Смотреть страницы где упоминается термин гербовый сбор. Что значит "гербовый сбор" Всем известный государственный сбор в

Гербовый сбор . Спор о том, что такое Гербовый сбор, есть ли это пошлина или налог, до сих пор остается в неопределенном положении. По прежнему Гербовому сбору придается компромиссный, двойственный характер: и пошлины и налога; пошлины как платы за услуги государства при обращениях в государственные учреждения (вернее, плата за время и труд по делопроизводству); налога — как налога на обращение или переход ценностей. Но главное свойство Гербового сбора, отличающее его от других налогов и сборов это — его документность. Гербовый сбор есть сбор документный, взимаемый лишь с действительно подаваемых, выдаваемых, совершаемых и передаваемых документов. Поэтому обращение и сделки словесные оплате Гербовым сбором не подлежат. Помимо этого основного свойства у Гербового сбора есть еще весьма характерные стороны, заметно выделяющие его из ряда всех других налогов и сборов: а) универсальность сферы его действия, охватывающая все явления жизни и все стороны деятельности человека, все моменты как публично-правовых, так и гражданско-правовых отношений, раз все это получило в той или иной форме письменное выражение, возникновение которого одновременно вызывает и вопрос об отношении к нему Устава о гербовом сборе; б) казуистичность: с развитием публично- и гражданско-правовых отношений возникают и новые письменные формы этих отношений. Формы эти опережают существующие уже законодательные нормы гербового обложения, вследствие чего многие документы с трудом могут быть подводимы под общие положения Гербового устава. Подробный же перечень, издаваемый в развитие и детализацию этих общих положений, будучи не в силах не только предугадать появление новых письменных форм, но даже нагнать уже появившиеся формы, естественно не исчерпывает и не может исчерпывать всех возникающих в круговороте жизни документов, выражающих эти новые взаимоотношения; это самая характерная и вместе с тем сложная и трудная сторона Гербового сбора, требующая от неподготовленного среднего плательщика зачастую непосильного для него юридического подхода к определению природы документа; в) автоматичность взимания: Гербовый сбор уплачивается как бы сам собой, самотеком, по мере надобности в совершении или выдаче подлежащего Гербовому сбору документа, или в обращении в правительственное учреждение по несвободному от Гербового сбора делу. Это свойство Гербового сбора создает для фиска очень благоприятные условия: легкость способа уплаты сбора (гербовыми знаками или наличными деньгами под квитанцию), своевременность поступления сбора в казну, а также крайнюю дешевизну содержания аппарата по взысканию сбора (в отличие от аппарата по взиманию прямых налогов — промыслового, подоходного и др.). Но это же свойство, выгодное для фиска, в связи с упомянутой выше казуистичностыо, представляет немало неудобств для плательщика сбора: при возникновении необходимости в совершении какого-либо документа плательщик часто бывает предоставлен самому себе в разрешении вопросов, что представляет собою документ по содержанию с точки зрения Гербового устава, подлежит он Гербовому сбору или свободен от него; если подлежит, то какому: простому или пропорциональному и какого именно разряда и т. д. — иначе он рискует или переплатить, или, что гораздо хуже, не доплатить Гербовый сбор. В случае же нарушения Гербового устава вследствие неправильного понимания его, на него, плательщика, ложится тяжесть ответственности за такое неправильное понимание закона. Но среди всех перечисленных невыгод или неудобств Гербового устава для плательщика есть, однако, и положительная для него сторона: неоплата, неполная или несвоевременная оплата документа Гербового сбора или неправильное погашение гербовых знаков (марок или бумаги) вообще не лишает его юридической силы судебного доказательства (вопреки иностранному законодательству по Гербовому сбору, например, французскому), за исключением, впрочем, векселей, которые, будучи написаны с нарушением Гербового устава, теряют силу векселя и превращаются в простую долговую расписку; процентных бумаг, которые до оплаты их Гербового сбора не могут быть выпущены в обращение, и нотариальных актов, которые до внесения причитающегося с них Гербового сбора не могут быть занесены в книгу. В последних трех случаях, единственных в области пропорционального гербового обложения документов по переходу ценностей, Гербовый сбор носит характер также и пошлины, как платы за услуга государства, берущего на себя охрану прав плательщика. Универсальный характер Гербового сбора и автоматичность (легкость) его взимания ставят Гербовый сбор в смысле доходности на одно из первых мест среди поступлений по другим налогам, сборам и пошлинам. Правда, такой финансовый результат в России достигнут был не сразу. Уже со времени первой кодификации разрозненных до того законодательных актов по Гербовому сбору (1857 г.) и, в особенности, при проектировании первого самостоятельного Устава о Гербовом сборе (1874 г.) возникает вопрос об изыскании мер к усилению доходности по Гербовому сбору, бывшей тогда ничтожной по сравнению с доходностью по другим налогам, сборам и пошлинам. Мерами этими признавались: повышение некоторых ставок Гербового сбора привлечение некоторого рода документов к повышенному обложению, уменьшение числа изъятий, облегчение способа и порядка оплаты, устранение противоречий между отдельными постановлениями по Гербовому сбору и вообще возможное упрощение закона о Гербовом сборе («Труды Комиссии по пересмотру податей и сборов», тт. VI и XXII). (Как видно, об облегчении и упрощении Гербового устава заговорили не со вчерашнего дня.) В результате постепенного и осторожного осуществления намеченных мер на протяжении довольно продолжительного периода Гербовый сбор у нас стал давать доход, на какой вправе было рассчитывать государство, какой он по своей природе почти безболезненно мог дать и какой сравнительно давно он уже давал в иностранных государствах. По справке к представлению Министерства Финансов по проекту Гербового устава 1893/94 г. Гербовый сбор за время с 1850 по 1861 г. (за более ранний период сведений нет) в среднем ежегодно давал 3.877 т. руб.. в 1861 г. — 4.311 т. руб., в 1862 г. — 4.988 т. руб. (вследствие повышения цен всех сортов и разборов гербовой бумаги); в дальнейшем, с понижением цен вексельной бумаги, поступление Гербового сбора понижалось до 1875 г. — до введения в действие нового Гербового устава и выпуска гербовых марок, после чего за первые 3 года (1876 — 1878 гг.) Гербовый сбор дал в среднем в год 9.500 т. руб.; далее, в 1879 г., вследствие возвышения некоторых ставок, Гербовый сбор дал 13.800 т. руб., в 1880 г. — 14.000 т. руб., в 1881 — 14.500 т. руб., в 1882 — 15.000 т. руб. с 1883 г. по 1892 г. Гербовый сбор то несколько увеличиваясь (до 16.000 т. руб.), то уменьшаясь (1885 и 1886 гг. до 15.000 т. руб.) и снова, вследствие возвышения в 1887 г. простого и актового Гербового сбора и некоторых законодательных изменений, возрастая, дошел в 1892 г. до 20.000 т. руб. С 1893 по 1902 г.. Гербовый сбор вырос до 37.000 т. руб. Затем, по данным б. департамента окладных сборов, дал в 1903 г. 41.000 т. руб., 1904 г. — 43.000 т. руб., 1905 г. — 44.500 т. руб., 1906 и 1907 гг. — по 47.500 т. руб., 1908 г. — 54.600 т. руб., 1909 г. — 62.500 т. руб., 1910 г. — 67.000 т. руб., 1911 г. — 76.500 т. руб., 1912 г. — 88.000 т. руб., 1913 г. — 100.000 т. руб., 1914 г. — 95.000 т. руб., 1915 г. — 115.000 т. руб., 1916 г. — 145.000 т. руб., 1917 г. — 130.000 т. руб., 1918 и 1919 гг. — по 100.000 т. руб., 1920 г. (по 15 октября) — 75.000 т. руб., 1922/23 (с 1 марта) бюджетный год — 20.000 т. руб., 1923/24 г. — 37.000 т. руб., 1924/25 г. — 90.000 т. руб., 1925/26 г. — 140.000 т. руб.

Из приведенных данных видно, что кульминационного пункта поступление по Гербовому сбору достигло в 1916 г. (145.000 т.) после последнего повышения ставок; затем с наступлением великой революции, вследствие временного затишья частной промышленности и торговли и налаженности государственной жизни. Гербовый сбор естественно пошел на понижение до отмены его в 1920 г.; восстановленный же в 1922 г. он, начав всего с 20.000 т., с каждым годом (бюджетным) удваивался до заметной цифры 40.000 т.

