Законодательство в банковской сфере. Основные нормативные акты по банковскому делу. Федеральные законы о банках

Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

Перечень основных законодательных актов , регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов , утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков” , утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.

Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

Скачать

Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по . Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

Последние изменения в 395-1-ФЗ

Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

  • ст 1 ФЗ 395-1 дополнилась частями 3 и 4 об универсальной и базовой лицензии, существующую уже третью и четвертую часть предписывается считать соответственно пятой и шестой;
  • была введена статья 5.1 об особенностях осуществления сделок при базовой лицензии;
  • в статье 8 Закона о деятельности кредитных организаций была изменена формулировка пунктов 1 и 2 первой части и часть 13, также были добавлены части 14 и 15 о базовой лицензии кредитной организации и особенности раскрытия информации;
  • во второй части ст 10 ФЗ 395-1 изменена редакция пунктов 1 и 3, второй пункт утратил силу;
  • изменилась редакция части 2 статьи 11 ;
  • статья 11.1 Закона о деятельности финансовых учреждений была дополнена частью 11 о полномочиях единоличного исполнительного органа банка, а также о возможности неприменения частей 6 и 7;
  • ст 11.1-2 Федерального закона 395-1 была дополнена пятой частью о возможности не назначать руководителя службы внутреннего контроля при базовой лицензии;
  • была полностью изменена редакция статьи 11.2 о минимальном размере капитала финансовой организации;
  • введена статья 11.4 о порядке смены типа лицензии с универсальной на базовую и обратно;
  • в статью 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” введена часть 2 об установлении Банком России формы лицензий, части 2-10 теперь считаются частями 3-11, добавлена часть 12 о возможности перейти обратно на универсальную лицензию после ее смены на базовую;
  • в шестом абзаце пункта 1 части 1 статьи 16 были исключены слова «от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ» и «(далее — «)»;
  • в ст 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” внесены коррективы в формулировку, полностью изменена редакция пунктов 5-12, пункт 13 утратил силу;
  • пятая часть статьи 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” была дополнена предложением о публикации сведений о местонахождении главного офиса и филиалов на официальных сайтах;
  • в ст 23 ФЗ 395-1 были добавлены части 9-12 о получении кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, части 9-13 считаются частями 13-17;
  • в статье 23 Закона “О банках и банковской деятельности” часть 16 полностью изменила свою редакцию;
  • введена статья 23.6 о получении микрофинансовой компанией статуса кредитной организации с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;
  • статья 24 Федерального закона 395-1 дополнилась частью 5 о деятельности учреждения с базовой лицензией на рынке ценных бумаг, части 5-15 считаются теперь частями 6-16;
  • в четвертой и пятой частях статьи 25.1 были скорректированы формулировки согласно общим изменениям законодательства;
  • статья 26 ФЗ 395-1 дополнилась частями 41 и 42 о разглашении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» банковской тайны третьим лицам;
  • изменена редакция части 1 и 2 статьи 35 ;
  • в ст 36 Федерального закона 395-1 скорректированы формулировки некоторых положений.

Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

Изменения для коммерческих банков

При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

  • качественное улучшение активов компаний и оказываемых услуг;
  • повышение надежности вкладов;
  • усиление конкуренции.

Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

Закон “О банках и банковской деятельности” редактируется в соответствии с текущими изменениями. Приоритет ставится именно на повышение качества услуг и создании стабильной финансовой системы.

Эксперты ожидают сокращение количества коммерческих банков до 500. Указывается при этом, что наиболее оптимальный для страны вариант — не больше ста банковских учреждений. На начало 2017 года действующих банков насчитывалось 623.

