Операции на открытом рынке. Покупка и продажа центральным банком государственных облигаций. Операции центральных банков на открытом рынке

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом, увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема осуществления этих операций следующая:

предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаг через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банка и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним подает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банк начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижении денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Несмотря на временное прекращение функционирования рынка государственных ценных бумаг (ГКО ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности Банк России в сентябре 1998 года разработал приложение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты овернайт, а также проведение с ними сделок РЕПО. В настоящее время опыт эмиссии ОБР продемонстрировал пока еще слабое влияние этого инструмента на банковскую ликвидность.

Рассмотренные инструменты политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе место по значению после политики центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И, наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Инструментом гибкого и оперативного воздействия на объем лик­видных ресурсов коммерческих банков являются операции на откры­том рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью изменения денеж­ной массы. Посредством регулирования спроса и предложения на цен­ные бумаги правительства достигается эффект колебания объема де­нежной массы в обращении, вызванный характером ответных действий коммерческих банков. Так, продажа коммерческим банком государ­ственных цепных бумаг сужает свободные ресурсы КБ для целей кре­дитования, а покупка, напротив, высвобождает ресурсы и увеличивает возможности кредитования.

Проведение на открытом рынке операций, известных под названи­ем политики открытого рынка (open-market policy), стало применяться с 20-х гг. XX столетия в США. Немецкий банк проводил их с 1933 г., Великобритания - также в 30-е гг. Политика открытого рынка быстро завоевала популярность ввиду высокой эффективности и гибкости, потеснив другие методы кредитно-денежного регулирования.

Сокращение кредитных возможностей коммерческих банков целе­сообразно в период высокой конъюнктуры, повышение - в период кри­зиса. В кризисной ситуации центральный банк создает для коммерчес­ких банков возможность рефинансирования. Он ставит их в условия, когда продажа ценных бумаг центральному банку становится выгод­ной. Происходит одновременное изменение ссудного процента и лик­видности коммерческих банков. Вмесге с тем покупка ценных бумаг у ЦБ целесообразна при невысоком спросе на кредиты коммерческих банков со стороны фирм и домашних хозяйств. При этом условия цен­трального банка по покупке ценных бумаг должны быть более выгод­ными, чем условия предоставления кредитов населению и предприяти­ям нефинансового сектора.

Успеху политики открытого рынка способствует развитость инсти­тутов финансового рынка, имеющая место на Западе. Здесь централь­ные банки действуют наряду с другими кредитными институтами, среди которых сберегательные и инвестиционные компании, а также пред­приятия. Прочный запас ликвидности коммерческих банков иодт- вер-ждает его финансовую активность и может быть обеспечен как высо-


Глава 8. Кредитно-денежное регулирование

кими прибылями, так и большим портфелем ценных бумаг высокой доходности.

Проведение операций на открытом рынке может иметь некоторые различия. Традиционно Банк Германии устанавливает процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. При этом объем продаж не является объектом регулирования. Напротив, в США и Ан­глии ЦБ определяют объемы купли-продажи, в соответствии с кото­рыми коммерческие банки будут приобретать у них ценные бумаги. Величина процентной ставки здесь определяется косвенно и зависит от срока, на который осуществляется размещение ценных бумаг прави­тельства.

Операция покупки бумаг на условиях обратной сделки нашла при­менение и в проведении политики открытого рынка. В этом случае Центральный банк приобретает ценные бумаги у коммерческих бан­ков на срок, по окончании которого коммерческие байки осуществля­ют обратный выкуп проданных ценных бумаг с дисконтом, т.е. со скид­кой относительно цепы первоначальной сделки. Проводятся сделки РЕГЮ, которые нашли применение и во взаимоотношениях коммер­ческих банков с клиентами. Здесь однодневные или срочные соглаше­ния РЕПО предполагают продажу банкам высоколиквидных ценных бумаг (в США - Казначейства или федерального агентства) на услови­ях их выкупа на другой день (overnight) или на более длительный срок (от недели до месяца) по более высокой цене. Надбавка к цепе первич­ной сделки составляет доход коммерческого банка, прокредитовавше-го клиента под залог переданных ценных бумаг.