Возникновение Гербового сбора относится к XVII веку (некоторые историки начало Гербового сбора отодвигают значительно дальше, относя его к эпохе Юстиниана). Установление этого сбора-налога, необременительного для плательщиков, первоначально в Голландии в 1624 г. произошло с целью чисто фискальною, каковой характер остался за ним и на все последующее время вплоть до наших дней. Благодаря этому своему положительному качеству сбор этот быстро распространился по Европе: во Франции — с 1654 г., в Пруссии — с 1682 г., в Австрии — с 1686 г., в Англии — с 1694 г.

В России Гербовый сбор (гербовая пошлина) был введен при Петре I в 1699 г. Для пополнения государственной казны и укрепления во всех делах крепостей, а также для предотвращения споров по крепостным делам и пресечения возможности составлять подложные акты указом от 23 января 1699 г. предписывалось: в Москве во всех приказах, а в городах, пригородах и волостях, где есть приказные избы, иметь бумагу под гербом (отсюда и «гербовая» бумага, «гербовый» сбор) Московского государства следующих сортов: 1) под большим орлом, — на которой писать вотчинные, лавочные, дворовые и на людей крепости, сделочные записи и заемные кабалы на сумму выше 50 р. (гербовая бумага под большим клеймом); 2) под гербом величиною против золотого — для написания крепостей на сумму 50 р. и ниже и челобитных мировых (гербовая бумага под средним клеймом) и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных сказок и выписок в приказах по челобитным делам (гербовая бумага под меньшим клеймом). Гербовая бумага продавалась: под большим клеймом — по 3 алтына 2 деньги, под средним — по 2 деньги и под меньшими — по 1 деньге за лист. Заведывание гербовой пошлиной возложено было на Оружейную палату, где и клеймилась гербовая бумага так, что на листе было 2 клейма по 1 на каждом столбце полулиста, со словами: в большом гербе — «10 копеек», в среднем — «1 копейка» и в меньшем — «1 деньга». За написание крепостей и челобитных на простой, вместо гербовой, бумаге взыскивалась пошлина вдвое против подлежащей уплате за гербовую бумагу. Тогда же, при Петре I, положено было и начало пропорциональному Гербовому сбору. Высочайшим указом от 7 декабря 1699 г. было повелено: на бумаге под клеймом большого герба писать всякие крепости до 1.000 руб. включительно, а для суммы выше 1.000 руб. сделать особое клеймо и назначить цену по полуполтине за столбец и писать под ним до 10.000 руб. включительно, а сверх 10.000 руб. сделать еще клеймо и назначить цену за столбец по полтине и писать под ним всякие крепости и на многие тысячи рублей. Таково происхождение русского Гербового сбора (гербовой пошлины).

Уже с самого начала Гербовый сбор у нас принял двойственный характер: как платы за услуги государства (по челобитным) и как налога на переход ценностей — имущества (по крепостям). Приведенные основные узаконения о Гербовом сборе впоследствии подвергались частым изменениям, преимущественно в смысле увеличения размеров обложения и привлечения к нему новых объектов.

Последующие изменения обычно не согласовывались с предыдущими, вследствие чего самая система Гербового сбора у нас сделалась очень сложной и путаной. Некоторое упорядочение в этом отношении было сделано при кодификации первого Свода законов, при III издании которого в 1857 г. постановления эти были внесены в V том, в раздел 1-й Свода уставов о пошлинах под заглавием «О гербовом сборе». По этому Уставу оплата Гербового сбора документов производилась исключительно написанием их на гербовой бумаге; Гербовый сбор разделялся на простой и пропорциональный. В 1862 и 1868 гг. последовали новые изменения окладов обложения с установлением новых разборов гербовой бумаги.

Не устраненные этими изменениями сложность и запутанность, наличие большого количества изъятий, отсутствие карательных постановлений за нарушения и слабое, вследствие всего этого, поступление Гербового сбора привело к мысли о коренном пересмотре правил о Гербовом сборе, в результате чего в 1874 г. появился новый, на этот раз уже самостоятельный «Устав о гербовом сборе», действовавший до 1 марта 1900 г. Устав этот упростил систему обложения, отменив обложение бумаг внутреннего делопроизводства и установив вместо 9 всего лишь 2 ставки простого сбора — в 40 и в 5 коп., и облегчил способ оплаты, допустив уплату сбора бумагой, впервые введенными марками за каждый месяц. В Уставе введена ответственность частных лиц за нарушение устава: за неоплату или неполную оплату.

В 1893 г. приступлено было к новому коренному пересмотру Гербового устава, проект которого подвергся тщательному просмотру особой, образованной для этого комиссией при б. Государственном совете, был утвержден в июне 1900 г. и введен в действие 1 марта 1901 г. Это был последний дореволюционный Гербовый устав, действовавший до 15 октября 1920 г., т. е. до отмены советской властью всех вообще налогов и сборов. По уставу 1900 г.: 1) простой Гербовый сбор установлен 5 окладов: 5 коп., 10 коп., 15 коп., 60 коп. и 1 рубль, а пропорциональный двух видов: вексельный в 15 коп. с каждой сотни и актовый двух окладов: а) высшего — в 40 коп. с сотни до 10.000 руб. и в 4 руб. с тысячи после 10.000 руб. — и б) низшего — по 40 коп. с каждой тысячи, считая неполные сотни и тысячи за полные; 2) бумаги, акты и документы облагаются или не облагаются Гербовым сбором в зависимости от формы и порядка их совершения; 3) впервые привлечены к пропорциональному Гербовому сбору: а) документы по торговым сделкам (кроме кратких маклерских записок) — актовому низшего оклада; б) задаточные расписки; в) цертепартии (договоры о найме судов под груз); 4) установлена последующая после совершения оплата документов Гербового сбора; 5) как мера наблюдения, установлены ревизии учреждений публичного характера через податных инспекторов и других должностных лиц финансового ведомства. Устав 1900 г. в достаточной степени подтверждает налоговой характер Гербового сбора, чем, в сущности, и объясняется быстрое, при действии этого устава, повышение дохода по Гербовому сбору, оправдавшее возлагавшиеся на устав надежды; особенно же поступление усилилось с повышением по закону 1915 г. ставок Гербового сбора: простого — до 2 р., 1 руб. 25 коп., 25 коп. и 15 коп., пропорционального вексельного — до 20 к., актового — до 5 коп. и 50 коп. (с каждой полной и неполной сотни и тысячи рублей) и достигло 145.000 т., надо думать, главным образом благодаря обложению пропорциональным сбором торговых сделок.

Устав 1900 г. без изменений действовал до конца 1918 г., когда стали вводиться коррективы к нему советской законодательной власти. Первым законодательным актом в этом смысле явился декрет от 19 сентября 1918 г. об учреждении ревизионно-инструкционных по Гербовому сбору. Комиссий при местных органах НКФ (впоследствии вскоре — 29 октября 1919 г. — упраздненных). Из других декретов и постановлений за период 1918 — 1920 гг. укажем на следующие: Постановление ВСНХ от 26 декабря 1918 г. — об освобождении госпредприятий от Гербового сбора; Постановление НКФ от 3 марта 1919 г. и 4 апреля 1919 г. о льготах по Гербовому сбору по делам: о налогах и социалистического землеустройства; Декрет от 7 октября 1919 г. о повышении окладов Гербового сбора (простого в 20 раз и пропорционального в 10 раз); Постановление НКФ от 24 декабря 1919 г. об изменении порядка Гербового сбора бумаг, актов и документов в целях возможного облегчения плательщикам Гербового сбора исполнения правил о сем сборе: 1) допущение уплат Гербового сбора наличными деньгами, на одинаковых основаниях с гербовыми марками, без особого на то предварительного разрешения, 2) допущение уплаты Гербового сбора марками на всякую без ограничения сумму; 3) допущение оплаты Гербового сбора корешковых документов не по корешковому способу и 4) допущение погашения гербовых марок посредством одного лишь перекрещивания; Постановление СНК от 2 января 1920 г. о некоторых изъятиях о Гербовом сборе; по этому закону изъяты были от Гербового сбора все бумаги, акты и документы делопроизводственного имущественного характера по делам: 1) о социальном обеспечении и об охране интересов трудящихся, 2) о социалистическом землеустройстве и землепользовании и устройстве быта земледельческого населения, 3) о здравоохранении, 4) о снабжении населения продуктами и предметами личного и домашнего хозяйства, 5) об учреждении и объединении потребительских кооперативов и по сделкам кооперативов, реорганизованных по декрету от 20 марта 1919 г., с правительственными учреждениями и между собою, 6) о национализации торгпромпредприятий, 7) об организации профсоюзов и по их сделкам, 8) об отводе помещений, въезде и выезде, о ввозе и вывозе, покупке и продаже домашней обстановки и другой движимости, о выдаче свидетельств на право приобретения и ношения оружия, 9) о выборах в госучреждения и о выдаче мандатов, 10) об отмене наследования, 11) о реквизиции и конфискации помещений, вещей и товаров, 12) о принятии на службу в государственные учреждения и о прохождении ее, 13) о призыве в Красную армию и о прохождении службы в ней. 14) по производству чрезвычайных комиссий. Приведенный закон об изъятиях вызвал обширный разъяснительный циркуляр НКФ от 5 мая 1920 г.

