Налог на квартиру: от чего зависит и как рассчитать. Классификация налоговых ставок. Виды налоговых ставок Налоги рф и их ставки

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее — местные НПА). При этом местные НПА определяют налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, а также налоговые льготы (п. 2 ст. 15 , ст. 399 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51).

1. Максимальные и минимальные ставки по налогу на имущество

Ставки по налогу на имущество физических лиц зависят от порядка определения налоговой базы.

1.1. Максимальные и минимальные ставки при исчислении налога исходя из кадастровой стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества базовый размер налоговых ставок, установленный НК РФ, может быть уменьшен до нуля или увеличен не более чем в три раза местными НПА (п. 3 ст. 406 НК РФ).

Базовый размер налоговых ставок составляет (п. 2 ст. 406 НК РФ):

1) 0,1% в отношении:

  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;

3) 0,5% в отношении иного имущества.

Отметим особенности применения налоговых ставок в отношении машино-мест и нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

До 01.01.2017 отсутствовало определение машино-места, поэтому права на них могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания конкретного назначения. Такие объекты облагались налогом по ставке до 0,5% без применения налоговых льгот. С 2017 г., если объект фактически отвечает требованиям и характеристикам машино-места, но таковым не назван при регистрации права на него, собственник вправе обратиться в органы Росреестра для изменения наименования объекта. После этого налоговые органы рассчитают налог на имущество с применением меньшей ставки налога либо льготы (Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@; Информация ФНС России от 08.12.2016).

В отношении нежилых домов, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, начиная с 2015 г. применяется та же налоговая ставка, что и к жилым домам. Налогоплательщики, уплатившие налог по таким объектам в большем размере, имеют право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы (п. 1 ст. 78 , п. 2 ст. 401 , пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ; ч. 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

1.2. Максимальные ставки при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости имущества

При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества налоговые ставки устанавливаются в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор (далее — СИСкд), в следующих пределах:

1) до 0,1% включительно, если значение СИСкд не превышает 300 тыс. руб.;

2) свыше 0,1 до 0,3% включительно — при значении СИСкд свыше 300 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.;

2) свыше 0,3 до 2% включительно — при значении СИСкд свыше 500 тыс. руб.

Справка. Размер коэффициента-дефлятора

В целях исчисления налога на имущество физических лиц размер коэффициента-дефлятора на 2017 г. составляет 1,425 (абз. 6 Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698).

2. Установление дифференцированных налоговых ставок

Допускается установление местными НПА дифференцированных налоговых ставок в зависимости от (п. 5 ст. 406 НК РФ):

1) кадастровой (инвентаризационной) стоимости имущества;

2) вида имущества;

3) места нахождения имущества;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположено имущество.

3. Размер налоговых ставок, если он не определен местными НПА

Если налоговые ставки не определены местными НПА, налогообложение производится (п. 6 ст. 406 НК РФ):

1) если налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества — по базовым ставкам, указанным в ;

2) при определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости имущества:

  • по ставке 0,1% в отношении имущества, у которого значение СИСкд до 500 тыс. руб. включительно;
  • по ставке 0,3% в отношении иного имущества.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате.

Ставки на транспортный налог в 2017 году существенно отличаются в разных регионах. От чего они зависят и как начисляются, будет полезно знать каждому автовладельцу.

Получить полную оперативную информацию о истории владения и эксплуатации автомобиля, Вам поможет проверенный онлайн сервис от наших партнеров, портала “АвтоКод “.

Вносить средства в государственную казну должны как владельцы , так и те, у кого в гараже стоит авто, уже много лет не использовавшееся по назначению. Более того, налогообложению подлежат не только автомобили, но и такие транспортные средства, как:

  • двухколесные мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • все разновидности грузового транспорта;
  • самолеты и вертолеты;
  • гидроциклы, яхты, парусники, катера;
  • снегоходы и мотосани.

Ставки на транспортный налог в 2017 году по регионам определяются местными властями исходя из таких факторов:

  • заработная плата и уровень жизни;
  • количество зарегистрированных ТС.