Проведение эффективной политики открытого рынка в Российской Федерации требует расширения емкости финансового рынка и адек­ватного функционирования его механизмов.

На Западе в разное время основными инструментами проведения политики открытого рынка являлись:

Казначейские векселя;

Долговые обязательства правительства и местных органов власти;

Беспроцентные казначейские свидетельства;

Долговые обязательства, допущенные к биржевой торговле;

Особые векселя.

По утверждению специалистов, перед Банком России после августа 1998 г. встала задача разработки механизма восстановления финаисо-


Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

вого рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткос­рочные бескупонные облигации России - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения - до 3 месяцев, максималь­ный объем эмиссии - 10 млрд руб. Центральный банк предоставил воз­можность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка РФ. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его дина­мики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обра­щаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

Бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;

Новые инструменты государственного долга.

11родолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в зна­чительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финан­сов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагав гея активизировать сектор корпоративных долговых обя­зательств - облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и т.д., что позво­лит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпора­тивных.

См." Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова М.: ИНФРА-М; Издательство «Весь мир», 2001. С. 92..


Похожая информация.


Государственные ценные бумаги

К ценным государственным бумагам относятся ценные бумаги РФ и ценные бумаги субъектов федерации. Таким образом, к государственным ценным бумагам РФ относятся бумаги, которые выпущены от имени РФ, а к государственным ценным бумагам субъекта РФ - такие бумаги, которые выпущены от имени субъекта РФ.

Государственные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций либо других ценных бумаг, которые относятся к эмиссионным ценным бумага согласно Закону о рынке ценных бумаг.

Такие ценные бумаги подтверждают право их собственника на получение от эмитента указанной ценной бумаги денежных средств или иного имущества согласно условиям эмиссии данных ценных бумаг, а также определенных процентов от номинальной цены или прочих имущественных прав в срок, предусмотренный условиями такой эмиссии.

Замечание 1

Центральный банк вправе совершать операции только с определенным перечнем ценных бумаг, которые отвечают требованиям надежности. Традиционно государство принято считать наиболее надежным эмитентом, который не сможет не рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому государственные ценные бумаги характеризуются особой привлекательностью для различных инвесторов. Однако, мировая практика такова, что высокая надежность таких ценных бумаг сопровождается и наименьшей доходностью.

Характеристика государственных облигаций

Определение 1

Облигация - эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право ее собственника на получение от ее эмитента в установленный в облигации срок ее номинальной цены или другого имущественного эквивалента.

Условиями эмиссии (выпуска) облигации может быть предусмотрено, что ее владелец приобретает право получить фиксированный в облигации процент от ее номинальной стоимости или другие имущественные права, В качестве дохода по облигации выступает дисконт и/или процент.

Министерство финансов может осуществлять выпуск ценных бумаг:

  1. В форме облигаций, номинированных в рублях (облигации федерального займа, краткосрочные государственные облигации);
  2. В форме облигаций, номинированных в иностранной валюте (облигации внешних облигационных займов, облигации государственного валютного облигационного займа);
  3. В виде казначейских векселей.

Замечание 2

Государственные облигации являются частью государственного долга.

Так номинированные в рублях облигации - это часть внутреннего долга, облигации, номинированные в валюте - часть внешнего долга. На законодательном уровне определен ряд дополнительных условий, которые являются обязательными в случае эмиссии государственных облигаций. Это необходимо для контроля объема государственного долга. Представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается предельный объем эмиссии облигаций, эмитируемых соответствующим уровнем власти.

Операции ЦБ с государственными облигациями

Операции центрального банка по купле-продаже государственных операций относятся к операциям на открытом рынке.