После полуторагодового перерыва, в течение которого бездействовали, вследствие отмены, все налоги и сборы, одновременно с возникновением нэпа был введен в действие 1 марта 1922 г. новый — первый революционный — Устав о государственном гербовом сборе, естественно отразивший в себе особенности нового государственного строя. Это сказалось главным образом в стремлении переложить тяжесть обложения на более имущие классы населения и в установлении льгот для государственных предприятий и по делам, касающимся трудового класса (по социальному обеспечению и охране труда). Впрочем, ввиду внезапности восстановления налогов новый Гербовый устав в большей своей части взят был (по содержанию) из прежнего дореволюционного устава 1900 г.; изменена лишь, для облегчения и упрощения пользования им, самая система изложения: в самом Уставе, доведенном всего лишь до 24 статей (вместо прежних 200), помещены лишь общие положения, детализация же объектов обложения перенесена в краткий перечень, являющийся приложением к уставу, а детализация объектов изъятия — в подробный перечень; порядок оплаты и вообще порядок применения устава вошел в инструкцию. Кроме перечисленных, надо еще указать на следующие особенности Устава 1922 г.: 1) простой Гербовый сбор взимается не полистно, как прежде, а подокументно, за весь документ, из скольких бы листов он ни состоял; простой сбор установлен 4-х окладов (в прежнем уставе с последним повышением — 6 окладов); 2) обязанность уплаты сбора всегда лежит на частных лицах (по прежнему уставу это, в виде права, предоставлялось также и правительственным учреждениям); 3) пропорциональный сбор устанавливается в строго процентном (а не градационном, как прежде) отношении к сумме документа: 0,5 %, 0,25 % и 0,1 % (высший, средний и низший оклады); 4) бессрочные договоры оплачиваются по годовой сложности (а не по 12-летней) платежей ежегодно, т. е. введена как бы рассрочка платежа Гербового сбора; 5) срок для дополнительной оплаты пропорционального Гербового сбора документов с неопределенною суммою сокращен до двух недель (вместо прежнего 1 месяца); 6) копии документов, подлежащих пропорциональному Гербовому сбору, оплачиваются в размере лишь 0,1 части сбора с подлинника (прежде — наравне с подлинником, но не свыше 2 руб. за лист); 7) по сделкам, совершенным с участием, в качестве стороны, должностных лиц, отвечают перед Гербовым уставом лишь одни должностные лица (прежде и частные лица отдельно); 8) по сделкам между частными лицами ответственность установлена солидарная (прежде отдельно на каждую сторону); 9) ответственность эта состоит: а) для должностных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и привлечении к дисциплинарному взысканию (по прежнему уставу — 5-кратному штрафу без дисциплинарного взыскания), б) для частных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и сверх того 10-кратного штрафа (прежде лишь 10-кратного штрафа); 10) имущественные взыскания не налагаются, если нарушение обнаружено по истечении трех лет: по договорам и обязательствам — со дня окончания исполнения, а по всем остальным документам — со времени совершения; этим как бы устанавливается давность и на штрафы и на сбор (по прежнему уставу на сбор давности не было, а на штраф — для должностных лиц 5 лет, а для частных лиц общая земская — 10-летняя); 11) в изъятие из правила о солидарной ответственности частных лиц ответственность падает лишь на одну сторону: а) по документам, поступившим из-за границы — на получателей или исполнителей; б) по договорам личного найма — на нанимателей; в) по договорам о неустойках — на получателей неустойки; г) по доверенностям всякого рода — на доверителей, а при их несостоятельности — на доверенных; д) по документам, посылаемым за границу — на сторону, выдавшую документ; е) по транспортным документам, выдаваемым частными транспортными предприятиями, — на эти предприятия; ж) по документам, выдаваемым из корешковых книг или тетрадей, — на сторону, выдавшую документ, и з) по счетам потребительским — на сторону, выдавшую документ (по прежнему уставу в случаях, указанных в пп.: б, в, г и ж — на общем основании на обе стороны, а в случаях, указанных в пп.: е и з, — тоже на одну сторону, но в 30-кратном размере); 12) если нарушение допущено исключительно по незнанию или неясному пониманию закона (особенно по нарушениям формального характера: неправильная наклейка или погашение марок и пр.), но при условии уплаты Гербового сбора полностью (хотя бы и несвоевременно), то виновные могут быть освобождены от ответственности, если нарушение совершено в первый раз (в прежнем уставе этого правила не было); 13) поручительства в форме отдельного акта, вкладные билеты и сохранные расписки обложены пропорциональным сбором среднего оклада (в прежнем Уставе документы эти оплачивались простым Гербовым сбором 4-х окладов: 2 р., 1 р., 15 к. и 10 к., в зависимости от суммы, и лишь вкладные билеты при сумме вклада свыше 2.000 руб. оплачивались пропорциональным сбором низшего оклада); 14) договоры о перевозке грузов и товаров, в том числе железнодорожные накладные и коносаменты, обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по уставу 1900 г. договоры о перевозке — акт. сбором высшего оклада, а железнодорожные накладные и коносаменты — простым полистным сбором в 15 коп.); 15) договоры страхования, страховые полисы и заменяющие их документы обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по прежнему уставу страховые полисы и заменяющие их документы облагались простым Гербовым сбором 5-ти окладов: 2 р., 1 р., 15 к., 10 к. и 5 к., в зависимости от суммы страховой премии, по страхованиям нее от огня, когда сумма страховой премии более 400 руб. — актов, сбором высшего оклада); 16) для погашения марок на документах по сделкам допускается вторая подпись того же лица с перечеркиванием, марок и проставлением даты (по прежнему уставу это допускалось лишь на счетах). На протяжении непродолжительного действия устава 1922 г. последовало 3 существенных закона: 1) от 4 января 1923 г., введенный в действие с 15 января 1923 г., об усилении обложения Гербовым сбором внебиржевых торговых сделок (о купле-продаже, поставке и мене) с 0,1 % до 0,2 %; 2) от 11 апреля 1923 г., введенный в действие с 15 апреля 1923 г., об усиленных (удвоенных) окладах пропорционального Гербового сбора всех трех разрядов для некоторых сделок, сопряженных с повышенною выгодностью для сторон: 1) о продаже строений, о передаче торговых и промышленных предприятий, о дарении, об учреждении торговых и промышленных товариществ, выпускаемые акционерными и смешанными обществами акции, облигации и временные свидетельства — 1 %; 2) долговые денежные обязательства разных наименований, совершаемые между частными лицами (кроме векселей) — 0,5 % и 3) запродажные записи на строения и торговые или промышленные предприятия, договоры о перевозках, заключаемые между частными лицами, договоры о страховании товаров и домашнего имущества, а также о страховании процентных бумаг от тиражей и о страховании курса (репорт), надписи о передаче прав и обязанностей по договорам, упомянутым в этом законе — 0,2 %; 3) от 28 сентября 1922 г. — о восстановлении утраченного судебными местами права выносить определения о взыскании Гербового сбора и штрафа по представляемым им документам. Кроме этих главных законодательных актов, за время действия устава последовал целый ряд сепаратных постановлений НКФ об изъятиях как по объекту (для документов), так и по субъекту (для юридических и физических лиц).