В то же время российское законодательство регламентирует, что размер транспортного налога в 2017 году по регионам России не должен отличаться от основной ставки, установленной на государственном уровне, более чем в 10 раз. При этом неважно, идет речь о ее увеличении или уменьшении.

Еще один фактор, который влияет на величину налога, – мощность транспортного средства и его категория. Это означает, что чем больше лошадиных сил под капотом автомобиля, тем дороже он обойдется своему хозяину. Данная мера призвана способствовать поощрению граждан к покупке малолитражных и более экологичных автомобилей.

Существенное влияние на итоговую сумму налога окажет и период, в течение которого авто находится в пользовании того или иного плательщика. Но окончательно сформированным тариф будет только после учета , который введен для ТС стоимостью более 3 миллионов рублей. Рассчитывается данный критерий в индивидуальном порядке и снова-таки исходя из особенностей региона, в котором автомобиль зарегистрирован.

Подытожим: в 2017 году стоимость налога на авто определяется по его мощности, лошадиным силам и повышающему коэффициенту, который применяется к дорогостоящим продуктам автопрома.

Как показывает таблица транспортного налога, в разных частях России за автомобиль одной и той же мощности можно заплатить довольно разные суммы. К примеру, ставка на автомобиль, под капотом которого разместилось от 151 до 200 лошадиных сил, может составлять 40 рублей за каждую из них в Адыгее, 50 – в Белгородской области и всего лишь 25 – в Алтайском крае.

В таблице представлены налоговые ставки для легковых и грузовых автомобилей различной мощности по каждому региону России.

Таблица тарифов транспортного налога по регионам

Регион | Ставка руб. за 1 л.с. 0 - 100 101 - 150 151 - 200 201 - 250 251 - ∞
Адыгея, республика 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Алтай, республика 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Башкирия, республика 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Дагестан, республика 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
Карелия, республика 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Коми, республика 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Крым, республика 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Марий Эл, республика 25 35 50 90
Москва, город 12 35 50 75 150
Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 0 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 0 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
Севастополь, город 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Татарстан, республика 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Тыва, республика 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Хакасия, республика 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Чечня, республика 7 11 24 48 91
Чувашия, республика 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Якутия, республика 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2017 году был значительно снижен. Касается это, однако, только тяжеловесного транспорта – от 12 тонн. Но это не льгота, а уход от двойного налогообложения: после внедрения на российских дорогах системы «Платон» владельцы большегрузных автомобилей вносят уплату в бюджет через нее.

Не изменилась и налоговая ставка по транспортному налогу в 2017 году для юридических лиц.

Таблица ставок транспортного налога для грузового авто

Всех автовладельцев интересует вопрос, изменились ли ставки транспортного налога в 2017 году? На сегодняшний день каких-то существенных нововведений не отмечено. Даже наоборот – вопрос отмены этого сбора стал обсуждаться гораздо реже.

Дело в том, что сам по себе налог является одним из самых важных источников наполнения государственной казны. По мнению правительства, сокращать доходные статьи в период кризиса является не только неблагоразумным, но и рискованным.

Что может стать реальным в текущем году, как уверяют эксперты, так это дифференцированный подход к некоторым типам ТС. Так, скажем, это может коснуться автомобилей, использующих гибридные двигатели или газовое топливо.

А пока нелишним будет знать, сколько будет стоить ваш автомобиль в текущем году. Уточнить эту информацию можно в местной налоговой службе, тем более что теперь закон обязывает автовладельцев обращаться в уполномоченный орган по вопросу оплаты налога, не дожидаясь уведомительных документов. В противном случае налогоплательщика ожидает штраф в размере 20% от суммы налогового платежа.