Замечание 3

На законодательном уровне закреплены полномочия центрального банка участвовать в организованных торгах, покупать и продавать не только государственные эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, но и с собственные ценные бумаги - облигации центрального банка, выпускаемые им в качестве юридического лица.

Деятельность ЦБ на рынке ценных бумаг - это один из самых действенных инструментов денежно-кредитной политики и важнейшая функция центрального банка.

Центральный банк России в рамках проводимых им сделок купли-продажи с государственными облигациями на организованных торгах, осуществляет функцию в роли профессионального участника рынка ценных бумаг и реализует брокерскую деятельность в части совершения покупки и продажи государственных облигаций от имени РФ.

5.2.1. Сущность государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства эмитента (государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Государственные ценные бумаги торгуются в национальной валюте эмитента.

Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т. д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждений.

5.2.2. Модели ценообразования на государственные ценные бумаги

Анализируя механизм ценообразования на государственные ценные бумаги, следует различать элементы, которые предопределяются государственными органами, выпускающими ценные бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем отличаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги. А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обретают специфические черты.

Знаете ли Вы, что: Support Margin Bonus и Megaprotect Bonus от компании «FORTFS» (Fort Financial Services Ltd.) участвуют в просадке. То есть в случае движения рынка в неблагоприятном для Вас направлении бонусные средства будут оставаться у Вас на торговом счете и помогать «пережить» плавающий убыток, даже если сумма Ваших собственных средств будет полностью исчерпана.

Основные особенности ценообразования на государственные ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне узким, цена государственных ценных бумаг практически однозначно определяется такими установленными заранее параметрами, как цена первичного размещения, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может быть названа назначаемой. Однако пространство вторичного рынка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопределить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их государственными органами.

Доходность государственных облигаций

Различают два основных вида стоимости государственных ценных бумаг:

Номинал – цена, устанавливаемая эмитентом, с определенным купонным доходом (yield);
рыночная стоимость – цена бумаги на вторичном рынке.

Доходность ценной бумаги обратно пропорциональна их рыночной стоимости.

Пример. Бумага куплена у эмитента банком А по номиналу 100 условных единиц. Купонный доход (yield) составляет 3%. Через 1 год государство возвращает долг банку А 100 единиц и купонный доход, который составляет 3 условные единицы.

Если бы банк А продал бумагу банку В за 95 единиц на вторичном рынке, то банк В, погасив бумагу по номиналу, получил бы 100 единиц – основную сумму долга и 3 единицы – купонный доход. Таким образом, доход банка В по ценной бумаге составил (100 – 95) + 3 = 8 единиц (в примере расчеты упрощены по сравнению с расчетами на реальном рынке).

При росте доходности облигаций, что означает падение цены на них, возникает повышенный интерес вложения денег в этот финансовый инструмент (рис. 5.2.1). Для покупки облигаций нужна национальная валюта, т. е. спрос на валюту увеличивается, что приводит к росту курса этой валюты. При этом необходимо учитывать не только изменение доходности, но и сравнивать доходности облигаций разных стран, поскольку интерес представляют наиболее доходные облигации.

5.2.3. Операции центральных банков на открытом рынке

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

Стабилизационная кредитно-денежная политика реализуется как экспансионистская (расширение предложения денег) в период экономического спада и как рестриктивная (сдерживание роста денежной массы или сокращение предложения денег) в период «перегрева» экономической конъюнктуры.

Экспансионистская денежная политика (Expansionary Policy, Easy Money Policy). Проводится на стадии спада экономики и имеет целью ее стимулирование. Она заключается в том, что FED снабжает банки в избытке денежными ресурсами, которые могут быть использованы для недорогих кредитов, расширяющих потребительский спрос, а также инвестиции в бизнес. Для этой цели FED выкупает государственные ценные бумаги, увеличивая тем самым банковские денежные ресурсы; процентные ставки по банковским кредитам уменьшаются, растет сумма выдаваемых кредитов и объем денежной массы в обращении, что в итоге приводит к росту потребительского спроса.