1 января 1924 г. введен в действие действующий и поныне новый устав о государственном Гербовом сборе, утвержденный 17 августа. В общем, в основных своих положениях, новый Устав, или вернее, как он и называется, «Устав в новой редакции», не отличается сколько-нибудь резко от своего предшественника: он имеет дело с теми же объектами обложения, но к некоторым из них применяет другие, повышенные ставки и лишь сравнительно в редких, хотя и имеющих большое практическое значение, случаях устанавливает новые объекты обложения, находя их среди изъятий от Гербового сбора; он исходит от действующего порядка уплаты Гербового сбора, но вводит некоторое улучшение, стремясь к большему облегчению плательщиков сбора; он не уменьшает ответственности за нарушения правил гербового обложения, но вместе с тем более справедливо распределяет ее между должностными и частными лицами; наконец, он хотя не только не уменьшает числа изъятий, а наоборот, увеличивает и расширяет их и качественно и количественно, но делает это применяясь к требованиям нового государственного строя, новым формам жизни и посему вводя изъятия там, где они вызываются соображениями или политическими или экономическими. Действующий Устав является главным образом такою же кодификацией всего законодательного материала, предшествовавшего его изданию (кроме декрета еще около 50 постановлений НКФ об изменении и дополнении подробного перечня и инструкции о порядке применения), но кодификацией, сделанной при более благоприятных условиях, после достаточного обсуждения степени годности этого материала; в нем нашли место лишь несколько законодательных новелл, не имеющих законодательных прецедентов и вызванных к жизни при составлении и обсуждении его проекта мотивами и юридического и фискального характера. В частности заслуживают внимания следующие особенности действующего Устава, отличающие его от прежнего. I. В самом Уставе: 1) установление минимума пропорционального Гербового сбора (6 коп.); 2) сокращение срока для последующей оплаты с одного месяца до двух недель; 3) установление раздельной ответственности по сделкам с участием, в качестве стороны, должностных лиц; 4) сокращение числа случаев наложения взыскания лишь на одну сторону, выдавшую документы (из этого правила исключены: а) документы, вырезаемые из корешковых книг, б) документы транспортные, выдаваемые частными транспортными предприятиями, и в) счета потребительские — по всем этим документам ответственность положена на общем основании, т. е. солидарная); 5) фиксация трехлетней давности на Гербовый сбор; 6) учреждение губернских по Гербовому сбору комиссий для рассмотрения жалоб на постановления губфинотделов о наложении гербового штрафа и предоставление плательщикам права лично или через доверенного присутствовать в комиссии при рассмотрении дела и давать объяснения. Д. В табели обложения: 1) понижение размера оплаты Гербового сбора квитанций, выдаваемых должностными лицами частным лицам по их желанию — с 15 коп. до 6 коп.; 2) установление градации засвидетельствованных доверенностей на облагаемые Гербовым сбором в 1 р. 65 коп. и в 1 рубль и обложение незасвидетельствованных доверенностей на отдельные действия (так называемых доверительных записок) Гербового сбора в 15 коп.; 3) привлечение к обложению Гербового сбора большинства надписей, ранее не облагавшихся: а) поручительных и о переводе именных процентных бумаг на другое лицо или на предъявителя и обратно — 1 руб. 65 коп.; б) передаточных на векселях и других долговых обязательствах, вкладных билетах, сохранных расписках, свидетельствах товарных складов (варрантах), исполнительных листах, талонах к ассигновкам и т. п. документах — 6 коп.; в) платежных на договорах, обязательствах и других документах — 6 коп.; г) об отсрочках на всякого рода долговых документах и обязательствах — как самые документы, так и обязательства; д) о протесте (на векселях) — 1 рубль; 4) привлечение к обложению так называемых потребительских счетов (и юридически равнозначащих с ними документов: расписок, квитанций) по словесным сделкам пропорциональным Гербовым сбором вместо простого, 6-копеечного; 5) введение в закон определения торговой сделки, как «сделки о покупке товаров для перепродажи в торговых предприятиях, материалов для переработки в промышленных предприятиях, а также о покупке используемых без погашения при торговле или в промышленных предприятиях вспомогательных материалов, например упаковочных, смазочных, топливных, осветительных и тому подобных»; 6) повышенное обложение договоров и обязательств о комиссии — 1 % (вместо 0,5 %); 7) обложение абонементных билетов, квитанций и тому подобных документов абонентного характера пропорциональным Гербовым сбором — 0,1 %; 8) обложение счетов по словесным сделкам о перевозке как договоров, то есть пропорциональным Гербовым сбором низшего оклада. III. В перечне изъятий: 1) коммерческие, предприятия, находящиеся в ведении свободных от Гербового сбора учреждений и организаций, поименованных в перечне, от платежа Гербового сбора не свободны и уплачивают его наравне с частными лицами; 2) установление схемы, по которой определяется размер не облагаемого Гербовым сбором минимума суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, а именно, если сумма документа превышает не более как в 50 раз причитающийся с него Гербового сбора (правило, не отличающееся простотой и доступностью для широких масс); 3) копии документов, свободных от Гербового сбора, также освобождены от обложения, куда бы они ни представлялись, за исключением копий акцизных и промысловых патентов и бумаг, облагаемых консульскими сборами, а также выдаваемых телеграфными учреждениями засвидетельствованных копий с отправленных телеграмм; 4) изъяты от Гербового сбора приложения к разного рода письменным обращениям в правительственные учреждения и к должностным лицам, если приложения эти сами по себе Гербовому сбору не подлежат; 5) изъяты от Гербового сбора ответы правительственных учреждений и должностных лиц на свободные от сбора письменные обращения к ним, а также ходатайства, подаваемые им о выдаче документов, свободных от Гербового сбора; 6) освобождены от Гербового сбора документы по делам здравоохранения; 7) введен ряд изъятий для сельского населения: а) для документов по делам трудового землепользования и связанного с ним землеустройства и переселения на свободные земли, б) для письменных обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам по делам сельскохозяйственных мелиорации, по развитию специальных культур, по улучшению скотоводства и рыболовства, по развитию пчеловодства и шелководства; в) для документов по дополнительному к окладному государственному кратному страхованию строений от огня в сельских местностях; 8) изъяты от Гербового сбора копии бумаг и документов, подаваемые в судебные учреждения для сообщения противной стороне; 9) изъяты от Гербового сбора квитанции и расписки в получении содержания, зарплаты, пособий, пайков и т. п., также и из частных учреждений, предприятий и организаций; 10) изъяты от Гербового сбора жалобы (возражения) на обложение налогами и сборами, государственными и местными, за исключением жалоб, подаваемых центральным органам советской власти; 11) изъяты от Гербового сбора письменные обращения в правительственные учреждения и к должностным лицам по залогам, вносимым в казну в обеспечение исполнения договоров и обязательств; 12) § 79 Перечня предоставляет Наркомфину право освобождать от Гербового сбора всякие другие (кроме перечисленных в Перечне) документы, которые НКФ найдет необходимым освободить от Гербового сбора; это право широко использовано введением за время действия Устава весьма значительного числа изъятий, при. чем изъятия эти касались не только документов, но также юридических и физических лиц, на что Перечень права не дает. (Вообще же вопрос об изъятиях — самое уязвимое место действующего Устава.) IV. В инструкции по применению Устава: 1) указаны случаи, когда последующая оплата Гербового сбора документов не допускается: а) для документов, совершаемых при участии правительственных учреждений и должностных лиц; б) для векселей; в) для сделок, совершаемых на биржах (впоследствии Уставом допущена оплата не позже следующего за совершением сделки дня); г) для договоров с выдачей (фактической) аванса; д) для документов, выдаваемых из корешковых книг или тетрадей; 2) договоры на сумму «от — до» признаны договорами, подлежащими первоначальной оплате пропорциональным сбором по наименьшей сумме; 3) представление квитанции в оплате Гербового сбора документа наличными деньгами должностному лицу для учинения погасительной надписи не требуется; 4) правительственные учреждения и должностные лица при учинении погасительной надписи на оплачиваемом гербовыми знаками документе не входят в рассмотрение вопроса о правильности и своевременности оплаты его Гербового сбора и не несут по ней ответственности, если только сами они не участвовали в качестве стороны в совершении, выдаче, передаче, исполнении этого документа, а также в засвидетельствовании, регистрации, рассмотрении или утверждении; 5) при дополнительной оплате Гербового сбора договоров и сделок на неопределенную сумму пропорциональный сбор может быть перенесен на счет с погашением марок самими выдавателями счета; 6) погашение марок на документах может быть произведено, между прочими способами, также и специальною (второю и т. д.) подписью выдавателя документа, с перечеркиванием и проставлением даты (способ, широко открывающий путь для злоупотреблений); 7) приводится перечень документов, которые должны быть выдаваемы исключительно путем вырезывания их из корешковых книг и тетрадей с применением корешкового способа погашения марок: а) свидетельства, билеты и расписки по приему денежных вкладов, кроме вкладов на текущий счет; б) свидетельства, билеты и расписки, выдаваемые кредитными учреждениями в приеме вкладов на хранение, и магазинами, складами и т. п. предприятиями — всякого имущества на хранение; в) билеты, квитанции и т. п. документы абонементного характера, кроме абонементных железнодорожных билетов; г) счета или заменяющие их документы, выдаваемые ресторанами, кафе, гостиницами и другими предприятиями, на которые распространяется закон об обязательной выдаче счетов. V. Подробный перечень: А) Общие положения: 1) перечень изъятий дополнен здесь целым рядом существенных льгот по Гербовому сбору как для лиц юридических и физических (изъятия по субъекту), так и для бумаг и документов (изъятия по объекту), при чем в последнем случае проведено различие между изъятием для всех документов вообще и изъятием для бумаг делопроизводственных; в более развитом и детализованном виде изъятия повторены в самом Подробном перечне; 2) подчеркнуто еще раз (помимо перечня изъятий) новое правило о том, что в отношении Гербового сбора совершенно в одинаковом положении находятся бумаги как подаваемые, так и выдаваемые в ответы на них, т. е. если свободно от Гербового сбора письменное обращение, то также свободен от сбора и собственно ответ, или другая, выдаваемая в ответ бумага (документ), и наоборот, если свободен от Гербового сбора выдаваемый документ (свидетельство, справка, копия и т. д.), то не подлежит сбору и письменное обращение (ходатайство) о выдаче его; 3) впервые вводится в Подробный перечень определение понятия «копия» — «документ, заверенный или правительственным учреждением, иди стороной, выдавшей документ, либо участвовавшей в его совершении, но не той стороной, у которой находится копия»; 4) вводится правило, по которому пропорциональный Гербовый сбор не может быть ниже простого сбора IV разряда, т. е. 6 коп.; 5) вводится существенный корректив к закону (§ II Пер. изъят.) о необлагаемом минимуме суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, путем распространения этого правила также и на документы, подлежащие оплате пропорциональным Гербовым сбором (корректив этот вводится не в законодательном порядке). Б) В самом Подробном перечне: 1) изъяты от Гербового сбора договоры о найме рабочих не только в промышленные предприятия (заводы, фабрики и т. п.), но также и в торговые (склады, магазины и т. п.); 2) договоры с суммою «до» или «не свыше» признаны договорами на неопределенную сумму с оплатою их первоначально в 1 руб. 65 коп.; 3) договоры об отказе от договора или о его расторжении и об отсрочке исполнения договора или обязательства без увеличения суммы впервые разделены на договоры: а) с возмещением за расторжение или с вознаграждением за отсрочку — с оплатой их Гербового сбора в 0,5 % с суммы возмещения или вознаграждения и б) без возмещения за расторжение, или без вознаграждения за отсрочку, с оплатой их Гербового сбора в 1 р. 65 коп. как договоров, не подлежащих денежной оценке; 4) по принятым к исполнению заявлениям о поставке электрической энергии для освещения на неопределенную сумму пропорциональный Гербовый сбор уплачивается на счетах; от уплаты первоначального простого Гербового сбора (1 руб. 65 коп.) эти заявления освобождены; 5) обращение нескольких лиц по одному общему делу (коллективные), а также одного лица по нескольким предметам в одной бумаге оплачивается Гербовый сбор как один документ, ответы же по таким обращениям — по числу ответов; б) обращения контрагентов казны по подрядам и поставкам о выдаче им денег или о производстве расчетов, если эти обращения вытекают из принятых контрагентами обязательств и договоров и не требуют особых ответов, кроме уплаты денег и производства расчетов, от Гербового сбора изъяты; 7) изъятие от Гербового сбора обращений рабочих и служащих правительственных учреждений по делам, связанным с прохождением ими службы, распространено также и на бывших сотрудников правительственных учреждений; 8) счета на акциз, наложенный на товар, оплачиваются Гербовым сбором на общих для счетов основаниях, по характеру счетов. Наконец, из изданных впоследствии узаконений по Гербовому сбору надо указать на следующие: 1) об обложении всех без исключения выписок о рождении и смерти 15-коп. сбором, 2) валютных и фондовых сделок — простым Гербовым сбором в 6 коп., 15 коп., 1 руб. и 1 руб. 65 коп., 3) текущих счетов — простым 15-копеечным вместо пропорционального, 4) об изменении § 2 Перечня изъятий в смысле освобождения от Гербового сбора госпредприятий, состоящих на бюджете, 5) об освобождении от Гербового сбора учреждений сельскохозяйственного кредита, 6) плановых поставок минерального топлива, 7) судебных исков до 25 руб., ходатайств и жалоб по налогам до 25 руб., 8) об оплате Гербовым сбором договоров, подлежащих обязательному нотариальному засвидетельствованию в момент их подписания на общем основании, 9) о расширении корешкового способа оплаты документов Гербовым сбором путем распространения его на документы, выдаваемые из копировальных книг, 10) об изъятии от Гербового сбора: а) письменных обращений частных лиц и организаций в волостные, районные и соответствующие им исполкомы и сельсоветы по всем делам, кроме дел, касающихся торговых и промышленных предприятий, и б) письменных ответов на эти обращения; 11) об изъятии от Гербового сбора крестьянских обществ взаимопомощи, 12) об изъятии от Гербового сбора коллективных и трудовых договоров и документов по их исполнению и 13) о Гербовом сборе с документов по торговым сделкам биржевым и внебиржевым, подлежащим обязательной регистрации на бирже (пост. ЦИК и СНК от 17 сентября 1926 г.). Кроме того, имеется длинный ряд всевозможных изъятий от Гербового сбора, перечислять которые здесь нет необходимости. В настоящее время заканчивается пересмотр действующего Гербового устава с целью его упрощения и облегчения пользования им; между прочим предполагается отказаться от усиленных ставок пропорционального Гербового сбора, сократить число ставок как простого, так и пропорционального сбора, установить минимум и максимум ответственности (от — до) за нарушения Гербового устава, значительно сократить изъятия и пр.