Таблица повышающего коэффициента для транспортного налога

Стоимость легкового автомобиля, руб. Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска) Повышающий коэффициент
от 3 000 000 до 5 000 000 включительно не более 1 года 1.5
от 1 года до 2 лет 1.3
от 2 до 3 лет 1.1
от 5 000 000 до 10 000 000 включительно не более 5 лет 2
от 10 000 000 до 15 000 000 включительно не более 10 лет 3
свыше 15 000 000 не более 20 лет 3
  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Налог на имущество относится к группе региональных. Право устанавливать величину налоговой ставки – прерогатива законодателей субъектов РФ. Однако, при этом закон требует учитывать предельный верхний порог ставок, указанный в главе 30 НК РФ.

    Имущественное налоговое бремя распространяется как на юридических (предприятия и организации, на балансе которых находится облагаемое имущество), так и на физических лиц, у которых установленным образом подтверждено право собственности на тот или иной имущественный объект.

    Ставка налога на имущество в 2018 году для юрлиц

    Кто является плательщиком?

    Обязательное условие для начисления налога – наличие на балансе плательщика недвижимого и движимого имущества, учитываемого в качестве основных средств. При этом налоговой базой является кадастровая или среднегодовая стоимость имущества.

    Ставка налога на имущество 2018 года

    Законодательные власти в регионах наделены правами самостоятельно устанавливать величину налоговой ставки, а также предоставлять плательщикам льготы в части налога на имущество. Но в тоже время налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г., определенная нормативными актами регионов, согласно п. 1 ст. 380 НК РФ, не может быть выше установленного максимума, и составляет:

    На местном уровне эти ставки могут дифференцироваться в зависимости от вида имущества и категории налогоплательщика.

    Движимое имущество

    Указанное в п. 25 ст. 381 НК движимое имущество, принятое к учету с 01.01.2013 г., в 2018 году облагается налогом по ставке 1,1%, если меньшая ставка не была соответствующим образом установлена региональным актом, либо данное имущество не освобождено специальным решением от налогообложения.

    В тех случаях, когда решением субъекта не определена специальная налоговая ставка на имущество, за основу при расчете суммы к уплате принимаются ставки, указанные в НК РФ. Подробнее о налоге на движимое имущество в 2018 г. читайте .

    Льготы по имущественному налогу

    Ст. 381 НК устанавливает перечень организаций и учреждений, подпадающих под действие льгот по имущественному налогу юрлиц .

    Нормами статьи предусмотрено две категории федеральных налоговых привилегий:

    • Первая – освобождение от необходимости платить налог на имущество в полном объеме (в этом случае отсутствует база для его начисления);
    • Вторая – частичное (доля устанавливается для каждой категории льготников отдельно) освобождение от уплаты налогового бремени. Оно может быть выражено в применении к общей массе имущества льготной налоговой ставки, или высвобождении от налогового бремени некоторые виды имущества.

    Также можно выделить третью категорию льгот – региональную, установленную в конкретном субъекте РФ.

    На введенный в РФ с 2018 года налог на движимое имущество также распространяются льготы, но только региональные. Федеральными актами они не предусмотрены. Однако, для того, чтобы установленная в регионе льгота действовала, следует учитывать один существенный аспект:

    • решение о предоставлении льгот должно быть вынесено до наступления текущего налогового периода (в данном случае – до наступления 2018 года).

    Если таковое решение было ратифицировано в течение налогового периода (т.е. – после 01.01.2018 года), региональная льгота не применяется, а по налогу на имущество, которое принято собственником на учет до, либо после 01.01.2013 года, должна быть применена предельная ставка – 1,1%.

    Ставка налога на имущество в 2018 году для физических лиц

    Обязанность уплачивать налог на имущество распространяется и на физических лиц – граждан РФ. С 2018 года для этой категории плательщиков он исчисляется по новым правилам.

    Для физлиц налоговая ставка по налогу на имущество 2018 г. применяется исходя из кадастровой либо инвентаризационной стоимости объекта.

    О ставках при кадастровой оценке

    В большинстве регионов РФ начисление налога на имущество физлиц производится из учета его кадастровой стоимости, определяемой на начало налогового периода. Там, где действует закон о применении кадастровой оценки в качестве налоговой базы, предельные ставки составляют (п.2 ст. 406 НК РФ):

    Если законом региона ставки не определены, для расчета применяют указанные значения.