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ - Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Федеральные законы о банках

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании , закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Закон о банках и банковской деятельности

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны - работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности - это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие "банку", "банковской группе", "кредитной организации", "банковским операциям", "вкладам и вкладчикам" и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Нормативно-правовые акты

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере - это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций - один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

Переход Российской Федерации к рыночным основам организации и функционирования народного хозяйства обусловливает необходимость приведения национального банковского законодательства в соответствие, во-первых, с потребностями рыночной экономики и, во-вторых, с основными принципами построения его в зарубежных странах, накопивших богатый опыт правового регулирования в данной области. Потребность в гармонизации банковского законодательства России и зарубежных стран диктуется постоянно развивающимися связями между российскими и иностранными банками. Банковское законодательство представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня и характеризуется рядом специфических особенностей.

Первой такой особенностью является его межотраслевой характер, поскольку банковское законодательство содержит нормы различных отраслей права. Наибольшее значение в нем имеют нормы конституционного, административного и гражданского права. Вместе с тем многогранность самой банковской деятельности дает основания включать в состав банковского законодательства также нормативные акты, содержащие нормы уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей права.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Следовательно, Конституцией России четко установлена федеральная компетенция в правовом регулировании всех основных вопросов банковского законодательства.

Статьи 74 и 75 Конституции Российской Федерации 1993 года устанавливают важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами, в частности, принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств, а также основополагающие права и обязанности центра банковской системы России - Центрального банка Российской Федерации. Статьей 75 Конституции установлено исключительное право Центрального банка Российской Федерации на осуществление денежной эмиссии официальной денежной единицы - рубля. При этом Конституция содержит прямой запрет введения и эмиссии других денег и, как это вытекает из анализа данной статьи, эмиссии денег каким бы то ни было другим органом государственной власти Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции России основной функцией Центрального банка Российской Федерации, осуществляемой им независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Следовательно, учитывая независимость выполнения данной задачи, становится очевидным, что именно ее решение становится основной обязанностью Центрального банка Российской Федерации, за невыполнение которой он должен нести всю полноту ответственности перед государством и обществом.

Наконец, согласно пункту "г" статьи 83 и пункту "в" статьи 103 Конституции России Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность и ставит перед ней вопрос об освобождении Председателя Центрального банка Российской Федерации, а Государственная Дума соответственно осуществляет его назначение и освобождение от должности. Статья 114 Конституции России уполномочивает Правительство Российской Федерации на разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также на проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Таким образом, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении кредитно-денежной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определения органов, уполномоченных выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядка их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач.

Трудно переоценить и роль норм административного права в составе банковского законодательства. Именно эти нормы, содержащиеся в основных банковских законах и многочисленных подзаконных актах, призваны обеспечить управление банковской системой в целом.

Правовой базой осуществления предпринимательской деятельности в кредитно-банковской сфере являются нормы гражданского законодательства. В настоящее время фундаментом гражданского законодательства, регулирующего многообразные имущественные и личные неимущественные отношения субъектов нижнего уровня банковской системы, являются нормы части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Гражданский кодекс устанавливает ряд принципиальных положений в отношении понятия юридического лица, его правоспособности и т.д., что в полной мере относится и к субъектам нижнего уровня банковской системы.

В нем даны общие правила о юридических лицах (понятие, признаки, порядок возникновения и прекращения, виды) и праве собственности юридических лиц, а также отсылки к Закону об обществах с ограниченной ответственностью и Закону об акционерных обществах, принятие которых предусматривалось Законом о введении в действие ГК РФ.

ГК РФ содержит правовые нормы, регулирующие общие правила совершения сделок, которым, безусловно, подчиняются нормы, регламентирующие совершение банковских операций и других сделок банками и иными финансовыми институтами, работающими в кредитно-банковской сфере.

Необходимым представляется принятие ряда законодательных актов прямого действия, которые устранили бы порой излишние общие и неконкретные положения действующего Закона "О банках и банковской деятельности".