Гербовый сбор, государственный сбор, взимаемый посредством принудительного (по требованию закона) употребления для написания деловых бумаг, актов и документов гербовой бумаги или снабжения употребленной для сего простой бумаги гербовыми знаками. Впервые гербовый сбор был изобретен в Голландии, где и был введен в 1624 г.; примеру Голландии последовали в ХVII-м же веке и другие страны. В России гербовый сбор был установлен указом Петра Великого 23 января 1699 г. в виде требования писать крепости, челобитные и выписки в приказах на клейменой или орленой бумаге, которая была трех сортов: 1) под большим орлом — стоимостью 10 коп., 2) под гербом величиной против золотого — 1 коп. и 3) за печатью в половину золотого — 1 деньга. Обязательное употребление гербовых знаков для письменных актов представляет собой в сущности лишь форму взимания сборов, которые по существу своему могут быть при этом очень различны: это может быть пошлина, когда, например, оплачиваются гербовым сбором прошения, подаваемые в различные правительственные учреждения и вызывающие известную деятельность последних в интересах просителей, и, может быть, настоящий налог, когда облагаются различные деловые акты, совершаемые между собой частными лицами без всякого участия государственных учреждений, как договоры, векселя и т. п. Поэтому иногда сборы, взимаемые посредством гербовых знаков, в законодательстве и государственных росписях разделяются по своему существу, как, например, в Германии (Wechselstempelsteuer, Spielkartenstempelsteuer и др.), иногда же, несмотря на свое внутреннее различие, объединяются в одной формально однородной группе, как во Франции, России и др. Круг письменных актов, на которые распространяется гербовый сбор, далеко также не совпадает в разных странах и в разные эпохи, но обыкновенно он расширяется по мере развития делового оборота. От этих двух условий, а также от высоты ставок гербового сбора зависит, его доходность и, следовательно, его финансовое значение для государства. В Англии гербовый сбор дает казне 9,6 млн. фунтов стерлингов, во Франции — 252,8 млн. франков, в Австрии — 64 млн. крон, в Италии — 73 млн. лир (по сметам на 1911 г.). Особой быстротой роста отличается гербовый сбор в России: еще в 1878 г. он давал менее 10 ½ млн. руб., в 1883 — 15,7 млн. руб., в 1888 — 20 млн. руб., в 1906 — 49,4 млн. руб., в 1908 — 59,8 млн. руб., в 1910—75,7 млн. руб., по смете на 1912 г. предположено 81 млн. руб.; этот рост объясняется, с одной стороны, непрерывным повышением ставок сбора и расширением его применения на новые виды документов, с другой — развитием промышленной жизни страны и делового оборота. В виде достоинств гербового сбора указываются: «1) Все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта, могут быть подведены под гербовый сбор; широкое распространение гербового сбора обусловливает, особенно в странах с развитыми деловыми отношениями весьма высокую его доходность. 2) Взимание гербового сбора необыкновенно легко и обходится казне дешево: со стороны правительства требуется лишь заготовка марок и бумаги, достоинством не превышающей обыкновенную писчую бумагу, и забота о том, чтобы они были распространены по всему государству; на контроль за взиманием сбора не требуется никаких затрат, так как за этим следят те же самые учреждения, в которые обложенный сбором акт поступает» (И. Янжул). Основным недостатком гербового сбора является невозможность соразмерить его каким бы то ни было способом с налогоспособностью плательщиков и, следовательно, его неравномерность; он, далее, несомненно стесняет деловой оборот страны и, при часто встречающейся крайней сложности и недостаточной ясности законодательства, легко влечет за собой излишние платежи в виде штрафов за невольные нарушения гербовых уставов. Во всяком случае, фискальные выгоды гербового сбора обеспечивают за ним прочное положение в современных государственных бюджетах. По способу своего исчисления гербовые сборы бывают или твердыми, постоянными, взимаемыми в определенной сумме с того или иного рода документов, или пропорциональными, соразмеряющимися с суммой, указанной в документе; во Франции существует кроме того гербовый сбор, соразмеряющийся с размером бумаги и, следовательно, с размерами самого документа. В России гербовому сбору, за указанными в законе изъятиями, подлежат: 1) подаваемые в правительстве установления или должности, лицам и выдаваемые ими бумаги; 2) составляемые и выдаваемые в пределах империи акты и документы разного рода; 3) выпускаемые в империи земскими, городскими и другими обществами и сословными установлениями, а также обществами и товариществами процентные бумаги и 4) акты, документы и процентные бумаги, совершенные и выданные за границей, когда они представляются для исполнения или поступают в обращение (%-ные бумаги) в империи. Гербовый сбор установлен двоякого рода: 1) простой, взимаемый в определенном окладе, и 2) пропорциональный, исчисляемый в %-м отношении к сумме акта. Простой сбор имеет 6 окладов: 1 руб. 25 коп., 75 коп., 20 коп., 15 коп., 10 коп. и 5 коп. Пропорциональный гербовый сбор установлен двух видов: вексельный — в размере 15 коп. с каждых 100 руб. суммы — с векселей, заемных писем, других личных долговых обязательств и пр., и актовый — высшего оклада в размере 50 коп. с каждых 100 руб. суммы (до 10 000 руб. и по 5 руб. с каждой последующей тысячи) — с актов и документов имущественного свойства, и по 5 / 10 % с суммы процентных бумаг, и низшего оклада — в размере 5 коп. с каждых 100 руб. суммы акта (до 10 000 руб. и по 50 коп. с каждой последующей тысячи). Относительно каждого вида гербового сбора в законе содержится подробное перечисление подлежащих ему бумаг, и затем особо указаны многочисленные изъятия от гербового сбора. Оплата гербового сбора производится: 1) изложением актов и пр. на гербовой бумаге, достоинство которой соответствует окладу причитающегося сбора; 2) приобщением гербовой бумаги на соответствующую сумму к актам и пр., писанным на простой бумаге или на гербовой, но ненадлежащего достоинства; 3) наложением гербовых марок на сумму сбора и 4) в некоторых случаях наличными деньгами. За нарушения правил о гербовом сборе установлены тяжелые взыскания и штрафы. См. издания Устава о гербовом сборе Анисимова, Тихотского; Мичурин, «Оплата гербового сбора торговых сделок» (1909); Палибин, «Правила о гербовом сборе применительно к железным дорогам» (1908); Нюрнберг, «Справочная книга по гербовым сборам для лиц торгово-промышленного класса» (1910).

