированную квартиру могут претендовать все наследники, если собственник не сделал завещания. Чтобы квартира досталась конкретному человеку, нужно его составить, а это довольно хлопотное дело.

Приватизация квартиры: документы

При проведении в неприватизированной квартире каких-либо перепланировок их следует узаконить по всем установленным процедурам. Иначе приватизацию не разрешат, и квартиросъемщик должен будет вернуть кавртиру к первоначальному виду.

Лица, непосредственно претендующие на долю в праве собственности на квартиру, или же их поверенный должны обратиться в БТИ (или МФЦ), чтобы оформить договор приватизации с пакетом документов, в который входят:

  • Ордер или договор социального найма на квартиру. При отсутствии эти документы заказываются в ЕИРЦ (в тех городах, где они созданы, например в Москве).
  • Кадастровый паспорт, получаемый в Росреестре, и техпаспорт, выдаваемый в БТИ.
  • Квартирный лицевой счет, в котором указано, что коммунальные платежи оплачены и задолженности по ним нет.
  • Документы, подтверждающие личности каждого претендующего на долю в праве собственности на квартиру.
  • Все, кто прописан в квартире, должны быть указаны в предоставляемой выписке из домовой книги.
  • Ранее участвовавшие в приватизации прописанные в приватизируемой квартире граждане предоставляют Справки по форме №2 о своем неучастии в приватизации.
  • Выписка из Росреестра, выдаваемая в Департаменте управления имуществом Росреестра или райадминистрации.
  • Выписка из Единого Госреестра Прав на приватизируемую квартиру.
  • Выписки из Единого Госреестра Прав по форме №3 на каждого участника приватизации с перечнем объектов недвижимости в их собственности и оснований их приобретения.

Если в приватизируемой квартире прописан ребенок, имеющий опекуна, то предоставляется:

  • документ, подтверждающий его назначение;
  • разрешение на участие в приватизации;
  • при наличии несовершеннолетних детей, указанных в договоре социального найма, но выписанных из приватизируемой квартиры, они являются обязательными участниками приватизации, и поэтому предоставляется: разрешение на участие в приватизации; с прежнего и нового места жительства ребенка выписки из домовых книг.

В случае если для проведения такой процедуры, как приватизация квартиры, документы подаются поверенным, то у него должны быть нотариально заверенные доверенности от всех претендующих на долю в собственности на квартиру.

Минимум через два месяца договор приватизации оформляется в количестве экземпляров, равном числу участников приватизации.

После этого должно следовать обращение в Регистрационную палату с целью регистрации права собственности и получения соответствующего свидетельства.

Приватизация земли в России

В последней четверти прошлого века у множества россиян появились дачные участки, полученные по месту работы. Тогда было достаточно стать членом садового товарищества и получить во владение небольшой участок земли, обычно площадью в 6 соток.

Но если раньше для передачи участка новому хозяину (наследнику прежнего) можно было просто выдать ему новую книжку садовода, и новый собственник вступал в права, то после принятия ЗК РФ в 2001 году такая процедура уже невозможна. Сегодня есть только два варианта получить право собственности на землю – оформление договора ее аренды или приватизация участка.

При определенных условиях каждый россиянин, пользующийся участком земли бессрочно или с пожизненным наследованием, может бесплатно получить его в собственность при соблюдении следующих условий:


Что такое приватизация земельных участков по «дачной амнистии»?

Это особая процедура регистрации прав собственности на землю согласно Закону № 93 от 01.09.2006 г., прозванному в обиходе «дачной амнистией», хотя он позволяет зарегистрировать не только земельные участки под дачами, но и получить право собственности на некоторые объекты недвижимости.

Предметом «дачной амнистии» являются участки земли в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, которые были предоставлены их пользователям до принятия ЗК РФ. Этот закон уже позволил десяти миллионам граждан пройти процедуру регистрации своих прав на землю и постройки на ней в существенно упрощенном порядке.

Но, как это часто бывало в нашей недавней истории, богатой изменениями в законодательстве, не всем желающим удалось уложиться в отведенные на «амнистию» сроки. Поэтому Госдума, как и в случае с приватизацией квартир, пошла по проторенному пути и продлила «амнистию» до 01.03.2018 года. При этом россиянам законодателями был сделан дополнительный подарок в виде объявления бессрочным упрощенного порядка регистрации для некоторых категорий объектов собственности, подпадающих под действие Закона № 93. Это, прежде всего, садоводческие и дачные участки, а также те постройки на них, для строительства которых не требовалось получать разрешение.

Платная приватизация земельного участка

В случае если земельный участок не подпадает под действие процедуры упрощенной регистрации прав на него, то его приходится выкупать у государства. Здесь могут быть разные варианты и процедуры, связанные с видом разрешенного использования участка земли. Различной может быть и выкупная цена: она может варьироваться от рыночной, что, конечно же, не очень выгодно, до кадастровой, причем с применением специальных понижающих коэффициентов. Здесь, конечно, не обойтись без консультаций профильных юристов.

Чтобы не переплачивать при выкупе, важно правильно определить границы участка, т.е провести его межевание, и закрепить документально его размеры. Практика землепользования дает много примеров, когда «в старых» документах числится одна его площадь, а после проведения межевания соседних участков и установки заборов она уменьшается на несколько соток. И дополнить участок до законной площади невозможно (соседи уже задокументировали границы своих участков, и бывшая вашей земля уже стала принадлежать им).

Нередки и обратные ситуации, когда фактическая площадь выкупаемого участка превышает указанную в имеющихся документах. Это еще раз подчеркивает важность процесса определения фактических размеров выкупаемых земельных участков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!