Другой специфической особенностью банковского законодательства является множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Такое положение обусловливается, прежде всего, неполнотой охвата складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений законодательными актами, хотя по сравнению с другими законодательными массивами обеспеченность банковского законодательства именно законами как актами высшей юридической силы относительно более высока. Эта неполнота неизбежно порождает заполнение существующих пробелов подзаконными (в основном, ведомственными) нормативными актами. Однако не только неполнота законодательного регулирования принципиальных вопросов, но в отдельных случаях и прямая передача важнейших вопросов правового регулирования этих отношений законодателем в ведение органов исполнительной власти усугубляют положение в данной области. Характерным примером такого подхода к управлению банковской сферой является, например, политика Центрального банка Российской Федерации в отношении минимального уставного капитала коммерческих банков. В соответствии со статьей 35 Закона о Центральном банке России на Центральный банк Российской Федерации возложено денежно-кредитное регулирование экономики России, которое он осуществляет путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, регулирует эмиссию операций ценных бумаг. Согласно статье 62 Закона о Центральном банке России, он устанавливает для банков ряд обязательных экономических нормативов, в том числе минимальный размер уставного капитала. Центральному банку Российской Федерации предоставляется право определять порядок расчета собственного капитала банков и оценки активов для установления предельного соотношения между размером капитала банка и суммой активов, а также расчета максимального размера риска на одного заемщика.

Недостатки банковского законодательства заключаются в следующем:

  • - во-первых, основные вопросы, касающиеся управления банковской системой, например, механизм установлений экономических нормативов, до сих пор не разрешены на законодательном уровне;
  • - во-вторых, далеко не все международно признанные средства регулирования банковской деятельности надлежащим образом отражены в действующем законодательстве (здесь, прежде всего, необходимо подчеркнуть отсутствие специального антимонопольного закона для финансовой сферы, а также закона, регулирующего предоставление потребительского кредита);
  • - в-третьих, вопросы, получившие достаточно полное регулирование, далеко не всегда снабжены надежным механизмом реализации (в частности, это относится к осуществлению банками и иными финансовыми институтами, работающими в кредитно-банковской сфере, так называемых трастовых операций, а также к отсутствию реального механизма исполнения залоговых обязательств при невозврате кредита);
  • - в-четвертых, недостаточно урегулированы вопросы, касающиеся банковских холдинговых компаний и вообще банковских объединений;
  • - в-пятых, в большинстве экономически развитых стран в руках одного органа верхнего уровня банковской системы не сосредоточивается столько властных полномочий, наоборот, в них законодатель, как правило, передает часть таких полномочий нескольким различным органам .

При определении источников банковского права , следует исходить из общеизвестных и принятых в правовой науке и практике подходов.

Во-первых, к источникам банковского права следует отнести конституционные нормы. Конституция РФ закрепляет нормы о Центральном банке РФ (статьи 75, 103); нормы, регулирующие права и свободы граждан в части установленных запретов на изъятие собственности (ст.35) и бесспорное списание счетов; нормы, устанавливающие компетенцию и уровень правового регулирования (банковское законодательство должно относиться к федеральному уровню и не допускать регулирования на уровне субъектов – ст. 7)

Во-вторых, в банковском праве выделяют общие и специальные законы. К общим законам можно отнести Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) , ФЗ РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , ФЗ РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» , ФЗ РФ от 10.12.2002 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. К специальным законам относятся ФЗ РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , ФЗ РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» , ФЗ РФ от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» .

В-третьих, Центральный банк РФ обладает правотворческой компетенцией. В этой группе можно привести примеры – Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» , Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации », Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» , Инструкция ЦБ РФ от 22.07.2002 № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» , Инструкция ЦБ РФ от 07.06. 2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» , Указание ЦБ РФ от 30.07.2004 № 1483-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц банком, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов» , Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» и др.

В-четвертых, международные правовые акты регулируют банковскую деятельность и составляют три труппы актов:

Правила совершения отдельных видов банковских операций (Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, типовые законы и руководства о международных кредитовых переводах, об электронном переводе средств, унифицированные правила о договорных гарантиях и гарантиях по первому требованию);


Двух- и многосторонние конвенции (Женевская конвенция о простом и переводном векселе, Конвенция о чеках, конвенции об оказании правовой помощи);

Международные банковские стандарты, разрабатываемой Международной организацией по стандартизации (ISO).