Ограничительная денежная политика (Contractionary Policy, Tight Money Policy). Проводится на верху бизнес-цикла для того, чтобы предотвратить перегрев экономики, который может привести к неконтролируемой инфляции и тяжелому спаду активности, переходящему в кризис. Своевременными мерами FED стремится заранее ограничить рост, чтобы обеспечить плавное торможение и мягкий спад экономического цикла. Для этого осуществляется продажа государственных ценных бумаг, вследствие чего объем ресурсов банков падает, процентные ставки по кредитам растут, поскольку альтернативное вложение банковских средств дает высокую отдачу (процентные ставки по государственным облигациям высоки); объем кредитов падает из-за их дороговизны, приводя к торможению деловой активности, увеличивая безработицу и угнетая потребительский спрос.

5.2.4. Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном и вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие.

Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала). В США такие бумаги носят название Treasury Bill (T-Bill, биллы).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

США – 10-year Treasury Note (10-летние казначейские билеты).

Великобритания – Gilts. Правительственные обязательства, известные как ценные бумаги с золотым обрезом.

Япония – JGB (Japanese Government Bonds) – японские правительственные обязательства: Bank of Japan покупает 10- и 20-летние JGB каждый месяц, чтобы добавить ликвидности в денежно-кредитную систему.

Еврозона – немецкие 10-летние Bund обычно используют как эталонный тест. Рынок FOREX обычно сверяется с 10-летними билетами, сравнивая их количество с аналогами за границей, а именно, для евро – немецкие 10-летние Bund, для японской иены – 10-летние JGB и английского фунта – 10-летние Gilt. Наличие спреда (разницы в доходности) между 10-летними американскими казначейскими билетами и неамериканскими обязательствами влияет на обменный курс. Большее количество, американских казначейских билетов (рост доходности) обычно приносит пользу доллару США против иностранных валют.

Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения. В США – Treasury-Bonds (T-Bond, бонды). Это самый важный индикатор ожиданий инфляции на рынках.

Рынки чаще пользуются количеством (чем ценой), когда речь идет об уровнях бондов. Как во всех обязательствах, количество 30-летних казначейских обязательств обратно пропорционально цене. Нет четкого соотношения между длинным бондом и долларом США. Но обычно сохраняется следующее отношение – падение цены бонда (рост количества) из-за инфляционного беспокойства может «придавить» доллар. Подъем же может явиться результатом сильных экономических данных. Однако поскольку поставка 30-летних обязательств начала сокращаться из-за действий Казначейства по их возмещению (выкупаются долги), роль 30-летнего бонда как эталонного теста постепенно передается его 10-летнему варианту. Будучи эталонным активом, длинные бонды перемещают потоки капитала по глобальным соображениям. Финансовый или политический беспорядок на рынках стран третьего мира вызывает горячий интерес к американским казначейским обязательствам из-за их безопасного характера, таким образом помогая доллару.

Eurobond (евробонды).

Облигация, выпускаемая за пределами страны происхождения эмитента, обычно его зарубежными филиалами. Эти облигации не обязательно должны продаваться в Европе, хотя их главный рынок находится в Лондоне. Номинал еврооблигаций устанавливается в валюте другой страны, депонированной в стране их выпуска, поэтому существуют евродолларовые и евройеновые облигации.
- Облигация, предлагаемая к продаже после эмиссии одновременно инвесторам разных стран.
- Облигация, гарантированная международным синдикатом.

Кредитный рейтинг выражает мнение рейтинговой компании относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству. Поскольку государственные ценные бумаги обеспечиваются имуществом страны, то долгосрочные кредитные рейтинги правительства можно отнести к рейтингу государственных ценных бумаг.

Рекомендацией относительно того, покупать, продавать или держать те или иные ценные бумаги,
мнением о рыночной цене долговых обязательств и об инвестиционной привлекательности эмитента для конкретного инвестора.