Словно в ответ на растущие признаки недовольства колоний британское правительство разместило там свои войска на постоянной основе. До войны с французами и индейцами, когда колониям не давали покоя индейцы, голландцы, испанцы и французы, британских войск в этих местах не было. И вот теперь, когда все опасности были позади, после заключения Парижского договора парламент проголосовал за размещение в колониях постоянного формирования из 10 000 британских солдат.

Это было явно больше необходимого - и больше того, о чем просили британские генералы, находившиеся в Америке. Больше того: британских солдат размещали не на фронтире, где еще можно было бы говорить об их необходимости на случай восстаний индейцев или набегов испанцев. Ничего подобного! Их расквартировали в наиболее крупных и благоустроенных городах.

Американцы могли возражать - и делали это вполне убедительно, - говоря, что солдат перевели в Америку для того, чтобы дать работу армейским офицерам, которых в противном случае по завершении войны пришлось бы отправить в отставку с половинным жалованьем. Разместили же эти отряды так, чтобы их можно было использовать против недовольных американцев, а отнюдь не против каких-то врагов Великобритании. Британское правительство осталось глухо к этим жалобам. В метрополии были проблемы, которые казались гораздо более серьезными: проблемы финансовые.

В апреле 1763 года премьер-министром стал Джордж Гренвиль, перед которым встала неразрешимая задача. Британский государственный долг в результате войны с Францией достиг 136 миллионов фунтов. Для тех дней это была громадная сумма, и к тому же правительственные расходы также возросли. Совершенно необходимо было ввести новые налоги, но эта мера всегда бывает крайне непопулярной. Попытки Гренвиля ввести тот или иной налог неизменно блокировал неумолимо настроенный парламент (при поддержке столь же неумолимо настроенного населения Британии). Наконец, отчаявшемуся Гренвилю пришло в голову разместить налоги в колониях. В конце концов, государственный долг образовался в результате войны, которая во многом велась в интересах колоний, - и именно с их порога убрали угрожавших им французов. Кроме того, во время войны американцы процветали и богатели во многом благодаря контрабанде, которая приносила им прибыли в ущерб британцам.

Тогда почему бы американцам теперь не поучаствовать в компенсации военных расходов? В 1764 году Гренвиль провел через парламент Закон о сахаре, который повысил пошлины на сахар, вино, кофе и ткани. Это были косвенные налоги: их платили импортеры, которые затем перекладывали свои расходы на потребителя. Однако, несмотря на все усилия британцев, такие косвенные налоги собирались с большим трудом, а контрабанда продолжала создавать огромный разрыв между теми суммами, которые должны были бы поступать, и теми, которые удавалось получать в реальности.