В-пятых, локальные нормативные акты банков и кредитных организаций, определяющие их правовой статус; положение служб и внутренних подразделений банка; правила обслуживания клиентов. Например, Положение о комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ 10.08.2004) и т.п.

В-шестых, судебная и арбитражная практика в сфере банковских отношений: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 № 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств»» , Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части 3 статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» , Решение Верховного Суда РФ от 30.08.2000 г. № ГКПИ 00-447 «О признании недействительными положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 г. № 64 и Письма ЦБ РФ от 19.02.1997 г. № 412» , Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 г. № 41 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков» , Постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 г. № 5 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета» , Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.1998 г. № 31 «О применении арбитражными судами ареста денежных счетов кредитных организаций в качестве меры по обеспечению иска» и т.д.

В-седьмых, банковские правила и обычаи, выделяемые по тем же основаниям, что и правовые обычаи. К банковским обычаям можно отнести заботливость банка об интересах клиента, обычаи предоставления кредита, визирования юристами приказов, иных актов руководства банка. За рубежом имеются своды банковских правил и обычаев, подготовленные ассоциациями банков и банкиров. В России подобного свода нет, но по мере развития и становления банковской системы, он может быть создан.

Привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, биллей, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности до реорганизации и банкротства. Дальнейшая интеграция экономики стран ЕС привела к тому, что в Европейском союзе был создан Европейский центральный банк, происходит координация банковского законодательства стран — членов ЕС. В будущем национальные банковские законодательства будут сближены с помощью различных документов Европейского союза, а основные положения найдут отражение в соответствующих национальных законах, что уже подтверждается принятием в некоторых странах ЕС (Германии, Англии) в 1998 г. новых банковских законов.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и с основными принципами построения его в зарубежных странах.

Банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, постепенно перерастающая в отрасль права, иначе говоря, это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих товарно-денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности.

В то же время банковское законодательство представляет собой совокупность и административно-правовых норм (финансово-правовых), регулирующих управление государственными финансами со стороны субъектов банковской системы.

Принципы банковского законодательства

Банковское законодательство основывается на определенных принципах. Их можно разделить на две группы.

1. Общие принципы — определяют конституционный статус субъектов банковской деятельности и устанавливают основы экономической системы Российской Федерации. К ним относят те, которые либо прямо выражены в конкретных конституционных нормах, либо получили воплощение в положениях многих норм Конституции РФ. Среди них можно выделить: принцип неприкосновенности собственности (ст. 35 Конституции РФ); принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); принцип свободы договора (п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 421, 422 ГК РФ); принцип необходимости конкуренции и запрещения монополии (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ; закона о конкуренции пока нет); принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), который предполагает свободное перемещение по территории Российской Федерации услуг и финансовых средств при наличии единой денежно-кредитной системы; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права , т.е. сочетание частных интересов банков и их клиентов и экономико-публичных интересов, поскольку банковское законодательство является отраслью, в которой публично-правовые элементы все глубже проникают в грань частного права, образуя комплексные правоотношения, где сказывается паритет частных и публичных начал (ст. 35 Конституции РФ).

2. Специфические принципы — регламентируют порядок построения, функционирования и развития банковской системы. Они включают как принципы организационно-правового построения и развития банковской системы, так и принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности. К организационно-правовым можно отнести прежде всего принцип двухуровнего построения банковской системы (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), в соответствии с которым первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй — коммерческими банками и кредитными учреждениями. Вторым принципом выступает принцип экономического районирования при построении Банка России (ст. 85 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), проявляющийся в создании территориальных управлений Банка России. Третий принцип — это принцип дифференциации полномочии , предполагающий разграничение для Центрального банка нормотворческой и хозяйственной деятельности, что ограничивает возможность участия Банка России в коммерческих банках, за исключением Сбербанка РФ.