Moody"s (http://www.moodys.com);
Standard & Poors (http://www.sandp.ru);
Fitch Ibca. (http://www.fitchibca.com).

Долгосрочный рейтинг оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории – «AAA» до самой низкой – «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаками «плюс» (+) или «минус» (-), обозначающими промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.

«Позитивный» – рейтинг может повыситься.
«Негативный» – рейтинг может понизиться.
«Стабильный» – изменение маловероятно.
«Развивающийся» – возможно повышение или понижение рейтинга.

Содержание

Операции на открытом рынке (OOP), осуществляемые цен­тральным банком по собственной инициативе, являются основ­ными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денеж­но-кредитной политики. Их главной отличительной чертой яв­ляется инициатива центрального банка или его обязательное согласие на проведение той или иной операции.

Операции на открытом рынке могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе аукционах) или в любое время и в любом объеме по усмотрению центрального банка.

Исходя из частоты проведения, различают следующие виды OOP:

- регулярные плановые операции , о проведении которых центральный банк объявляет заранее (аукцион по продаже кре­дитов, депозитов и пр.);

- нерегулярные операции , которые используются централь­ным банком по мере возникающей необходимости, например в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономичес­кого равновесия, и поэтому не могут планироваться заранее. Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее неиз­вестна) и двусторонние операции, о которых прочим бан­кам не сообщается ни до, ни после их проведения.

По цели OOP подразделяются следующим образом:

- корректирующие (защитные) операции , призванные ком­пенсировать краткосрочные нежелательные изменения в струк­туре банковских резервов;

- структурные операции , ставящие своей целью долговре­менное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких как обменный курс национальной денежной единицы и пр.).

Операции на открытом рынке подразделяются на три основ­ных типа:

Проведение операций с ценными бумагами;

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков;

Проведение операций с иностранной валютой.

Операции центрального банка с ценными бумагами пред­ставляют собой покупку или продажу центральным банком на открытом рынке твердопроцентных ценных бумаг по собствен­ной инициативе и за свой счет.

Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на цен­ные бумаги (деньги поступают в экономику); если же его целью является уменьшение резервов банков, то он выступает на рын­ке на стороне предложения ценных бумаг (связывание избыточ­ной ликвидности).

Необходимо отметить два важных момента, делающих воз­можным достижение центральным банком поставленных целей. Во-первых, операции центрального банка (в отличие от коммер­ческих банков) не связаны с приоритетом доходности, поэтому они проводятся по наиболее оптимальным ценам, которые не мо­гут предложить коммерческие банки. Во-вторых, указанные операции осуществляются с дисконтными облигациями, доход и цена которых находятся в обратной зависимости (чем выше цена (курс), тем ниже доход по данной ценной бумаге). Таким образом

центральный банк, воздействуя на экономические интересы субъектов регулирования, достигает поставленных целей.

Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от следующих критериев:

Условий сделки - купля-продажа «до погашения» или операции на срок с обязательной обратной операцией (покуп­ка-продажа ценных бумаг - «прямые» сделки, продажа-по­купка - «обратные» сделки);

Объектов сделки - операции с государственными или коммерческими облигациями; рыночные или нерыночные цен­ные бумаги (последние не могут свободно обращаться на вто­ричном рынке);

Срочности сделки - краткосрочные (до 3 месяцев), сред­несрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

Сферы проведения операций - банковский или откры­тый, первичный или вторичный рынок;

Способа установления процентных ставок - определяют­ся ЦБ или рынком.

Операции с иностранной валютой проводятся с целью как стерилизации избыточной денежной массы, так и увеличения предложения ликвидности. Частота данных операций (в част­ности, как средства связывания избыточной денежной массы) зависит от наличия у центрального банка достаточного объема иностранных резервов.