Гренвиль также принял законы, запрещавшие колониям выпускать бумажные деньги. Бумажные деньги в целом стоили меньше своего номинала в золоте. Из-за этого должникам было выгодно выплачивать долги бумажными деньгами. Поскольку в целом американцы были должниками британцев, бумажные деньги были выгодны колониям и невыгодны британским торговцам. Однако этого было явно мало. Необходимо было нечто иное прямой налог. Надо было заставить потребителя платить некие суммы в определенных обстоятельствах при таких условиях, чтобы платы избежать было бы невозможно. Возникла прекрасная идея сделать все официальные бумаги недействительными при отсутствии особой гербовой марки, а затем брать за такую марку деньги, которые поступали бы британскому правительству. Марки можно было сделать различного номинала, начиная с нолупенса и кончая десятью фунтами, и каждаяофициальная сделка требовала бы марки по цене, соответствующей ситуации.

Любой обратившийся в суд должен представить бесчисленное количество бумаг - и на каждую надо будет поставить гербовую марку ценой три шиллинга. Любой получивший диплом должен заплатить два фунта за марку, которая будет на него поставлена, - иначе он не получит этого диплома. Различные лицензии также потребуют марки, как и купчие, газеты, объявления, альманахи, игральные карты и кости.

Такой налог обязательно окажется прибыльным, так как избежать его будет невозможно, поскольку без марки любые сделки и бумаги будут незаконными. А если вдобавок к этому учредить суровые штрафы за нарушения, то, по подсчетам, налог мог давать 150 000 фунтов в год.

Единственной уступкой чувствам американцев было то, что правительственные агенты, которые должны будут продавать марки и собирать налоги, будут не британцами, а американцами. Похоже, было, что такая мысль парламенту понравилась. Закон о гербовом сборе был принят 22 марта 1765 года и должен был вступить в силу 1 ноября того же года. А затем, 15 мая 1765 года, парламент принял Закон о постое, согласно которому при необходимости британских солдат можно было размещать в частных домах.

Предлогом стало недостаточное количество в колониях казарм, где можно было бы должны образом разместить солдат. Однако было совершенно очевидно, что солдаты, поселенные в жилом доме против воли его хозяина, могут оказаться очень неудобными гостями, а если тщательно подбирать такие дома, то право помещать солдат на постой можно будет использовать как способ наказания тех лиц, которые вызвали недовольство правительства. Хотя между этими двумя законами связи не было, американцы были уверены, что Закон о постое был принят для того, чтобы подавить протесты против гербовых марок, расквартировав солдат в домах наиболее активных протестующих. Если Закон о постое был задуман как средство заставить американцев не высказывать своего мнения о Законе о гербовом сборе, то он не сработал. По правде говоря, трудно было бы придумать другой такой же налоговый закон, который бы настолько же быстро невзлюбили американцы. Во-первых, Закон о гербовом сборе был первым прямым налогом, которым британское правительство обложило жителей колоний. Впервые любому американцу приходилось запускать руку в свой личный карман за деньгами, которые должны были прямо отправиться королю Великобритании. Достаточно плохо было уже то, что этот налог облегчал карман колониста, а новизна такого приема еще сильнее усугубляла положение.

К тому же этот закон особенно больно ударял по тем группам населения, которые были способны прекрасно выражать свои мысли и обладали немалым влиянием:.по юристам, которые обнаружили, что гербовые марки необходимы для каждого официального документа, и по издателям газет, на чью продукцию также предписывалось ставить марки. На тот момент в стране печаталось двадцать пять газет - и у них была масса читателей. Более того, Закон о гербовом сборе был всеобщим, поскольку распространялся в равной мере на все колонии: тем самым британцы лишились возможности восстановить одну часть против другой, - а время его появления пришлось на послевоенный период экономического спада. Все эти факторы сделали Закон о гербовом сборе совершенно неприемлемым для американцев. Прежде всего, американцы не признали справедливость этого налога. Они утверждали, что британцы понесли огромные расходы в войне, которая велась в первую очередь в защиту британских интересов в Европе и Азии. В той части военных действий, которые велись в Северной Америке, сами американцы участвовали людьми и деньгами, причем это участие было совершенно не пропорционально населению.

Но даже если бы этот закон был справедливым, он был бы неприемлем принципиально, потому что его навязали им без их согласия, а это было нарушением «естественного права», а также прав американцев как свободных подданных короны. Джеймс Отис нашел для него фразу, которая облетела все колонии и стала призывом к действию для всех, кому в это десятилетие предстояло оказывать сопротивление британскому правительству. Он сказал: «Налогообложение без представительства - это тирания». Иными словами, американский парламент мог бы принять решение о введении такого закона, как Закон о гербовом сборе, и о передаче полученных с его помощью средств Великобритании, и это было бы законно. Или американские представители могли бы заседать в британском парламенте и выступить против Закона о гербовом сборе, но он мог быть принят в результате голосования большинством парламентариев - и это по-прежнему было бы законно. А вот принятие закона без предоставления американцам возможности изменить мнение парламентариев было незаконно и являлось актом тирании

Британцы смотрели на это иначе. В то время за представителей, выдвигавшихся в парламент, могли голосовать только люди, обладающие собственностью определенного размера. Большинство британского населения права голоса не имело и не было представлено в парламенте, однако их можно было облагать налогом по решению парламента - и это делалось.

Однако американцы считали такую аналогию фальшивой. Пусть не обладающий собственностью житель Великобритании и не имел права голоса, но он легко мог о себе заявить. Он мог кричать, устраивать демонстрации и бунты, и если закон оказывался достаточно непопулярным, то поднявшиеся из-за него волнения заставили бы парламент призадуматься, особенно после событий прошлого века, когда король Карл 1 был казнен, а король Яков 2 - изгнан.

И наоборот, кого в парламенте будут волновать протесты и бунты, которые происходят на территории, удаленной от метрополии на пять тысяч километров и находящейся за океаном? И действительно, принимая Закон о гербовом сборе, парламент не видел оснований тревожиться из-за недовольства, которое будет проявляться настолько далеко. Американцам предстояло найти способы заставить парламент встревожиться.

гербовый сбор

денежные средства, взимаемые государством в виде налога на документы, оформление которых необходимо при оформлении ряда операций, сделок (регистрация фирмы, увеличение акционерного капитала, передача ценных бумаг, оформление опеки и др.).

Словарь финансовых терминов

ГЕРБОВЫЙ СБОР

государственные налоги, которыми облагаются все операции, связанные с ценными бумагами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гербовый сбор

государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. В СССР взимание гербового сбора отменено с 1930 с введением единой государственной пошлины (с 1942 - государственной пошлины). С 1991 в Российской Федерации взимается гербовый сбор по операциям с ценными бумагами.

Большой юридический словарь

гербовый сбор

налог, взимаемый государством за совершение различного рода операций, составление документов, регистрацию сделок и пр. В настоящее время в России не взимается.

Гербовый сбор

особый государственный сбор, взимаемый с отдельных лиц и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание Г. с. производится путём продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Г. с. уплачивается либо в твёрдой сумме с каждого вида документа (простой Г. с.), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный Г. с.). Впервые был введён в Нидерландах в 1624. В России Г. с. был установлен Петром I в 1699. В Советском государстве Г. с. взимался с 16 февраля 1922 и отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930. При подаче заявлений в судебные органы взыскивается государственная пошлина.

Википедия

Гербовый сбор

Гербовый сбор - налог , взимаемый при приобретении недвижимости и земли, а также при покупке акций, бондов и других инвестиционных инструментов. Принадлежит к разряду пошлин и взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

Уровень налоговой ставки

Стоимость жилой недвижимости

Стоимость коммерческой недвижимости

свыше £125,000 - £250,000

свыше £150,000 - £250,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £250,000 - £500,000

свыше £500,000

свыше £500,000

свыше £1,000,000

С предприятий и гербовый сбор так и не были введены в действие.  

В результате такой неточности к системе налогов были причислены те платежи в бюджет, которые не обладали признаком индивидуальной безвозмездности, а именно платежи за пользование природными ресурсами , государственная пошлина , лесной доход , плата за воду, гербовый сбор и др., которые на самом деле носят характер своеобразной оплаты либо оказываемых государственными органами услуг, либо принадлежащих государству ресурсов.  