К принципам, определяющим порядок осуществления банковской деятельности, относят: принцип независимости Центрального банка ; принцип ответственности Центрального банка за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип монопольной эмиссии и организации денежного обращения; принцип сочетания государственного управления банковской системой и самоуправлением ; принцип недопустимости вмешательства органов власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций; принцип регулирования банковской деятельности кредитных организаций; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций, принцип срочности, платности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности; принцип банковской тайны.

Банковское законодательство в целом представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня. Оно характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Межотраслевой характер банковского законодательства, что означает отражение основ банковской деятельности в различных отраслях права: в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуать- ном, уголовно-процессуальном. Так, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ гласит, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами: принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств (ст. 74), а также основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы РФ — Банка России, в частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно п. 1 ст. 75 исключительной денежной единицей в России является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется только Центральным банком РФ, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 75 основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности, а Государственная Дума осуществляет назначение на должность и освобождение его от должности.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, ст. 185-186 УК РФ предполагают уголовное преследование, которое возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги (п. 1 ст. 186 предполагает наказание от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, а п. 2 ст. 186 — от 7 до 12 лет) и ценные бумаги (ст. 185 — штраф), а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, а п. 1 ст. 152 УК РФ — уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, что позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство. Глава 22 УК РФ учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу (ст. 199). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Нормы административного нрава содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок его отчетности, принципы организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятия кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ: определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации илицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации. Именно эти вопросы отражают основные задачи административного права.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, проведение государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ) и прекращение деятельности (ст. 54 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ даны общие правила о статусе юридических лиц (гл. 4) и праве собственности юридических лиц, правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются договоры, применяемые в банковской деятельности, такие как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Подробно рассматриваются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Главы 25 и 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных, формам расчетов (платежных поручений, аккредитивов, инкассо, чеков). В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

2. Множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Это связано прежде всего с неполнотой охвата законодательными актами складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений, несмотря на имеющиеся основные законы, такие как федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О финансовом лизинге», «Об ипотечных ценных бумагах». Эта неполнота порождает заполнение существующих пробелов подзаконными актами, в чем отражается нормотворческая функция Центрального банка РФ. Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля; проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы; развитие надзора за банковской деятельностью; развитие правовой основы регулирования системы расчетов, а также совершенствования операций с финансовыми инструментами и цепными бумагами. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на него возложено денежно-кредитное регулирование, которое он осуществляет путем определения норм обязательного резервирования, учетных ставок, экономических нормативов проведения операций с ценными бумагами, устанавливает для банков ряд экономических норм, что приводит к изданию соответствующих инструкций (инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», № 110-И «Об обязательных нормативах банков»). Примером является политика ЦБ РФ в отношении минимального уставного капитала, когда он увеличивает уставный капитал в течение очень короткого периода времени.

3. Некоторые акты банковского законодательства одновременно принадлежат и к другим отраслям законодательства. Так, в США при рассмотрении проблем правового регулирования отдельных банковских операций самостоятельному анализу подвергаются Закон о защите потребительского кредита и Закон о потребительском лизинге, в ФРГ — Закон об ипотечном кредите, который используется в области жилищного строительства, в России — законы «О финансовом лизинге», «О простом и переводном векселе».

Источниками банковского права в Российской Федерации служат Конституция, указы Президента, федеральные законы, Гражданский кодекс, законодательные и подзаконные акты. Кредитные учреждения при организации и в своей деятельности должны соблюдать законы, не только специально к ним относящиеся, но и регулирующие имущественный оборот вообще — залоговое право.

Таким образом, «банковское законодательство» — это весьма многогранный термин, охватывающий как общие принципы организации и деятельности банков, так и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.

Пределы компетенции банков устанавливаются федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования является деятельность либо самих банков, либо их клиентов. Серьезное внимание законодателя к функционированию кредитных организаций объясняется той ролью, которую играют финансы и банки в жизни общества.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы. Будучи подготовленным исполнительными и законодательными органами в различных странах, оно представляет собой один из важнейших инструментов всего механизма государственного регулирования банковской системы.