Различают следующие виды операций с иностранной валютой:

Покупка-продажа центральным банком иностранной ва­люты без обязательной обратной операции (чаще всего исполь­зуются как структурные операции, целью которых является долговременное воздействие на обменный курс национальной денежной единицы);

Купля-продажа валюты с условием обязательной обратной операции. Данные операции используются центральным бан­ком в качестве корректирующих, так как, проводимые на ко­роткий срок, они не оказывают влияния на обменный курс на­циональной денежной единицы.

Операции с иностранной валютой, так же как и с ценными бумагами, могут быть прямыми (покупка-продажа) и обратны­ми (продажа-покупка).

Таким образом, на основании рассмотренных типов опера­ций на открытом рынке можно определить тактику централь­ного банка при их использовании:

1. Увеличение долгосрочного спроса на ликвидность может быть компенсировано центральным банком с помощью прямых операций: периодические прямые покупки «до погашения» долгосрочных ценных бумаг, приобретение иностран­ной валюты, увеличение объема краткосрочных кредитов. Краткосрочный спрос на ликвидность может быть ком­пенсирован путем увеличения объема краткосрочных креди­тов. Помимо этого, центральный банк может производить пря­мые покупки краткосрочных ценных бумаг, проводить прямые краткосрочные РЕПО и СВОП.

2. Если банки сталкиваются с избытком ликвидности, то центральный банк вправе: предложить им на выгодных услови­ях краткосрочный депозит в центральном банке; произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погаше­ния; продать векселя с условием обратного выкупа в ближай­шем будущем (короткое обратное РЕПО); провести короткие об­ратные СВОПы.

Если центральный банк не уверен в длительности колеба­ний спроса на ликвидность, то более предпочтительными явля­ются краткосрочные операции (операции тонкой настройки), так как они воздействуют на рынок непродолжительное время. Кроме того, при проведении любых операций центральный банк должен либо воздействовать на объем ликвидности (став­ка при этом определяется рынком), либо установить процент­ную ставку и позволить банкам самостоятельно определять объ­ем ликвидности. Следовательно, центральный банк, проводя денежно-кредитное регулирование, делает возможным получе­ние обратной информации (обратная связь) от банковской сис­темы и может оценить достоверность, обоснованность и, в ко­нечном счете, эффективность своих действий.

Операции на открытом рынке Национального банка Рес­публики Беларусь предоставлены следующими видами.

Аукционные OOP являются основным инструментом регули­рования ликвидности банковской системы со стороны Нацио­нального банка, инициируются им и проводятся на аукционной основе с целью сглаживания относительно долгосрочных колеба­ний ликвидности (до 30 дней по операциям поддержания, до 180 дней - изъятия ликвидности). Ставки по аукционным опера­циям могут определяться либо НБ, либо на конкурентной осно­ве; лимиты по ним не устанавливаются.

На аукционной основе проводятся следующие операции:

Покупка-продажа государственных ценных бумаг и цен­ных бумаг Национального банка на условиях РЕПО;

Эмиссия краткосрочных облигаций НБ; . депозитный аукцион;

Ломбардный аукцион.

Двусторонние OOP ориентированы на ограниченную поддер­жку ликвидности в банках в случаях ее непредвиденного значительного оттока; проводятся по индивидуальным заявкам банка сроком до 14 дней. Особенностью данных операций является не­обходимость согласования с Национальным банком объемов, срока рефинансирования, а также вида используемого инстру­мента. Ставка по двусторонним операциям носит штрафной ха­рактер; лимиты по ним также не устанавливаются.

На двусторонней основе проводятся следующие операции: ломбардный кредит по фиксированной ставке, покупка у бан­ков иностранной валюты на условиях СВОП и операции по встречному размещению депозитов.

К операциям структурной настройки относятся: покуп­ка-продажа государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг НБ на условиях до погашения. Данные операции иници­ируются Национальным банком и проводятся с целью коррек­тировки долгосрочных параметров денежного предложения с учетом целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Став­ки по этим операциям ориентируются на аукционные сделки; лимиты по ним не устанавливаются.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!