Если два лица заключили между собой какой-либо договор имущественного характера, то документ, представляющий собой письменное выражение договора, оплачивался пропорциональным налогом с суммы договора. В СССР большая часть договора облагалась пропорциональным гербовым сбором 1-го разряда в размере 0,5% с суммы документа, некоторые документы облагались гербовым сбором 2-го разряда в 0,25% с суммы. Налог на счета устанавливался в виде гербового сбора со счетов, выдаваемых торговыми предприятиями. Точно так же облагались квитанции и расписки.  

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать , гербовые сборы, пробирная пошлина , экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.  

До 1780 г. доход от гербового сбора составлял ежегодно не более 50 тыс. руб. с 1780 по 1797 г. казна имела чистого дохода от гербовой  

До Александра I заведование гербовым сбором переходило от одного учреждения к другому. С 1811 г. заведование гербовым сбором  

Уменьшение и последующая отмена выкупных платежей в значительной мере были компенсированы повышением существовавших и введением новых видов налогов . Были увеличены акцизы на спирт (сначала до 8 коп. по Закону 19 мая 1881 г., затем до 9 коп. за градус, по Закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.) повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены ставки таможенных пошлин на ряд импортируемых товаров (при этом закрыт транзит через Закавказье), повышены ставки налога с недвижимых иму-ществ в городах (13 мая 1883 г.), увеличен в 1,5 раза поземельный налог , повышены налоги на заграничные паспорта. Был введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), введен налог на денежный капитал и налог на переход имуществ безвозмездными способами (налог на дарения и наследства).  

Реформированию подвергается система гербовых, судебных и пробирных пошлин простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 коп. цена актовой бумаги увеличена на 25%. В 1888 г. увеличен гербовый сбор с процентных бумаг действие Гербового устава распространено на товарные складские свидетельства (1889). Судебные пошлины получают характер гербового сбора при сумме свыше 25 руб. они должны были уплачиваться наличными деньгами , до 25 руб. - особыми гербовыми марками (1890). В 1891 г. была повышена пробирная пошлина с золотых изделий с 15 до 30 коп., с серебряных - с 1 до 2 коп.  

Впервые введенный при Петре I гербовый сбор (см. 2.1. Налоговые реформы Петра I) относился к разряду пошлин и представлял собой налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала , доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг , акций, облигаций, соглашение об опеке, посредничестве, представительстве и др.  

Гербовый сбор в России взимался двумя способами 1) путем обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги 2) путем накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.  

Фискальные преимущества гербового сбора состояли в том, что под него могли быть подведены все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта. Взимание его не требовало особых правительственных органов и дешево обходилось казне.  

С 1874 г. широкое распространение получает употребление гербовых марок, наклеиваемых на простую бумагу. Законодательную основу взимания сбора во второй половине XIX - начале XX в. составлял Устав о гербовом сборе издания 1886 г. (Свод Законов, т. V).  

По своей организации и в зависимости от характера документа гербовый сбор в России подразделялся на 1) твердый, или постоянный (когда прямо определяется цифра сбора для известных сделок или известных сношений частных лиц между собой и с государственными учреждениями, без всякого отношения к сумме сделки или акта) - простой сбор 2) пропорциональный, или изменяющийся (когда размер сбора определяется в соответствии с суммой сделки или акта).  

Простой гербовый сбор был установлен пяти размеров в 80, 60,15, 10 и 5 коп. за каждый лист гербовой бумаги . Простым гербовым сбором в 80 коп. облагались всякого рода бумаги, поступающие от част-  

С 1888 г. гербовым сбором оплачивались всякого рода процентные бумаги русские - при первоначальном выпуске их в обращение, а иностранные - при поступлении их в обращение в пределах империи. По этой разновидности сбора было установлено 10 разрядов от 15 коп. (для бумаг ценностью до 50 руб.) до 10 руб. (для бумаг ценностью свыше 5000 руб.).  

Пропорциональным гербовым сбором облагались 1) акты и документы по личным долговым обязательствам (была установлена вексельная гербовая бумага) 2) акты и документы по другим имущественным сделкам на суммы не менее 50 руб. (было установлено 23 вида гербовой (актовой) бумаги). Передача контрактных обязанностей, совершаемая не особым актом, а передаточной надписью на самом контракте, оплачивалась простым гербовым сбором в 8 коп., если сумма передаваемых обязательств была не менее 50 руб., в противном случае такие акты освобождались от обложения гербовым сбором.  

От уплаты гербового сбора освобождались отдельные виды дел в государственных ведомствах и установлениях (дела о преступлениях и проступках, о воинской повинности, об устройстве быта крестьян, о  

Нарушения правил о гербовом сборе влекли за собой для каждой из сторон, участвовавших в сделке, не оплаченной гербовым сбором, штраф в 10-кратном размере невнесенного сбора. Штрафу в 30 раз против установленного размера гербового сбора подвергались лица, выдавшие накладные, платежные расписки, счета, удостоверявшие получение денег, товаров и др. предметов, вообще акты и документы, освобождавшие от выполнения обязательства, - без оплаты их гербовым сбором.  

Нарушения правил гербового сбора покрывались давностью 1) когда со времени совершения таких нарушений должностными лицами прошло 10 лет 2) когда совершенные частными лицами с отступлением от правил о гербовом сборе договоры и обязательства утратили, за давностью, свою силу. Но на взимание самого гербового сбора (без штрафов) давность не распространялась.  

В России вследствие недостаточного развития промышленности и торговли поступления с гербового сбора были относительно невелики в 1810 г. гербовый сбор доставил около 1575 тыс. руб., к 1859 г. он возрос до 14 млн руб. серебром.  

Значительное увеличение дохода по гербовому сбору было отмечено в 1879 г. как результат увеличения цены простой гербовой бумаги , гербовых марок, актовой и вексельной гербовой бумаги и введения в губерниях Царства Польского вексельной бумаги на основании Закона 26 декабря 1878 г. В 1882 г. последовало новое увеличение гербового дохода, которое было результатом введения с 1 июля 1882 г. вексельной бумаги и повышения цен. В 1885-1886 гг. поступления по гербовому сбору уменьшались, а в 1887 г. снова возросли вследствие повышения с 1 июля 1887 г. размера простого гербового сбора и цен актовой бумаги . Впоследствии поступления от сбора непрерывно возрастали и в 1890 г. достигли 21,2 млн руб. Расходы на заготовление и укупорку гербовой бумаги , марок, банков и бандеролей составляли в 1890 г. около 765 тыс. руб., а на содержание Гербового казначейства - 34,6 тыс. руб. В том же году только штрафы за нарушения Гербового устава принесли казне доход около 800 тыс. руб.1  

Взимание гербового сбора было отменено в период новой экономической политики (в 20-е гг. XX в.).  

В первые годы в Советской России взимался гербовый сбор по несколько измененному дореволюционному законодательству, а в октябре 1920 г. был отменен.  

Федеральные (государственные) налоги - налог на добавленную стоимость (НДС).,отчислеиие на воспроизводство минеральных ресурсов, акцизы, всевозможные гербовые сборы госпошлина регистрация банков и предприятий транспортный налог налог с имущества, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами , налог на доход с физических лиц, таможенный тариф платежи за пользование природными недрами, налог за обслуживание дорог и т.д.  

Гербовым сбором облагались сделки с векселями, акциями, облигациями, договоры о поставках, подрядах, страховании и т. д. Целями введения этого налога считались рационализация и минимизация документооборота внутри народного хозяйства , дебюрократизация хозяйственной жизни.  

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курба-  

В период царствования Александра I (1777-1825, российский император с 1801) были реформированы следующие виды налогообложения оброчный сбор , гильдейский сбор , пошлина с наследств, горная подать , гербовый сбор, питейный сбор , вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества , кибиточная подать , попудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей (см. 3.3. Земские повинности в первой половине XIX в.), реформируется система организации сбора налогов.  

Существенные изменения были внесены в систему сбора косвенных налогов . С 1818 г. в России действовала казенная продажа вина. Канкрин восстановил откупную систему, что позволило увеличить питейные доходы на 81 млн руб. (в 1827 г.) по сравнению с казенной продажей вина. При Канкрине был введен акциз на табак. В 1842 г. был увеличен гербовый сбор.  

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!