Банковское законодательство определяет основные направления и пути, в которых формируются, развиваются и действуют банки.

Как правило, данное законодательство предусматривает типы и виды банков, которые действуют в той или иной стране, определяет лицензирование операций и услуг банков, условия и нормы работы на рынке капиталов и ценных бумаг, формы взаимоотношений с центральными банками и министерством финансов, а также с другими государственными учреждениями надзора, устанавливает нормативы и правила ликвидности, рентабельности, формы организации и собственности банков.

Эволюция банковского законодательства

Как инструмент регулирования, банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, т.е. находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют прежде всего банковские законы, которые принимались и реализовались еще XVIII- XIX вв., на заре формирования и развития банковских систем и отдельных типов банков.

При этом по мере эволюции банковские законы становились все более жесткими для того, чтобы препятствовать банкротствам банков, мошенничеству и спекуляции. Эволюция этого законодательства в различных странах была направлена прежде всего на повышение эффективности банковской системы.

Одно из направлений эволюционного развития — постоянное внесение дополнений и поправок к банковскому законодательству. Эта тенденция характерна для европейского, американского, азиатского (Япония) законодательства и связана с меняющимися конъюнктурными условиями в целом как в экономике страны, так и на отдельных рынках — рынках капиталов, ценных бумаг, в самой кредитной системе.

В качестве примера можно проследить развитие американского банковского законодательства. До кризиса 1929-1933 гг. в США существовало относительно либеральное банковское законодательство, которое позволило коммерческим банкам широко применять различные спекулятивные операции, в том числе с акциями. В результате «Великой депрессии» большое количество банков обанкротилось, что усугубило кризис перепроизводства США. Банковская система оказалась слабым звеном в рамках кризисных процессов в США, поэтому после кризиса возникла необходимость ее регулирования и обеспечения устойчивости. В 1933 г. был принят Закон Глассала-Стигола, который разделил банки на коммерческие и инвестиционные. Первые должны были ограничить свою деятельность ссудно-кредитными операциями и вложениями в государственные ценные бумаги, вторые обязаны были заниматься только корпоративными ценными бумагами, в основном по линии посреднического размещения. Как показала последующая практика, этот закон оказал эффективное воздействие на всю банковскую систему США. На протяжении 1940-1990-х гг. каких-либо существенных потрясений в банковской сфере США не было.

На банковское законодательство западных стран большое влияние оказало усиление государственного регулирования экономики после кризиса 1930-х годов. Ужесточение банковского законодательства в рамках государственного регулирования произошло вследствии организации смешанных банков или национализации некоторых банков. Этот процесс наиболее характерен для ряда стран континентальной Европы, особенно в первые послевоенные годы, когда достаточно значительное место стала занимать государственная собственность. Речь идет о Франции, Италии, Испании, ФРГ, Скандинавских странах. Это в определенной степени касается также ряда крупных развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые стремятся иметь стабильные банковские системы, необходимые для мобилизации ссудного капитала в их национальные экономики.

Это доказывает, что банковское законодательство находится в постоянной эволюции в отношении своеобразной изменяющейся экономической сферы. При этом специфика банковского законодательства заключается в том, что в ряде случаев его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в самой банковской сфере. Поэтому во многих странах в законодательство вносятся поправки исходя уже из прошедших событий и изменений на рынке. Так, многие коммерческие банки в 1970-х годах существенно дифференцировали свои операции за счет финансовых услуг: трастовых, факторинговых, лизинговых, страховых. Однако долгое время эти услуги не всегда четко отражали данные изменения в финансовой сфере либо вообще не отражали, либо не регламентировали в тех или иных странах.

Так, Закон о дерегулировании кредитной системы США 1982 г. выравнял процессы накопления капитана между коммерческими и сберегательными банками, поскольку последние имели преимущество перед первыми по уровню процента по вкладам. Это позволило в начале 80-х годов XX в. установить реальную конкуренцию между двумя типами американских банков за привлечение сбережений населения по вкладам и создать равномерный перелив денежных средств.

Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые разрабатывают центральные банки на основе законов о деятельности Центрального банка. Благодаря этой взаимной системе законодательных положений центральные банки осуществляют регулирование банковской системы той или иной страны, а через нее проводят денежно-кредитное регулирование экономики. Механизм такого косвенного взаимодействия осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в центральных банках, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кроме того, существуют также селективные методы воздействия на банковскую систему путем регулирования отдельных кредитных операций. Все это позволяет достаточно активно воздействовать на политику банков, определяя этапы кредитной экспансии или кредитной рестрикции, а также размеры накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Важным аспектом банковского регулирования является также налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так и в самом банковском законодательстве, что в определенной степени зависит от специфики банковской системы или правовых традиций той или иной страны.

Напоговое законодательное регулирование включает изменение налоговых ставок как прибыль от основной деятельности банков, различные другие доходные операции (лизинг, факторинг, трастовые).

Банки облагаются налогом на прибыль, как и все действующие юридические лица в данных экономических условиях. Однако размер налогов существенно различается не только по странам, но и по отдельным типам банковских институтов. Что касается послед-них, то, как правило, наиболее льготные налоговые условия получают сберегательные и ипотечные банки, осуществляющие кредитование населения через потребительский и ипотечный кредит. Кроме того, льготное налогообложение могут получать все типы банков малых размеров, а также вновь начинающие действовать на рынке. Налогообложение оказывает существенное воздействие на деятельность банковской системы. Так, увеличение налогов может способствовать замедлению накопления капитала банков, уменьшению их кредитной деятельности и, кроме того, ведет к повышению процентных ставок, а также к замедлению активности банков на рынке капиталов, что отражается на общей экономической конъюнктуре. Наоборот, сокращение налогов на доходы банков будет в целом способствует расширению банковских операций путем снижения процентных ставок. Поэтому налоговое регулирование в рамках банковского законодательства может быть достаточно эффективным для банковской системы, что подтверждает практика развитых стран Запада в 60-90-х гг.

Налоговое банковское законодательство в западноевропейских странах подвергается постоянным изменениям, что обусловлено развитием как самой банковской системы, так и денежно-кредитной и финансовой политикой правительств этих государств. Особый интерес в этой связи представляют 15 стран, входящие в Европейский союз. В связи с тем, что был создан Европейский центральный банк, банковские операции всего Союза проходят определьнос регулирование и достаточно жесткий контроль.

Однако вопросы налогового регулирования банков до настоящего времени остаются еще не решенными. Так, градация налогов на прибыль коммерческих банков 15 стран — членов Европейского союза составляет в настоящее времятот 10 до 52%. Наиболее высокая налоговая ставка для коммерческих банков в ФРГ (52,4%), а самая низкая в Греции (10%) ! . Поэтому задача будущего налогового регулирования состоит в том, чтобы с помощью единого налога на прибыль упорядочить уровень налогов, что позволит поставить банки на один, общий уровень налогообложения и, таким образом, конкуренции. Однако это является довольно трудной задачей, так как уровень развития банковской системы различается по странам. Так, наиболее развитые и мощные банковские системы существуют в Англии, ФРГ, Франции и Италии, они аккумулируют и мобилизуют огромные денежные средства. При этом также надо принять во внимание, что во всех странах Союза существуют государственные или смешанные банки. Поэтому выравнивание налогообложения банков является пока еще серьезной проблемой для наднационального регулирования банковских систем.

Другая проблема, возникшая этой сфере, — это принятие в Европейский союз в 2004 г. 10 новых членов, включая страны Восточной Европы и государств Балтии. Основная сложность заключается в том, что банковские системы этих стран сформировались сравнительно недавно, они уступают 15 странам Союза по размерам, объему аккумуляции и мобилизации денежных капиталов. Поэтому выравнивание налогообложения банков новых стран — членов Союза может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Все это вызывает определенную озабоченность как наднациональных органов Европейского союза, так и правительств данных стран. Однако постепенно налогообложение на прибыль банков должно сближаться. Это также касается и других налогов на банки, в частности налога на добавленную стоимость.