    При расчете суммы налога на имущество для физлиц применяется понижающий коэффициент, величина которого напрямую зависит от периода его применения. Так, в субъектах, где налог рассчитывается из учета кадастровой стоимости, и применяется:

    • второй год относительно налогового периода – расчетный коэффициент вырастает с 0,2 до 0,4;
    • третий год – величина коэффициента будет составлять 0,6,
    • четвертый – 0,8.

    О ставках при инвентаризационной оценке

    В субъектах России, где в качестве налоговой базы принята инвентаризационная стоимость имущества, при начислении суммы налога она индексируется на фиксированный коэффициент-дефлятор , в 2018 г. равный 1,481 (в предыдущих налоговых периодах этот показатель составлял 1,425).

    П. 4 ст. 406 НК РФ предусматривает следующие пределы ставок налога, рассчитываемого из суммарной инвентаризационной стоимости объектов:

    В субъектах, не установивших свои налоговые ставки, налог исчисляется из расчета:

    • 0,1% - по объектам суммарной стоимостью (с учетом коэффициента-дефлятора) не более 500 тыс. руб.:
    • 0,3% - по остальным объектам.

    Это часть дохода, которая направляется в федеральный бюджет и в бюджет субъектов страны. Единицей налогообложения может быть не только денежная единица, но и, например, единица земельной площади.

    Если налоговая ставка выражается в процентах по отношению к общей прибыли плательщика, то говорят о налоговой квоте.

    Налоговая ставка — обязательный элемент налога, а также критерий расчета налога наравне с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой базой, порядком начисления налога и т.п. Устанавливается налог только с учетом всех перечисленных элементов.

    Типы налоговых ставок

    Виды НС разделяют по порядку начисления и содержанию. Кроме того, НС могут быть как едиными для всех плательщиков, так и дифференцированными.

    Виды НС по порядку начисления

    По способу начисления принято выделять 2 вида ставок:
    • Процентные. Как было обозначено выше, процентные ставки (или как их еще называют — налоговые квоты) выражают в процентах с учетом налогооблагаемой величины. НК применяются, как правило, при обложении налогом доходов и прибыли.
    • Твердые. Формируются с учетом абсолютной суммы на единицу обложения вне зависимости от величины прибыли (реальные налоги). Характерно для обложения налогом недвижимости.

    Типы НС с учетом характера роста налогооблагаемой величины

    С учетом уменьшения или увеличения объекта налога принято выделять три типа налоговых ставок (их относят к рассмотренным выше — процентным):
    • Прогрессивные. Отличаются увеличением по мере роста облагаемой доходом прибыли. Главным образом применяется для налогообложения физических лиц. Прогрессия может быть комбинированная, одно-, многоступенчатая, простая поразрядная, линейная, относительная поразрядная.
    • Регрессивные. В отличие от предыдущих — по мере роста прибыли уменьшаются.
    • Пропорциональные. Размер дохода не учитывается: действуют в одинаковом проценте.

    Виды налоговый ставок по содержанию

    По содержанию принято разделять 3 налоговые ставки:
    • Экономические. Формируются как отношение уплаченной суммы ко всей полученной прибыли.
    • Фактические. Формируются как отношение осуществленного платежа к налоговой базе.
    • Маржинальные (предельная ставка налога). Налог, который платят на каждую единицу увеличения прибыли. То есть налоговая ставка применяется к последнему приросту какой-либо налогооблагаемой величины. Это дополнительный налог.

    Дифференциация налоговой ставки

    НС могут быть не только одинаковыми для всех плательщиков, но и дифференцированными. Последние устанавливают на разных основаниях в рамках норм налогового кодекса. Такими основаниями могут служить:
    • граждане, удостоенные почетных наград, почетных званий;
    • наличие у налогоплательщика разного рода выдающихся достижений;
    • тяжелое материальное положение налогоплательщика.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!