Банковское законодательство, как правило, предусматривает также определенные льготы для некоторых типов банков, созданных в рамках государственной или смешанной собственности для специальных целей социально-экономического развития страны. Такие банки осуществляют кредитование специальных целевых проектов в области промышленности, науки и инфраструктуры (включая строительство дорог, портов, социальных объектов). Такой метод регулирования путем создания государственной собственности в банковской сфере широко распространен в странах континентальной Европы (Франции, Италии, Испании, Португалии, Скандинавских странах), а также в крупных развивающихся странах Азии, например Турции, и Латинской Америки.

Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблемы экономического развития путем реализации крупных инвестиционных проектов национальных масштабов. Кроме того, наличие государственной собственности в банках дает возможность осуществлять воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентной ставки.

Важной стороной банковского законодательства является регулирование операций с валютой и ценными бумагами. Практически любое банковское законодательство определяет разрешение (лицензирование) на проведение валютных операций, включая нормы поведения на валютных рынках, объемы операций, характер сделок.

В тех странах, где существуют свободная конвертируемая валюта, свободный спрос и предложение, законы в основном регулируют деятельность коммерческих банков, которые являются главными приоритетными носителями валютных операций. В странах с частичной конвертируемостью или неконвертируемой валютой уполномоченные коммерческие банки концентрируют валютные операции в своих руках. Таким образом, банковское законодательное регулирование определяет масштабы валютных операций, проводимых в банковской сфере.

Другой аспект банковского законодательства — это регулирование операций банков с ценными бумагами, которые являются важным элементом активных операций. Особенность данного законодательства заключается в том, что оно определяется видами ценных бумаг, в которые разрешается вкладывать денежные ресурсы банков. В одних случаях это разрешение касается всех бумаг, в других — существуют ограничения. Приоритетными для банков являются государственные ценные бумаги (облигации на различные сроки). Однако этот приоритет возник после значительных экономических потрясений, т.е. «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда банки, особенно коммерческие, злоупотребляли корпоративными бумагами, проводя крупные спекулятивные операции. Это привело к огромным биржевым потрясениям как в США, так и в Европе. Поэтому коммерческим и сберегательным банкам было разрешено вкладывать денежные ресурсы исключительно в государственные ценные бумаги различного уровня (центрального и местных правительств).

Ограничения действуют и в других развитых странах, но эти правила более либеральные. Для государства вложения в государственные ценные бумаги выгодны по двум причинам: во-пер- вых, они уменьшают опасности спекулятивных операций с корпоративными ценными бумагами со стороны всех типов банков; во-вторых, постоянное приобретение госбумаг банками обеспечивает правительствам непрерывное финансирование госрасходов и покрытие бюджетного дефицита.

Банковское законодательство может быть разделено на две части: центральное (федеральное) и местное. Главную роль в регулировании банковской системы выполняют основные законы, принятые центральной исполнительной и законодательной властью. Дополнительную роль играет местное законодательство, регулирующее локальную деятельность банков, как основную, так и второстепенную. В США осуществляется банковское законодательство на уровне штатов по основным параметрам. В Западной Европе законодательство определяет деятельность банков в основном по линии муниципальных ценных бумаг и уровень налогообложения отдельных банковских операций.

Банковское законодательство обязательно предусматривает органы надзора, куда, как правило, включаются Центральный банк страны, Министерство финансов, специальные комитеты при правительствах, парламентах и местных органах власти.

В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой банковской системы в России в течение 1990-х гг. были разработаны и приняты законы о банках и банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов банков. Кроме того, новые законы и нормативные акты, принятые после банковского кризиса в августе 1998 г., отразили мероприятия по реструктуризации банковской системы России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!